Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦели:
Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «р» в слогах, словах.
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, восприятия; навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять;
Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
Оборудование: Буратино, зеркало, машинка, кубики, ватное шарики, наглядный материал для работы над силой голоса, предметные картинки, речевой профиль звука [ р], компьютер, презентация картинок со звуком [ р], задание для зрительного восприятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуй!
Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Ему очень интересно посмотреть, как ты научился говорить его любимый звук. А какой именно ты узнаешь, когда поиграешь в игру «Звуки животных». Поиграем?
Игра «Звуки животных».
Раз, два наклонись и в животных превратись.
Первое задание – изобразить, сердитого рыся. (Р-рр-ррр).
Второе задание – изобразить, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-рр-р).
Третье задание – изобразить, как каркает ворон (Карр-рр).
Молодец! Так как любимый звук Буратино ты догадался? (звук [ р]).
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня Буратино приготовил для тебя много упражнений, заданий и будет помогать тебе правильно говорить звук [ р].
3. Артикуляционная гимнастика.
Начнем с артикуляционной гимнастики, чтобы подготовить наш речевой аппарат к работе над звуком [ р], а Буратино будет следить.
Сядь ровно, руки положи на колени.
«Чистим зубки»
Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубки с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
«Наказать непослушный язык»
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. (чередовать с беззвучным).
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать нижнюю губу, делая движения языком сверху в низ.
«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [ д].
Молодец!
4. Работа над речевым дыханием.
Выполняя следующее упражнение, которое приготовил Буратино, будем учиться правильно, вырабатывать длительный выдох:
«Загнать машину в гараж»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на машинку, загоняя ее между двух кубиков.
«Снегопад»
Словарная работа: явление в природе, когда идет снег, называют – снегопад.
Положить снежинки на ладонь и сдуть их.
5. Анализ артикуляционного уклада звука [ р].
Давай вспомним как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы:
Кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам (за верхними зубками), напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам, выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной. (Сопоставление с речевым профилем звука).
(проверяет себя листом бумаги)
6. Характеристика звука [ р], сопоставление с буквой.
Дадим характеристику звуку: Какой он? Радостный или грустный? Звонкий или глухой? Гласный или согласный? (Согласный, звонкий, бывает твердый или мягкий).
На письме обозначается буквой Р р. И Буратино хочет проверить, какой ты внимательный и просит выполнить задание:
Найди и обведи букву Р
Молодец! Речевой аппарат отдохнул, и мы можем снова продолжить работать.
7. Произношение изолированного звука. Работа над силой голоса.
В следующем упражнении, Буратино предлагает работать над силой голоса. Попробуем произнести звук [р] тихо, громко или ровным голосом. Опора идет на наглядный материал.
- санки мчатся с горы
- вертолёт взлетает
- едет машина
- прыгает мячик
- с горы едет лыжник
- воздушный шар поднимается в небо.
8. Развитие мелкой моторики.
Пусть речевой аппарат отдохнет, а мы выполним упражнения, которые Буратино приготовил для пальчиков.
- Массаж фаланг пальцев. Направление массажных движений от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.
- Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо.
- Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз
9. Развитие фонематического слуха.
А теперь я буду произносить звуки, а ты, когда услышишь звук [ р], хлопни в ладоши.
А, у, р, о, п, м, н, р, л, р, р, о, ф, щ, а, з, т, у, х, п, р, т.
Физкультминутка.
Буратино предлагает немного отдохнуть, встань и повторяй за мной.
Буратино подтянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
10. Автоматизация звука [ р].
Буратино приготовил для тебя слоги, давай их повторим.
Повторить слоги:
Ра-ра-ра ар-ар-ар тра-тро-тру-тры
Ру-ру-ру оро-оро-оро тро-тру-тры-тра
Ро-ро-ро дра-дро-дру тру-тры-тра-тро
Ры-ры-ры дры-дра-дру тры-тра-тро-тру
Ор-ор-ор-мотор ор-ор-ор-помидор
Ар-ар-ар-комар Ра-ра-ра-старая гора
Повторить слова:
Отдохнули и будем дальше учится произносить звук [р] уже в словах. Для этого Буратино приглашает тебя сесть за компьютер. Назвать слова.
Ручка, сыр, сахар, зубр, корова, ракета, рак.
Словарная работа: зубр – это животное, которое живет в лесу, похоже на быка. Зубров очень мало осталось на земле, они занесены в Красную книгу, то есть на них нельзя охотиться.
Отобрать картинки в названиях, которых есть звук [р] в одну сторону, а где нет звука в другую сторону.
Картинки: жираф, корзина, кровать, рыба, зебра, забор, ковер, журавль, ведро, рак, круг, бабочка, заяц, бочка, санки, зеркало, жук.
11. Домашнее задание.
Буратино приготовил тебе небольшое домашнее задание, читать слоги и слова.
12. Подведения итога занятия.
Над каким звуком мы работали сегодня? Какие упражнения выполняли? Давай еще раз вспомним правильную артикуляцию звука [р].
Как ты сегодня занимался, очень понравилось Буратино. Он благодарит тебя и ждет на следующем занятии, чтобы работать над его любимым звуком.
До свидания.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.