Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Особенности интерпретации национального литературного произведения в жанре балета (на примере балета «Чурумчуку» в Государственном театре оперы и балета им. Д.К. Сивцева Республики Саха (Якутия)»

25.01.2016 199 273
Эверстова Галина Васильевна
Эверстова Галина Васильевна, преподаватель спец.дисциплин

Якутский хореографический колледж им. А. и Н. Посельских

Проблема взаимодействия литературы и балетного искусства сложна и многообразна. Она требует  новых решений, подходов, находок. Анализируя прозаические, драматические и лирические произведения, важно изучить не только  взаимосвязь литературы и балета, но и своеобразие переложения проблематики, системы образов и сюжета с литературного языка на язык танца и балетной постановки.

В завершении Всероссийского Года Литературы в образовательном процессе хореографического колледжа им. А. и Н. Посельских,  обучающиеся знакомятся со специальной литературой по истории и развитию балетного искусства Якутии  - в этом мы видим актуальность нашего исследования.

Для анализа мы выбрали поэму - сказку С.Р. Кулачикова-Элляя «Чурум-Чурумчуку». Произведение представляет собой образец умелого использования фольклорного материала. По идейно-художественному уровню - одна из лучших книг С.Р. Кулачикова - Элляя.Серафим Романовичродился в Таттинском улусе ( 29 ноября 1904 года - 14 декабря 1976 года). В 1928 г. окончил Московский государственный институт журналистики. Творческую деятельность начал в 1924 г. с переводов русских революционных песен. Его первым печатным произведением стал перевод песни "Молодая гвардия". Сборник стихов "На защиту солнечной страны" (1943). В поэме "Счастье якута" рассказал об историческом пути якутского народа. Поэму "Прометей" посвятил Н.Г.Чернышевскому, двенадцать лет томившемуся в вилюйском заточении. Поэма "Друг народа повествует об украинском революционном поэте" Павле Гробовском. В его сборник "Слава творческому труду" (1959) включены стихи о жизни северных оленеводов, охотников и рыбаков.

Элляй - народный поэт РС(Я), один из активных популяризаторов русской советской поэзии. Был награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "Знак почета" и медалями.

Цель исследования: раскрыть особенности интерпретации литературного произведения в жанре балета на примере репертуара Театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева - Суорун-Омоллоона.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературоведческую и искусствоведческую литературу по исследуемой проблеме .
  2. Рассмотреть проблему взаимосвязи литературного произведения и балета.
  3. Анализировать проблему взаимодействия литературы и балетного искусства в контексте якутской хореографической культуры.

Для того чтобы интерпретировать литературное произведение в жанре балета, необходимо рассмотреть его в аспекте сравнения оригинального авторского текста и балетной постановки, созданной по его мотивам.

Предметом анализа в данном случае является как сама проблематика литературного произведения, так и его жанровые особенности – сюжет, характеры героев, основная идея. Аналогичным образом важно проанализировать балетную постановку: проблематику, поднятую постановщиком, специфику сюжета в спектакле, своеобразие характеров героев в балетной интерпретации. На основе такого сравнительного анализа интерпретация произведения национальной литературы приобретает новое звучание, так как происходит перенос авторской позиции и авторского стиля в другой жанр искусства, благодаря чему появляется возможность  по-новому оценить поэтику художественного текста.

Практическая значимость: заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы не только на уроках литературы в средней школе и в вузе, но также могут быть применены и на занятиях в хореографическом колледже. С 1 курса в учебном плане нашего образовательного учреждения введена общепрофессиональная дисциплина «История хореографического искусства».  И этот материал может быть использован как дополнительная информация для изучения истории становления национального балетного театра.

Новизна работы состоит в том, что произведение  рассматривается в контексте якутского национального балета, как молодого развивающегося искусства.

Сюжет поэмы «Чурум-Чурумчуку» Элляй заимствовал из одноименной народной сказки. Главный персонаж, Чурум-Чурумчуку– якутский бедняк. Он владел волшебным камнем, дарящим все блага жизни, но егоприсваивает царь-властелин. Не желая примириться с этим, Чурумчуку вступает в борьбу за справедливость. Чтобы погубить бедняка, царь натравливает на него диких зверей, истязает кнутом, пытается отрубить голову и утопить в море. Но отважный Чурум-Чурумчуку, выйдя невредимым из испытаний, одерживает победу и возвращает себе волшебный камень. Таков основной сюжетный остов сказки в изложении Элляя.

А теперь обратимся к истории, в июне 1964 года балетмейстер К.Д. Карпинская осуществила постановку балета «Чурумчуку» на музыку бурятского композитора - Ж.А. Батуева, по либретто М.Я. Жорницкой и С. Р. Элляя, художник спектакля В. Антонов, дирижер Г.М. Кривошапко. Премьера состоялась на Днях русской литературы и искусства в Якутии, имела огромный успех. Балет «Чурумчуку» стал визитной карточкой якутского балета, давшей творческую путевку артистам нескольких поколений. Главные партии исполнили ведущие солисты балета прошлых лет – А. Ефремов (Чурумчуку), Е.Степанова (Нюргуяна), Л.Мекюрдянов (Чупчуруйдан), Драгоценный Камень (С. Савина), М. Местников (Боллур).

Сюжет балетного спектакля повествует о любви молодого охотника Чурумчуку и его невесты Нюргуяны, которые с помощью драгоценного камня побеждают козни злого тойона Чупчуруйдана.

В результате сопоставления мы видим, что основная фабула произведения в балете сохранена, но некоторые эпизодические моменты несколько отличаются.  Например, если действие балета начинается с картины - встречи солнца Чурумчуку с любимой девушкой Нюргуяной, то в поэме бедняк Чурумчуку, человек уже имеющий жену и сына, отправляется на охоту, чтобы добыть для них пропитание. Когда Чупчуруйдан обманом завладел камнем, Чурумчуку сначала отправляет свою жену Нюргуяну добиться справедливости. Но потерпев неудачу, решает сам вернуть камень счастья.

В содержании балета введена картина похищения Нюргуяны – невесты Чурумчуку, Боллуром (приближенный Чупчуруйдана). 

Сам образ Чурумчуку более возвышенный, одухотворенный, игровой, танцевальный.  Это – мужественный, красивый, смелый и решительный юноша.

Образ Нюргуяны - обычная девушка из народа. Она — нежная, трогательная, хрупкая,   но в то же время сильная и отважная. Героиня в балете покоряет зрителей обаянием, проникновенностью чувств, полетной легкостью танца. Нюргуяна в спектакле показана в героическом плане, подчеркнута ее смелость и решительность - она не побоялась отобрать у тойона Чупчуруйдана волшебный камень, и с его помощью спасла своего любимого Чурумчуку.

Образ Нюргуяны в поэме Элляя – избранница народа, воплотившая в себе все лучшие народные черты характера – простота, самозабвенность, жертвенность, трудолюбие. Элляй несколько пренебрежительно подчеркивает основной свой женский образ, отмечая это эпитетом «красотка», что позволяет ему выделить главенство мужского образа. 

Основные персонажи в произведении: Чурумчуку, Нюргуяна, Чупчуруйдан.

В балетной интерпретации кроме главных героев введены дополнительно новые действующие лица - Боллур, Бетес, Главный стерх, свахи, Драгоценный Камень, Волшебный конь, народ, свита Чупчуруйдана, гости на празднике и т.д.

Центральная идея сказки – бессмертный Чурумчуку, олицетворяющий весь трудовой народ, испокон веков боролся за лучшее будущее, за свое счастье.

Вечно молодой балет «Чурумчуку» еще долгие годы будет радовать зрителей нашего театра. Через героев балета мы воспитываем в себе положительные качества якутского народа – любовь к свободе, надежду на лучшее, преданность и любовь к родной земле.

В 2014 году исполнилось 50 лет балету "Чурумчуку". На протяжении полувекового юбилея на этом балете выросла целая плеяда известных балерин и деятелей хореографического искусства Якутии. Среди них можно назвать Алексея Андреевича Попова - первого профессионального балетмейстера, Наталью Семеновну Посельскую - основателя Якутского хореографического училища, Марию Васильевну Сайдыкулову - главного балетмейстера государственного театра оперы и балета С.Омоллоона, Геннадия Семеновича Баишева- - художественного руководителя, а ныне педагога - репетитора национального театра танца имени С.Зверева, Евдокии Александровне Степановой, Клавдии Алексеевне Ивановой,  Наталье Иннокентьевне Христофоровой, Анатолию Павловичу Ултургашеву, Екатерине Лаврентьевне Тайшиной присвоены почетные звания заслуженных артистов России. Спектакль прочно вошел в текущий репертуар театра и собирает полные залы, что свидетельствует о его популярности и любви у зрителей.

Этот балет поднял в республике волну повсеместного увлечения хореографией. И, может быть, на ней взросла идея открытия школы балета в самой Якутии. Мы благодарны Наталье Семеновне Посельской, основателю Якутского хореографического училища, первому директору и художественному руководителю, которая считала, что священный долг служителя Терпсихоры – хранение в памяти  и передача  истории якутского балета современному поколению.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Тематика поэмы С. Кулачикова – Элляя в полной мере отражена в одноименном балете Ж. Батуева в постановке К. Карпинской.
  2. Балет впечатляет поэтической силой сюжета, яркостью художественных образов, глубокой верой в духовную красоту якутского народа.
  3. В балете сохранена ведущая роль основных персонажей – образов Нюргуяны и Чурумчуку, их цельность, народность и внутренняя сила.
  4. В то же время в балетную постановку вводятся новые персонажи, которые относятся к противоборствующим сторонам - это Боллур, Бетес (прислужники Чупчуруйдана), стерхи, подруги Нюргуяны, Волшебный камень становится одним из действующих лиц. Все это позволило балетным постановщикам подчеркнуть противоборство героев и черных сил в своей борьбе за счастье и свободу.

Список литературы: 

  1. Вопросы творчества Элляя. Сборник статей. – Якутск, 1978.
  2. Габышева Л.Л. Театр Оперы и Балета - замок красоты// Балет. - 1999. - №101
  3. Головнева Н.Н. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). – Новосибирск, 1994.
  4. Евдокия Степанова. Сборник статей. – Якутск, 1997.
  5. ЖорницкаяМ.Я.. Народные танцы Якутии. - М.,1986. – С. 133-135.
  6. Копырин Н.З. Поэзия Элляя.- Якутск, 1986
  7. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - СПб., 2005. – 424с.
  8. Кулачиков Э. Чурумчуку.- Якутск, 2003.
  9. Лукина А. Парение духа. - Якутск, 2001.
  10. Музыка и хореография современного балета. Сборник статей. - Л.,1977.
  11. Павлов Н.Н. О творчестве Элляя // Хотугусулус. -1940-№ 5-6. – С.193-213.
  12. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М.,1985.
  13. ПосельскаяН.С.Все познается в сравнении//Вестник. - 2003.- С.17
  14. Слонимский Ю.И. О драматургии балета. - Л., 1995.

Приложение:





Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*