Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Логопедическое занятие «Автоматизация звука [ р] в слогах, словах»

26.01.2012 643 5502
Федорук Алла Борисовна, Учитель-логопед II категории

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Цели:

Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «р» в слогах, словах.

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, восприятия; навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять;

Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя,  воспитание аккуратности, дисциплинированности.


Оборудование: Буратино, зеркало, машинка, кубики, ватное шарики, наглядный материал для работы над силой голоса, предметные картинки, речевой профиль звука [ р], компьютер, презентация картинок со звуком [ р], задание для зрительного восприятия.

 

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

Здравствуй!

Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Ему очень интересно посмотреть, как ты научился говорить его любимый звук. А какой именно ты узнаешь, когда поиграешь в игру «Звуки животных». Поиграем?

Игра «Звуки животных».

Раз, два наклонись и в животных превратись.

Первое задание – изобразить, сердитого рыся. (Р-рр-ррр).

Второе задание – изобразить, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-рр-р).

Третье задание – изобразить, как каркает ворон (Карр-рр).

Молодец! Так как любимый звук Буратино ты догадался? (звук [ р]).

 

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня Буратино приготовил для тебя много упражнений, заданий и будет помогать тебе правильно говорить звук [ р].

 

3. Артикуляционная гимнастика.

Начнем с артикуляционной гимнастики, чтобы подготовить наш речевой аппарат к работе над звуком [ р], а Буратино будет следить.

Сядь ровно, руки положи на колени.

«Чистим зубки»

Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубки с внутренней стороны, делая движения из стороны  в сторону.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Наказать непослушный язык»

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. (чередовать с беззвучным).

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать нижнюю губу, делая движения языком сверху в низ.

«Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [ д].

Молодец!

 

4. Работа над речевым дыханием.

Выполняя следующее упражнение, которое приготовил Буратино, будем учиться правильно, вырабатывать длительный выдох:

«Загнать машину в гараж»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на машинку, загоняя ее между двух кубиков.

«Снегопад»

Словарная работа: явление в природе, когда идет снег, называют – снегопад.

Положить снежинки на ладонь и сдуть их.

 

5. Анализ артикуляционного уклада звука [ р].

 

Давай вспомним как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы:

Кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам (за верхними зубками), напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам, выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной. (Сопоставление с речевым профилем звука).

(проверяет себя листом бумаги)

 

6. Характеристика звука [ р], сопоставление с буквой.

 

Дадим характеристику звуку: Какой он? Радостный или грустный? Звонкий или глухой? Гласный или согласный? (Согласный, звонкий, бывает твердый или мягкий).

На письме обозначается буквой Р р. И Буратино хочет проверить, какой ты внимательный и просит выполнить задание:

 

Найди и обведи букву Р

Молодец! Речевой аппарат отдохнул, и мы можем снова продолжить работать.

 

7. Произношение изолированного звука. Работа над силой голоса.

 

В следующем упражнении, Буратино предлагает работать над силой голоса. Попробуем произнести звук [р] тихо, громко или ровным голосом. Опора идет на наглядный материал.

- санки мчатся с горы

- вертолёт взлетает

- едет машина

- прыгает мячик

- с горы едет лыжник

- воздушный шар поднимается в небо.

 

8. Развитие мелкой моторики.

 

Пусть речевой аппарат отдохнет, а мы выполним упражнения, которые Буратино приготовил для пальчиков.

- Массаж фаланг пальцев. Направление массажных движений от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.

 

- Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладо­нью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижи­мает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо.


- Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднима­ет пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз


9. Развитие фонематического слуха.


А теперь я буду произносить звуки, а ты, когда услышишь звук [ р], хлопни в ладоши.

А, у, р, о, п, м, н, р, л, р, р, о, ф, щ, а, з, т, у, х, п, р, т.

 

Физкультминутка.

Буратино предлагает немного отдохнуть, встань и повторяй за мной.

 

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.


10. Автоматизация звука [ р]. 


Буратино приготовил для тебя слоги, давай их повторим.

Повторить слоги:

Ра-ра-ра                               ар-ар-ар                       тра-тро-тру-тры

Ру-ру-ру                               оро-оро-оро                тро-тру-тры-тра

Ро-ро-ро                               дра-дро-дру                тру-тры-тра-тро

Ры-ры-ры                              дры-дра-дру               тры-тра-тро-тру

 

Ор-ор-ор-мотор                   ор-ор-ор-помидор

Ар-ар-ар-комар                    Ра-ра-ра-старая гора

 

Повторить слова:

Отдохнули и будем дальше учится произносить звук [р]  уже в словах. Для этого Буратино приглашает тебя сесть за компьютер. Назвать слова.

Ручка, сыр, сахар, зубр, корова, ракета, рак.

Словарная работа: зубр – это животное, которое живет в лесу, похоже на быка. Зубров очень мало осталось на земле, они занесены в Красную книгу, то есть на них нельзя охотиться.


Отобрать картинки в названиях, которых есть звук [р] в одну сторону, а где нет звука в другую сторону.

Картинки: жираф, корзина, кровать, рыба, зебра, забор, ковер, журавль, ведро, рак, круг, бабочка, заяц, бочка, санки, зеркало, жук.

 

11. Домашнее задание.


Буратино приготовил тебе небольшое домашнее задание, читать слоги и слова.


12. Подведения итога занятия.

Над каким звуком мы работали сегодня? Какие упражнения выполняли?  Давай еще раз вспомним правильную артикуляцию звука [р].

Как ты сегодня занимался, очень понравилось Буратино. Он благодарит тебя и ждет на следующем занятии, чтобы работать над его любимым звуком.

До свидания.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*