Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Логопедическое занятие «Образование слов при помощи приставок» (II этап коррекционной работы)

26.01.2012 3970 1 14193
Федорук Алла Борисовна, Учитель-логопед

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Цели:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с приставкой,  учить находить в словах приставку, графически обозначать её, тренировать в образовании новых слов при помощи приставки и объяснять их значение,  подбирать подходящие по смыслу   приставки к словам, сравнивать лексическое значение слов в зависимости от приставок, уметь правильно записывать слова с приставками;

Коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ и синтез, зрительное и слуховое вни­мание, времен­ные и     пространственные представления;

Коррекционно-воспитательные:воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование: игра «Старт», два стакана с водой, шапка Корня «лив», графический знак корня и приставки, слова, кукла Приставка, мяч, приставки для игры «Аукцион».


Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Прежде чем садиться за свое рабочее место  давайте вспомним:

Какой сегодня день недели? (вторник). Какой день был вчера? Какой будет завтра? Как называется первый день недели? Какое сегодня число? (8). Какой месяц? (декабрь). Вспомним зимние месяцы? Какой первый месяц зимы? второй? третий?

Игра «Старт».

Молодцы! Настроились на работу!


2. Речевая разминка.

На доске  зашифровано слово, чтобы его разгадать необходимо, назвать в словах определенный по счету звук:

- воскресение (3)

- суббота (2)

- февраль (1)

- цифра (3)

- сутки (5)

- внук (4)

- месяц (3)

с

у

ф

ф

и

к

с


Молодцы! Получилось слово суффикс.

 

3. Актуализация опорных знаний.

Суффикс это тема прошедшего занятия. Чтобы вспомнить данную тему, давайте изменим слова, которые я буду называть, чтобы после корня был суффикс при этом можно использовать суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов, с которыми мы знакомились на предыдущих занятиях:

- лес (лесок)

- рука (рученька, ручище)

- груз (грузчик)

- белый (беленький).

И так суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

 

4. Работа над темой занятия.

 

1. Формулировка темы занятия.

Ребята! Я совсем забыла! По дороге на работу, я встретила Корня «лив», которому было  очень грустно, что он из себя ничего не представляет. Он попросил меня передать вам его шапку и помочь найти слова, в которых  он был бы не одинок.

Поможем Корню «лив»? Как именно? Затрудняетесь?

Давайте я вам помогу, рассмотрите мои действия  (Логопед производит различные действия с двумя стаканами воды: наливает воду, выливает, переливает, поливает цветы).

У нас получились слова  (записаны на доске):

Наливает

Выливает

Переливает

Поливает

 

Посмотрите внимательно, какой корень у всех слов? («лив»). Теперь Корень «лив» уже не одинок, мы помогли ему найти нужные слова, за это он говорит вам спасибо и дарит всем своё графическое изображение (эмблему).

Ребята, а с помощью чего мы помогли Корню? Я вам подскажу, обратите внимание на начало каждого слова. Перед корнем стоят: на-, вы-, пере-, по-  -эту часть слова, которая стоит перед корнем называют приставкой. При помощи приставки мы можем образовывать новые слова.

Именно так и звучит тема нашего занятия: Образование слов при помощи приставок.

 

2. Формулировка правила о приставках

Приставки есть разные: на-, вы-, пере-, по-, от-, за-, при-, в- и другие, с которыми мы будем знакомиться на следующих занятиях. Но все приставки пишутся со словами слитно.

А вот, почему вы узнаете, когда  послушайте сказку о приставках. Будьте внимательны, чтобы потом сформулировать правило о приставках.

 

В глухом лесу жила девочка Приставка (показываю куклу). Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Приставка жила и не тужила.


Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь. Они позвали девочку Приставку.


На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со слова­ми, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!


С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.

Понравилась сказка? Так, что же такое приставка? 


Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки со словами пишутся всегда слитно.


А графически приставка обозначается так: (обозначение и на записанных словах на доске).


Это девочка Приставка, которая будет помогать вам на всех занятиях, при изучении данной темы. А сейчас она принесла задания и просит их выполнить, за правильно выполненное задание она вам приготовила подарок – свое графическое обозначение.


3. Первичные закрепления знаний.

 

б) тренировочные упражнения:

- Чем различаются слова:

Пробил-прибил (насквозь, крепко)

Промёрз-примёрз.

 

- Назвать противоположные действия, используя приставки от-, вы- (с перекидыванием мяча).

Приклеить – отклеить                                   внести - вынести

Принести – отнести                                      вложить - выложить

Привязать – отвязать                                    впустить - выпустить

Привыкнуть – отвыкнуть                             влезть - вылезть

Пристегнуть – отстегнуть                           вкатить - выкатить

Привезти – отвезти                                       влететь - вылететь

Пригнуть – отпрыгнуть                                вползти - выползти

Приехать-отъехать                                        входить-выходить

Молодцы! Получите графические знаки от Приставки. Вы наверно немного устали, давайте проведем физкультминутку.

 

Физкультминутка.

 

- Показать главную руку, назовите её (опустить)

- Показать левую руку (опустить)

- Показать левой рукой правое ухо

- Показать правой рукой левое колено

- Показать правой рукой правую бровь

- Показать левой рукой затылок

- Показать правой рукой подбородок.

 

Садитесь, мы отдохнули и повторили пространственные представления.

 

- Следующее задание будем выполнять на карточках.

 

Прочитайте слова, выделите приставки.

Прибежать, подлететь, пропеть, дописать, поставить.

Проверяем.

 

- Работа в парах.

Девочка Приставка принесла вам приставки и просит образовать с ними  новые слова.


Одна пара от корня -езд, другая от корня -ход. Небольшая подсказка: вы образуете родственные слова, у них один корень. (Логопед раздает каждой паре приставки и корень слова): по-, под-, в-, на-, с-, от-, у-, пере-, при-. (за хорошую работу, Приставка благодарит детей).


- Гимнастика для глаз.

Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

 

- Работа в тетрадях.

 

Откройте тетради и запишите число (слежу за осанкой).

А задание вам Приставка приготовила на карточках. Посмотрите: к данным словам добавьте приставку по-. Запишите получившееся слово и выделите приставку.

 

Образец: белить – побелить.

Плакать, бороться, плыть, бродить, беседовать, бежать, петь, бывать, благодарить, будить, бегать, беспокоить.

Логопед помогает ученикам, проверяет.

 

- Игра «Аукцион».

Ребята, Приставка наблюдала за вашей работой, которая её понравилась и хочет поиграть с вами. Предлагает игру «Аукцион».

- Словарная работа.

А вы знаете, что такое - аукцион.

Аукцион – это распродажа чего-нибудь, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Вы, наверное, видели по телевизору, как человек, который проводит распродажу, предлагает товар, назначает цену, а дальше все зависит от покупателя и в конце, когда цена оговорена, стучит, проговаривая: «Раз, два, три товар продан».

 

Она будет «продавать» при­ставки, а вы должны «покупать» их, то есть называть слова с данной приставкой, за правильно составленное слово – графический знак Приставки.

«Продаются» приставки про-, по-, вы-, пере-, с-, над-, на-.

 

Поносить, построить, поговорить, поносить, подумать;

Переехать, переплыть, перейти, передумать;

Проехать, проплыть, просушить, пробежать.

Сбежать, сшить, связать;

Выехать, выдумать, вынести;

Наехать, надуть, нашить, написать;

Надрезать, надпилить, надпить.

 

За все правильные ответы дети получают приставки.

 

5. Подведение итога.

Молодцы, ребята! Наше занятие заканчивается. Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня? Что такое приставка?

Девочка приставка хочет узнать, сколько каждый из вас заработал графических знаков? Давайте сосчитаем. Приставка всех благодарит за хорошую работу. Она с вами не прощается, а говорит до свидания, потому, что на следующем занятии мы продолжим работу над этой темой.




Назад к списку

Комментарии
почему так пишете
гого

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*