Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие системы критического мышления в условиях ФГОС

25.01.2016 576 807
Чикнайкина Ольга Леонидовна
Чикнайкина Ольга Леонидовна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

Изменения, происходящие в современном обществе, затронули все сферы нашей жизни, в том числе и образование. От выпускников требуется способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Мы должны помочь студентам стать профессионалами, способными к конкуренции в своей области деятельности, способными адаптироваться к современным условиям.

Эти задачи, на мой взгляд,  можно решить, если добавить в образовательный процесс новый элемент – создание порфолио.

Портфолио – это накопленный материал по любой теме, разделу, предмету. Портфолио помогает студентам развиваться, накапливать знания, самостоятельно мыслить, искать и работать с дополнительным материалом. Портфолио – это одна из самых интересных и наглядных оценок достижений студента.

Основные цели портфолио:

  1. Контроль и оценка достижений студентов.
  2. Интеграция количественной и качественной оценки.
  3. Перенос педагогической оценки на самооценку.

Важно: критерии оценки обсуждаются со студентами.

Какие обязательные компоненты включает в себя портфолио?

  1. Титульный лист
  2. Резюме (краткий рассказ о себе)
  3. Обучающий блок
  4. Дополнительный материал по предмету
  5. Лабораторные работы
  6. Контрольные работы
  7. Курсовые проекты, если они предусмотрены по предмету
  8. Творческие работы
  9. Материал для выступлений по предмету
  10. Награды
  11. Лист самооценки

Важно: никто не запрещает включать и другие компоненты в портфолио. Например: список литературы и глоссарий.

Особого внимания заслуживает обучающий блок. Он состоит из листов З-Х-У (знаю – хочу знать – узнал), которые заполняются на первом и последнем уроках темы/раздела; кластеров по темам каждого урока темы/раздела; трансферного листа, который заполняется в конце темы/раздела. Остановимся подробнее на каждом из них.

Лист З-Х-У (иногда его еще называют KWL) (Приложение 1). Таблица KWL была составлена Донной Огл (Donna Ogle) в 1986 [1]. Таблица KWL может использоваться во всех видах обучения и различных предметах, в больших или маленьких группах. Таблица — эта стратегия понимания, которая помогает активизировать знания до чтения и вовлечь студента в обучение.

В первой колонке З - что мы знаем – в начале каждой темы/раздела пишем, что мы знаем об этом разделе, какие предметы, изучаемые ранее, помогут нам понять этот раздел.

Х-что мы хотим нового узнать в этом разделе – там мы пишем те вопросы, определения, которые нам нужны, интересны и т.д. Этот раздел может заполнятся постепенно и на следующих уроках.

На первом уроке темы/ раздела заполняются пункты 2 – категории информации, которыми мы намерены пользоваться (можно писать названия тем уроков) и 3 – источники, из которых мы намерены получить информацию.

Пункт У – что мы узнали и что нам осталось узнать заполняется на последнем уроке темы/ раздела. Если в колонке У студент указал какое - то определение или вопрос, название темы, которые мы не прошли по этой теме/ разделу, то тогда он самостоятельно ищет материал, распечатывает и вкладывает в портфолио.

Таким образом, лист З-Х-У помогает нам бросить вызов, перед изучением нового материала (З, Х, 2), помогает осмыслить материал и научиться рефлексии (размышлять) (У и 3).

У преподавателя есть много причин для использования таблицы З-Х-У в обучении. Во-первых, таблица позволяет узнать какой нынешний уровень знаний студентов по данному предмету/теме, и их пожелания. После этого определяется общие либо индивидуальные направления обучения студентов. Они, со временем, могут добавлять какие-либо новые вопросы по данной тематике. Таким образом, студенты становятся соучастниками в изучении предмета, появляется больший интерес, и они принимают активное участие. Кроме того, использование таблицы позволяет студентам расширять свои знания по теме, изучая предмет вне класса. Зная об интересах студентов, у преподавателя есть возможность построить урок таким образом, чтобы заинтересовывать студентов, получить обратную связь, дошел ли материал до студентов, поняли ли они его. Таблица З-Х-У— хороший инструмент для построения эффективного обучения.

После прохождения темы каждого урока студенты строят кластер (структура в Приложении 2). Так они повторяют, систематизируют знания, обобщают и определяют прирост новых знаний. В это время у них происходит развитие креативности, развитие обучения – многократное повторение материала по ключевым словам, развитие толерантности – сравнение своего кластера с кластером соседа, развитие интереса и внимания к предмету.

В конце каждой темы/раздела студенты заполняют трансферный лист (Приложение 3), оценивая портфолио друг друга. На этом этапе происходит развитие коммуникативности, развитие рефлексии.

Итак, обучающий блок содержит: лист З-Х-У, кластеры, трансферный лист – по каждой теме.

Интересен раздел материал для выступлений по предмету. Каждый студент должен хотя бы однажды выступить с докладом по теме практических занятий. Темы распределяются на первых занятиях. Здесь происходит развитие коммуникативности, развитие речи, обобщение и систематизация знаний.

Важно:  темы практических занятий не должны отрываться от реальности.

Лист самооценки заполняется в конце прохождения всех разделов. Здесь должны учитываться несколько параметров: самоанализ своей деятельности (участие в дискуссии, готовность портфолио, трудности при создании портфолио, наличие творческих работ и т.д.), а также место предмета в реальной жизни. Допускается написание сочинения или краткого эссе.

Важно: портфолио можно пользоваться на контрольной работе. На экзамене ставится 2 оценки – одна за портфолио, другая за ответы на экзамене. В ведомость ставится среднее арифметическое.

Как правило, у студентов снижается уровень тревожности, и они показывают более лучшие результаты.

После введения портфолио в обучение, качество знаний повышается, интерес к предмету возрастает. Но возникают временные трудности, которые, впоследствии, решаются:

  1. У студентов, как правило, отсутствует трудовой навык.
  2. Студенты не умеют выделять главное (трудности при составлении кластеров).
  3. Студенты зажаты, с большим трудом делают выводы, размышляют.

Приложения (1-3) 

Литература:

1. Ogle, D.M. (1986). K-W-L: A teaching model that develops active reading of expository text. Reading Teacher, 39, 564—570




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*