Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ возможности применения некоторых постулатов качества Деминга в условиях современной российской экономики

27.01.2016 171 236
Ушакова Юлия Альбертовна
Ушакова Юлия Альбертовна, преподаватель

Иванова Екатерина Михайловна
Иванова Екатерина Михайловна, студентка группы ТМ-13

Оскольский политехнический колледж

Всеобщее управление качеством (TotalQualityManagement) — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество — это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации.

В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо и нам, если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами. Вот почему знание TQM и его применение на практике в ближайшем будущем станут необходимыми руководителям не только крупных, но и малых предприятий.Организация, применяющая концепцию ТQМ, должна систематически собирать и анализировать информацию, поступающую из самых различных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и потенциальных потребностей как отдельных потребителей, так и рыночных сегментов и рынка в целом чтобы ориентироваться на потребителя.

Концепция ТQM зародилась в Японии в середине 20 века. Автором этой концепции был Эдвард У. Деминг (1900-1993), учёный, занимавшийся статистическими методами контроля качества в компании WesternElectric. В 1947 году в соответствии с планом Маршалла в Японию была направлена группа специалистов для оказания помощи в развитии её экономики. В эту группу входил также Эдвард У. Деминг.

Эдвард У.Деминг (1900-1993)

После Второй мировой войны положение на мировом рынке существенно изменилось. Рынок быстро стал насыщенным и стал требовать продукцию высокого качества. Япония вошла в полосу жестокого кризиса, причинами которого были поражение в войне, истощённая экономика, большая численность населения и малая территория, а также практически нулевые природные ресурсы.

Внимательно изучив положение в японской экономике, в 1950 году Э. У. Деминг выступил на семинаре перед японскими промышленниками, где произнёс следующие слова: «Слушайте меня и через пять лет вы будете конкурировать с Западом». Эти слова оказались пророческими, и в начале 60-х годов Япония вышла на передовые позиции в ряде отраслей промышленности, а через несколько лет весь мир заговорил о японском экономическом чуде. Идею преобразования послевоенной экономики Японии Деминг изложил в четырнадцати постулатах.

Проблема повышения качества продукции, выпускаемой в Росси, особенно актуальна в современных условиях.Экономическая ситуация в стране сейчас не самая лучшая: снижение цен на нефть, санкции со стороны стран Запада, ослабление курса рубля, рост инфляции — всё это негативным образом сказывается на экономике. Поэтому остро встал вопрос об импортозамещении, что в свою очередь означает выпуск отечественной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.

Целью данной работы является рассмотрение постулатов Демингаи их проекция на современную российскую экономику.

Постулаты Деминга

  1. Сделать постоянной целью улучшение качества продукции и услуг. Улучшение качества продукции и услуг должно осуществляться не эпизодически, планомерно, стать основной задачей производителя.

Думается, что применение этого постулата малоперспективно в России ввиду того, что большинство производителей нашей страны заняты решением текущих проблем, не заинтересовано в долгосрочном планировании качества. Это объясняется нестабильной экономической ситуацией и неуверенностью в завтрашнем дне.

  1. Принять новую философию. Нельзя дальше мириться со сложившейся системой опозданий, отставаний, ошибок, непрофессионализмом персонала.

Новая философия с большим трудом пробивает себе дорогу к умам как руководителей предприятий, так и к рядовым работникам. Менталитет российских людей вступает в противоречие с философией ТQM. Постоянные опоздания, срывы графиков, прогулы стали обычным явлением на отечественных предприятиях. Это и наследие советской экономики, и нежелание принимать современные реалии. Руководство предприятия занято в основном решением внутреннихсиюминутных производственных проблем, а для глобальных изменений необходимо полностью менять всю систему руководства.

  1. Прекратить зависимость от инспекций. Необходимо устранить массовые инспекции как способ достижения качества.

Первоочередная задача, но мало шансов на реализацию. По «русским обычаям» многие подобные вопросы «решаются полюбовно».  И не важно, что из-за этого могут пострадать люди или ухудшится качество услуг и товаров. Надо не только уменьшать количество инспекций, но и  работать над вовлечением всего персонала предприятия к управлению качеством. Это возможно сделать через кружки качества и группы качества. Однако на большинстве российских предприятиях проблемами качества занимаются только ОТК.

  1. Прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен.

В Росси в настоящее время этот постулат практически не выполняется.Тем более в условиях санкций, когда мы все ощутили своим карманом скачок цен на многие виды продукции.Это в свою очередь означает, что поставщик стал получать меньшую прибыль и пытается играть на цене. Это касается как крупных предприятий, так и мелких, но: есть ли у малых предприятий такой «ресурс прочности», чтобы «остаться на плаву»? Вряд ли, и поэтому им точно придется довольствоваться как раз такими контрактами, пускай с минимальной прибылью, а то и с нулевым выходом.Однако другого выхода у многих предприятий практически не остаётся. Необходимо также учитывать, что многие продавцы сырья и металлов монополисты на рынке, и устанавливают цены по своему усмотрению, невзирая на качество поставляемого сырья.

  1. Постоянно улучшать систему. Постоянное и непрерывное улучшение системы планирования, производства и обслуживания предусматривает оперативное решение возникающих проблем, постоянное улучшение качества и повышение производительности труда. Результатом улучшение системы является снижение затрат на материалы, улучшение применяемого оборудования, переподготовку и обучение персонала, контроль качества.

Проблемы улучшения системы по Демингу лежат в костности мышления руководства и персонала большинства российских компаний. Практически не применяются статистические методы контроля качества, которые дали такие хорошие результаты в западной экономике. Большинство руководителей предприятия занимаются проблемами управления качеством не систематически, а только если уровень брака начинает «зашкаливать». Как правило, руководители предприятий не знают об управлении качеством или обладают в этой области отрывочными знаниями. Поэтому ни о каком улучшении системы на данном этапе развития российской экономике, речи быть не может.

6. Обучать на рабочем месте. Ввести современные подготовки и переподготовки на рабочих местах для всех, включая управленческий персонал; использовать наиболее полно возможности каждого работника.

Это один из немногих постулатов Деминга, которые наиболее полно применяются в России. Большинство предприятий уделяют этому вопросу большое внимание. Однако необходим качественный подбор «обучающегося» и особенно «обучающего» персонала. Преподаватели должны обладать производственным опытом, иметь глубокие профессиональные и экономические знания. Руководители предприятий должны понимать, что качественное обучение персонала – это хорошие инвестиции в будущее.

7. Учредить руководство. Учреждение института руководства с целью оказания помощи персоналу в решении поставленных задач, способствовать двусторонней связи между руководителями и подчинёнными для повышения эффективности производства и производительности труда.

Этот постулат трудно приживается на почве российской экономики, так как лидерство в современных реалиях не приветствуется. Лидер на предприятии должен быть один, все остальные – подчинённые.Лидерство на предприятии подавляетсяВозможно применение этого принципа, если убрать систему повышений «брат-сват», взяточничество, коррупцию. Думается, что на руководящие должности должны приходить люди, знающие производство, а не «назначенцы сверху».

Таким образом, изучи основные принципы ТQM, можно сделать вывод, что руководителям предприятий необходимо брать на вооружение постулатыДеминга и применять в полную силу концепцию Всеобщего Управления Качеством.

Эта концепция утверждает, что весь персонал предприятия ответственен за качество. Каждый работник на своём рабочем месте должен способствовать повышению качества: конструктор на стадии проектирования изделия, технолог – на стадии разработки технологических процессов, рабочий при изготовлении продукции, коммерческая служба при продаже изделия заказчикам,  руководитель при осуществлении руководства предприятия.Всеобщее управление качеством потому и называется «всеобщим», что затрагивает все службы внутри предприятия. 

Список используемой литературы:

  1. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 253 c.
  2. Герасимов, Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 304 c.
  3. Горбашко, Е.А. Управление качеством: Учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - М.: Юрайт, 2012. - 463 c.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*