Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Корректировка педагогических целей на основании результатов использования тестовой методики контроля

29.01.2016 115 155
Каширова Галина Викторовна
Каширова Галина Викторовна, заведующий отделением

Егорьевский техникум

  Оценочная функция в государственных образовательных стандартах на этапе внедрения современных стандартов обозначена как одна из важнейших. Поэтому каждый из нас решает две основные проблемы: чего мы ждем от выпускника на выходе и что проверять; а так же как проверять?  На данный момент основными объектами оценивания являются предметные компетенции, общие (ключевые). Для оценивания отдельных признаков компетенций  многие    используют  тестовую методику.  

Современная педагогика использует тесты трех направленностей: тесты способностей, тесты личности и тесты достижений. Тесты достижений по существу являются синонимом дидактических тестов. Именно они чаще всего на практике используются для оценки уровня образовательных достижений обучающихся.

Сегодня нет смысла говорить о том, какие бывают тесты, какие к ним предъявляются требования, т.к. эта методика широко используется педагогами  на самых разных этапах  реализации учебного процесса. Но есть смысл говорить о том, насколько эффективно мы используем полученные результаты и насколько соблюдаем требования,  предъявляемые к этой методике.   Беря, готовые тесты из разных источников или составляя их сами, всегда ли мы качественно  и с учетом особенностей именно тех обучающихся, которые сидят перед нами, используем эту методику? И чем заканчивается работа после проведения теста? Только выставлением оценки? Хочется поделиться своим многолетним опытом по данному направлению.

 Конечно, все мы помним, что тесты должны быть стандартизированы, валидны, однозначны для экспертов. Но прежде всего они должны быть надежны.  Это означает, что ответы обучающихся при использовании тестовой методики на проверку предметных компетенций должны давать постоянные результаты. Чего можно достигнуть увеличением числа операций теста и  разноуровневостью заданий. Практически это удобно отслеживать с помощью графиков. «Трудность заданий» определяется эмпирически, т.е. по проценту обучающихся давших правильный ответ.

В начале первого курса среди обучающихся проводится тест на определение уровня обучаемости (методика Панасюка), который для группы определяется в процентах. Результаты проводимых в последующем тестов сравниваются с полученными данными. Если результаты колеблются в пределах полученного процента ±10%, то можно считать, что используемый тест достаточно надежен. Если скачки графика превышают эту цифру, то выясняется причина (либо тест слишком сложный для данной группы, либо обучаюшиеся не достаточно качественно усвоили материал, либо некорректно составлены задания, либо другая причина). Что в свою очередь позволит внести коррективы в намеченные педагогические цели.

Пример: группа, обучающаяся по специальности «монтаж  и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

По тесту на определение уровня обученности получены результаты:

  • Высокий уровень – 13%
  • Средний уровень – 63%
  • Низкий уровень – 24%

По результатам выполнения тестов на контрольных точках (далее к.т.) выстраивается график:

По данным графикам можно заметить, что на 1к.т. и 5 к.т.  качество  и на 5к.т. и 8 к.т. успеваемость явно превышают допускаемые отклонения. Тест, используемый на 5 к.т. был  усложнен, в нем были изменены  задания 3 уровня. После 8к.т. была организована дополнительная работа с обучающимися, не усвоившими материал.

Необходимо заметить, что дидактический тест – это система заданий, позволяющая качественно и количественно оценивать структуру  предметных компетенций, составляющих содержание курса физики. Тест не только позволяет отследить овладел ли обучающийся логикой связей и отношений между структурными составляющими всего курса или отдельно взятой дидактической единицы, но и проанализировать уровень подготовленности обучающихся по матрице. Что в свою очередь тоже заставляет вносить коррективы в педагогические цели.

Например: по результатам тестирования по теме «Электрическое поле».

Вся тема разделена на пять дидактических единиц. На зачете в тест включаются по три разноуровневых задания из каждой дидактической единицы в хронологии. Т.е. первые пять заданий – 1-2 уровня, следующие пять заданий – 2-3 уровня и последние пять – 3 уровня. Градация заданий в тестах следующая: 

1 уровень – низкий минимальный (задания на узнавание, различение, припоминание, соответствие, понимание на простом материале и простейших умениях; по форме – задания с выбором ответа и задания – подстановки):

  • Ответить на вопрос, требующий альтернативный ответ (да или нет, верно или неверно и т.п.)
  • Заполнить припуски в утверждении
  • Из предложенных ответов выбрать правильный
  • Ответить на простой вопрос (вопрос-загадка, в стихотворной форме)
  • Перечислить по памяти объекты, отвечающие данному свойству
  • Написать условное обозначение физической величины
  • Найти на чертеже, рисунке объект
  • Решить одношаговую задачу и т.д.

2 уровень – уровень обязательной подготовки (задания на различение, воспроизведение информации и понимание на более сложном материале, применение знаний по образцу и в типичных ситуациях по форме – задания подстановки и конструктивные задания):

  • Ответить на вопрос, требующий размышления, обоснования (методологический, вопрос по пословице)
  • Установить соответствие между данными группами объектов
  • Решить анаграмму и исключить лишний объект
  • Установить истинность или ложность данного утверждения
  • Из предложенных ответов на вопрос (задачу) выбрать правильный, но уровень сложности выше
  • Решить стандартную задачу в несколько действий
  • В данном перечне действий установить последовательность так, чтобы получился прием решения задания и т.д.

3 уровень – уровень возможностей (задания на применение обобщенных и систематизированных заданий, на перенос знаний и приемов деятельности в изученные ситуации)

  • Решить типовую задачу в нестандартной ситуации
  • Классифицировать объекты, обобщить
  • Найти ошибку в формуле (на чертеже, в решении и т.д.)
  • Для данного задания записать алгоритм решения и т.д.

 Результаты теста вносятся в таблицу:

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

балл

%прав.

ответов

А

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

0

+

14

93%

В

-

+

-

+

+

-

+

+

+

0

+

+

-

+

+

10

68%

С

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

9

60%

Д

+

-

-

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

-

-

7

47%

Е

+

-

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

6

40%

«+» - ответ правильный;  «-«- неправильный ответ; «0» - ответ отсутствует

Анализ позволяет сделать следующие выводы:

Ученик А – имеет высокие способности, хорошо освоил тему, знания систематизированы;

Ученик В – тоже имеет высокие способности, но отсутствует система знаний;

Ученик С – способности средние, знания достаточно систематизированы;

Ученик Д – средние способности и система в знаниях отсутствует;

Ученик Е – существует определенная система в знаниях, но способности слабые

На основе анализа планируется индивидуальная работа с обучающимися  во внеурочное время или если наблюдается массовое не усвоение отдельных вопросов темы, то можно планировать фронтальную работу.

Контроль является неотъемлемой частью учебного процесса подготовки высококвалифицированных выпускников. Он не отменяет и не заменяет методы, формы и средства обучения, а позволяет выявить достижения и недостатки в организации учебной деятельности и своевременно внести коррективы в педагогические цели.

Список литературы:

  1. Методический справочник учителя физики /Сост.: М.Ю.Демидова, В.А.Коровин. – М.: Мнемозина, 2003
  2. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное обра­зование, 2001     
  3. Семенова С.Е. Формирование общеучебных умений. // П.О., 2003, №10, с.10



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*