Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ рамках
реализации ФГОС у обучающихся помимо профессиональных компетенций необходимо
формировать общие компетенции (ОК).
Одной из
компетенций, обеспечивающих эффективную деятельность специалиста в
производственной среде, является ОК
«Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач». Однако, нам
кажется, что данная компетенция не должна ограничиваться только поиском
информации, следует еще уметь ее
извлекать и обрабатывать.
Рассмотрев ФГОС по профессии 034700 «Секретарь», а также
критерии информационной компетенции (информационный, технологический,
рефлексивно-результативный), была предпринята попытка проанализировать
требуемые знания, умения и практический опыт для определения уровней развития
этого качества у обучающихся.
Можно выделить три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетенции: низкий, средний, высокий. Следует сказать, что информационная компетенция развивается, переходя с одного уровня на другой, при этом каждый раз ее состояние можно диагностировать, исходя из соответствия структуры и содержания знаний и умений определенному уровню развития.
С целью формирования общей компетенции в области работы с информацией в профессиональном модуле «Управление документационной деятельностью» при подготовке секретарей были сформулированы ориентировочные требования к знаниям, умениям и практическому опыту в соответствии с тремя уровнями овладения:
Пороговый (первый - репродуктивный)
Знать: правила орфографии и пунктуации русского языка, функциональные стили русского языка, требования к качеству выполняемых работ.
Уметь: пользоваться терминологией деловой речи, пользоваться современными словарями справочниками по русскому языку и практической стилистике, применять основные правила оформления текстового материала, анализировать текст. Иметь практический опыт: применения справочной литературы, анализа текста.
Стандартный (второй - продуктивный) Знать: основные критерии оценки качества работы секретаря с документами, текстами, информацией. Уметь: правильно употреблять корректурные знаки, обрабатывать текстовую и табличную информацию, обеспечивать качество выполняемых работ. Иметь практический опыт: анализа текста, правки текста, анализировать качество оформления текста, извлекать информацию из одного источника, пользоваться возможностями сети Интернет.
Эталонный (третий - творческий) Знать: основы информационной культуры, компьютерные программы для обработки текста, правила общения. Уметь: выбирать методы логического построения текста, профессионально осуществлять набор текстов на ПК, самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополняя словарный запас, сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников, использовать ПК и оргтехнику для решения конкретных практических задач, уметь владеть способами бесконфликтного общения, общаться (устно и письменно) на профессиональные темы, создавать презентацию. Иметь практический опыт: критического анализа текста, представления информации в виде связного устного или письменного ответа, формулировать выводы, вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы. Такой подход позволит осуществить отбор содержания и дидактических средств обучения для развития этих компетенций. Самым
сложным, но при этом самым существенным в технологии, связанной с
формированием информационной компетенции, является поэтапное усложнение
деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации. Особенностью
общих компетенций является то, что результат образования формируется и
проявляется (т.е. может быть оценен)
только в процессе деятельности. Следовательно, большее внимание со стороны
педагога должно уделяться практической направленности заданий. Для
формирования информационной компетенции обучающихся разрабатывается система упражнений, которую можно расценивать и как
формирующую, и как диагностирующую, так как средства позволяют не только
выявить имеющиеся затруднения, но и определить
сформированность навыков, а также оценить степень их развития у обучающихся. Используя данную систему упражнений можно реализовать дифференцированный подход в обучении, поскольку она включает задания нескольких уровней сложности. Например, к первому уровню можно отнести такие задания:
На 2-ом уровне обучающиеся уже самостоятельно выполняют рефераты, доклады по заданным темам, что способствует формированию и развитию навыков информационного поиска, самостоятельного мышления учащегося. На 3-ем - разрабатывают проекты и пишут исследовательские работы. Таким образом, предстоящая работа по реализации требований ФГОС базируется на уже имеющемся педагогическом опыте с одной стороны, в тоже время складывается новый опыт формирования информационной компетенции как системы последовательных действий, основанных на структуризации материала и специально разработанных дидактических средств, что возможно при целенаправленном планировании как формирования, так и оценивания общих компетенций в процессе всего курса обучения. |
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.