Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровый педагог - это важно

27.01.2016 1020 4311
Зинкевич Татьяна Владимировна
Зинкевич Татьяна Владимировна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Возрастание роли человеческого капитала в современном мире связано с переходом человеческой цивилизации к постиндустриальному этапу развития, для которого характерно: сокращение сферы неквалифицированного труда; структурные изменения в сфере занятости; возрастание потребности в постоянном повышении профессиональной квалификации работников их профессиональной мобильности.

В этих условиях, как указывается в концепции модернизации российского образования, образованию принадлежит решающая роль в процессе перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, в преодолении опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении гуманизации общественно – экономических отношений, консолидации общества, сохранения генофонда нации, стать важнейшим фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, движущей силой экономического роста и формирования профессиональной элиты.

Главным субъектом системы образования является педагог, поэтому эффективное использование человеческих ресурсов системы образования, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогических кадров должно стать приоритетным направлением образовательной политики государства и региональных органов власти.

От здоровья учителя в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущего страны, поэтому для изменения сложившейся ситуации необходимо создание нового направления медико-психологической профилактики и охраны здоровья педагогических кадров.

По определению всемирной организации здравоохранения здоровье человека  - это состояние физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков.

Профессиональное здоровье учителя определяется как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности».

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу.Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания: сердечно-сосудистые; желудочно-кишечные; нарушения опорно-двигательного аппарата; болезни крови; нарушение функции щитовидной железы.

Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

- после 10-ти лет работы более 35% педагогов;

- после 15-ти лет стажа – 40%;

- после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний:

язва желудка;  ишемическая болезнь сердца; сахарный диабет; гипертония.

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость); ларингит;  синдром хронической усталости; гиподинамия; остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

- перегрузки речевого аппарата;

-нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.

- шум, запыленность, микробная обсемененность;

- недостаточная вентиляция и освещенность;

 - некомфортная температура воздуха;

-  питание на ходу;

- расписание уроков, разрушающее здоровье;

- снижение двигательной активности;

- эмоциональная перенапряженность;

- большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;

- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

- отсутствие контролирующей здоровье учителей службы;

- использование авторитарного стиля руководства.

Восстановление  профессионального здоровья педагога

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.

Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:

Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?

Зачем я родился? Что я должен совершить?

Зачем мне быть здоровым?

Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…

Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

Мировоззренческие причины: неумение принимать жизнь такой “как она есть”, без критики и протеста; неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;

- неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от -факта существования, от своей профессии, от своей работы… и тем самым сохранить свое здоровье; неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории;

- неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;

- незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, Нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!

Психические причины:

-неумение противостоять стрессам;

-отсутствие навыка управления своими эмоциями;

-частое превышение своих психических возможностей;

- неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от -существования вообще, а не от полученной зарплаты;

- неспособность смеяться над жизненными неудачами.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

- чтобы не болеть;

- чтобы принимать правильное решение.

Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровье разрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Бороться с негативными эмоциями надо с помощью специальных  тренингов.

Упражнение. Замена одной эмоции на другую

Возникшая эмоция “раскручивается” несколько секунд, а затем постепенно овладевает человеком. Представьте, что у Вас возникла нежелательная эмоция гнева. Вы сразу ее заметили и определили. И тут же, не давая ей “раскрутиться”, нужно “включить” другую эмоцию. Какую сочтете нужной (спокойствия, радости, великодушия, альтруизма…). Или ту “светлую” эмоцию, которая вызывается легче всего. Заменив одну эмоцию на другую, Вы не дали развиться в организме болезнетворному процессу.

Есть эмоции здоровьесоздающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была бы работа, какая бы это была жизнь.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

– лечебно-оздоровительные упражнения:– упражнения для позвоночника;

 – упражнения для осанки;

 – упражнения для шейного отдела позвоночника;

Следить за своим физическим здоровьем:

– полноценное питание – достаточный сон;

 – соблюдение правил личной гигиены;

 – режим труда и отдыха;

 – занятия спортом;

соблюдать психоэмоциональное равновесие:

– позитивное мышление;

 – оптимизм;

 – управление эмоциями;

 – доброжелательное отношение к людям;

 – любовь к себе.

Рекомендации:

– Начинайте каждый день с чувством радости.

 – Поддерживайте это состояние в течение дня.

 – Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

 – Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

 – Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

 – Питайтесь регулярно и разнообразно.

 – Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

 – Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

 – Не переедайте на ночь.

 – Спите не менее 8-ми часов в сутки.

 – Занимайтесь физическими упражнениями.

 – Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

 – Любите свою душу и тело.

 – Старайтесь окружить их комфортом.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*