Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Уровневый подход при формировании общих компетенций у обучающихся по профессии «Секретарь»

26.01.2012 462 3647
Мулина Н.В., мастер производственного обучения высшей квалификационной категории

Краевой колледж предпринимательства

В рамках реализации ФГОС у обучающихся помимо профессиональных компетенций необходимо формировать общие компетенции (ОК).


Одной из компетенций, обеспечивающих эффективную деятельность специалиста в производственной среде, является ОК «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач». Однако, нам кажется, что данная компетенция не должна ограничиваться только поиском информации, следует еще уметь ее  извлекать и обрабатывать. 


Рассмотрев ФГОС по профессии 034700 «Секретарь», а также критерии информационной компетенции (информационный, технологический, рефлексивно-результативный), была предпринята попытка проанализировать требуемые знания, умения и практический опыт для определения уровней развития этого качества у обучающихся.


Можно выделить три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетенции: низкий, средний, высокий. Следует сказать, что информационная компетенция  развивается, переходя с одного уровня на другой, при этом каждый раз ее состояние можно диагностировать, исходя из соответствия структуры и содержания знаний и умений определенному уровню развития.


С целью формирования общей компетенции в области работы с информацией в профессиональном модуле «Управление документационной деятельностью» при подготовке секретарей были сформулированы ориентировочные требования к знаниям, умениям и практическому опыту в соответствии с тремя уровнями овладения:


Пороговый (первый - репродуктивный)

Знать: правила орфографии и пунктуации русского языка, функциональные стили русского языка, требования к качеству выполняемых работ.

Уметь: пользоваться терминологией деловой речи, пользоваться современными словарями справочниками по русскому языку и практической стилистике, применять основные правила оформления текстового материала, анализировать текст.

Иметь практический опыт: применения справочной литературы, анализа текста.

 

Стандартный (второй - продуктивный)

Знать: основные критерии оценки качества работы секретаря с документами, текстами, информацией.

Уметь: правильно употреблять корректурные знаки, обрабатывать текстовую и табличную информацию, обеспечивать качество выполняемых работ.

Иметь практический опыт: анализа текста, правки текста, анализировать качество оформления текста, извлекать информацию из одного источника,  пользоваться возможностями сети Интернет.

 

Эталонный (третий - творческий)

Знать: основы информационной культуры,  компьютерные программы для обработки текста,  правила общения.

Уметь: выбирать методы логического построения текста, профессионально осуществлять набор текстов на ПК,  самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополняя словарный запас,  сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников,  использовать ПК и оргтехнику для решения конкретных практических задач,  уметь владеть способами бесконфликтного общения,  общаться  (устно и письменно) на профессиональные темы, создавать презентацию.

Иметь практический опыт: критического анализа текста, представления информации в виде связного устного или письменного ответа, формулировать выводы, вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы.

Такой подход позволит осуществить отбор содержания и дидактических средств обучения для развития этих компетенций.


Самым сложным, но при этом самым существенным в технологии, связанной с формированием информационной компетенции, является поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации. Особенностью общих компетенций является то, что результат образования формируется и проявляется  (т.е. может быть оценен) только в процессе деятельности. Следовательно, большее внимание со стороны педагога должно уделяться практической направленности заданий.


Для формирования информационной компетенции обучающихся разрабатывается система упражнений, которую можно расценивать и как формирующую, и как диагностирующую, так как средства позволяют не только выявить имеющиеся затруднения, но и определить сформированность навыков, а также оценить степень их развития у обучающихся.


Используя данную систему упражнений  можно реализовать дифференцированный подход в обучении, поскольку она  включает задания нескольких уровней сложности.


Например, к первому уровню  можно отнести такие задания:

  • восстановить логическую последовательность описываемых событий текста;
  • подчеркнуть в тексте ключевые слова и с помощью их сформулировать вывод;
  • разделить текст на смысловые части, озаглавить эти части;
  • в тексте пропущено одно короткое слово, из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста, найти это предложение и исправить опечатку;
  • по представленным словам составить небольшой рассказ;
  • прочитать текст и написать резюме;
  • сформулировать вопрос к данному тексту, ответ  на который раскрывает главный смысл в тексте, обобщить информацию из двух представленных документов и т.д.

На 2-ом уровне обучающиеся уже самостоятельно выполняют рефераты, доклады  по заданным темам, что способствует формированию и развитию навыков информационного поиска, самостоятельного мышления учащегося.


На 3-ем - разрабатывают проекты и пишут исследовательские работы.

Таким образом, предстоящая работа по реализации требований ФГОС базируется на уже имеющемся педагогическом опыте с одной стороны, в тоже время складывается новый опыт формирования информационной компетенции как системы последовательных действий, основанных на структуризации материала и специально разработанных дидактических средств, что возможно при целенаправленном планировании как формирования, так и оценивания общих компетенций в процессе всего курса обучения.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*