Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ознакомление студентов с понятием о качестве медицинской помощи

25.01.2016 476 712
Курилова Лариса Геннадьевна
Курилова Лариса Геннадьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Самая главная ценность любого государства- здоровье человека. Большинство людей считают здоровье - основным показателем качества жизни.

В последние годы показатели здоровья населения России продолжают ухудшаться, несмотря на интенсивное развитие мировой и отечественной медицинской науки. Выросли смертность и инвалидизация, в том числе лиц трудоспособного возраста и детей. В настоящее время как главный объект медицины должен рассматриваться пациент- основной потребитель

Медицинская помощь - деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на нее право в соответствии с действующим законодательством.

Качество медицинской помощи- совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.

К основным показателям качества медицинской помощи можно отнести:

- адекватность;

- доступность;

- преемственность и непрерывность;

- результативность;

- эффективность;

- безопасность;

- своевременность;

- способность удовлетворять потребности;

- стабильность процесса и результата;

- постоянное совершенствование и улучшение.

Обеспечение качества медицинской помощи – один из главных элементов совершенствования обслуживания населения и эффективности деятельности учреждений здравоохранения.

Необходимо отметить, что эффективная работа учреждений здравоохранения зависит от:

- качества медицинских услуг и их организации;

- качества аппаратуры, инструментария;

- обеспеченности и качества лекарственных препаратов;

- информационного обеспечения;

- оптимизации документирования медицинской помощи.

Если рассматривать более подробно, то качество медицинской помощи в конкретно взятом учреждении здравоохранения будет складываться из следующих составляющих:

- качество труда медицинского персонала - обучение, условия труда, система поощрений;

- качество показателей, обеспечивающих трудовую деятельность – квалификация, оборудование, методология, моральный и физический износ;

- качество нормативной документации – правила оформления медицинской документации,  стандартная документация, отношение персонала к ведению документации, методы анализа;

- качество пребывания пациента в ЛПУ - состояние палат,  специальное оборудование, информационное согласие;

- качество лечебного и диагностического процессов – загруженность лабораторий, процедурных кабинетов, взаимозаменяемость, преемственность;

- качество административного контроля – ответственность руководства, наличие группы экспертизы качества;

- качество предметов труда – инструментария, аппаратуры, реактивов, спецодежды.

Улучшение медико-демографической ситуации и здоровья населения в нашей стране можно добиться посредством скорейшего внедрения современных методологий организации медицинской помощи, основанных на МС ИСО 9000:2000 « Системы менеджмента качества», или внедрение медицинских стандартов.

Цель стандарта – удовлетворение потребностей и ожиданий потребителя, в нашем случае – пациента, и всех заинтересованных сторон. В управлении качеством стандарт декларирует принцип – подход как к процессу. Рекомендации стандарта направлены на обеспечение продуктивной работы ЛПУ путем одновременного эффективного управления многочисленными взаимосвязанными процессами. Все процессы и виды деятельности ЛПУ подлежать оценке, анализу и улучшению, что гарантирует постоянное совершенствование системы управления качеством, всех сфер деятельности и как следствие сокращение неоправданных потерь.

В основу стандарта положено 8 принципов менеджмента качества:

- ориентация на потребителя, нашем случае на пациента;

- роль руководителя как лидера;

- вовлечение всего персонала;

- подход к управлению качеством как к процессу;

- системный подход к менеджменту;

- постоянное улучшение;

- подход к принятию решений на основе анализа фактов, информации;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Применение стандарта для обеспечения качества медицинской помощи

включает 6 этапов:

- обучение медицинского персонала (администрации, врачей, среднего и младшего медицинского персонала) и других специалистов ЛПУ вопросам обеспечения качества медицинской помощи в соответствии с требованиями МС ИСО 9000:2000 по разработанным дифференцированным программам;

- анализ стартового состояния действующей в ЛПУ системы качества по разработанной методике;

- разработка документации по системе качества с учетом всех медицинских технологий;

- подготовка группы внутреннего аудита для оценки и анализа системы качества ЛПУ с целью ее улучшения;

- внедрение разработанной документации;

- сертификация системы качества.

Для обеспечения качества медицинских услуг любого ЛПУ необходимо разработать документацию на систему качества в соответствии с требованиями стандартов. Процессу разработки документации должна предшествовать подготовка специалистов по вопросам обеспечения качества, так как разрабатываемая документация должна описывать регламент всех выполняемых процедур, исходя из реальных возможностей ЛПУ. Иерархия документов системы качества предусматривает три уровня документации.

1-й уровень. Политика в области качества – это основные цели и направления, официально сформулированные руководством. Пользователи документации 1-го уровня – администрация ЛПУ, потребители медицинских услуг, третья сторона – страховые компании.

2-й уровень. Методологические инструкции и другие документы, регламентирующие функциональную деятельность подразделений. Этот вид документации предусматривает алгоритмы работ с необходимой степенью детализации. Пользователи документацией 2-го уровня – специалисты структурных подразделений ЛПУ.

3-й уровень. Алгоритмы конкретных процедур и медицинских услуг (простых, сложных и комплексных). Предусмотрено несколько видов алгоритмов в зависимости от специфики процедур и медицинских услуг. Алгоритм расшифровывает технологический процесс процедуры или услуги, строго соблюдая последовательность действий, указывает ответственности и условия, необходимые для выполнения всех предусмотренных действий, в том числе разрабатывается алгоритм взаимодействия с пациентом. В нем предусмотрены обучение пациента или его родственников, информированное согласие пациента, схема приема препаратов и проведения процедур, поведение и образ жизни пациента, дневник пациента, этика общения с пациентом и его родственниками. Практика показала. что такой подход резко снижает риски при оказании медицинской помощи. Пользователи документации 3-го уровня – врачи, средний и младший медицинский персонал, специалисты вспомогательных подразделений.

Каждый уровень документации дополняют разработкой конкретных должностных инструкций для работающего персонала с указанием прав. Обязанностей, ответственности.

Предлагаемая методология имеет ряд преимуществ:

- возрастает продуктивность работы каждого сотрудника;

- минимизируется риск;

- улучшается контакт с пациентом;

- осуществляется объективная оценка и анализ работы различных подразделений ЛПУ;

- постоянно улучшается действующая система качества;

- повышается эффективность медицинской помощи.

Благодаря такому подходу будут удовлетворены потребности всех заинтересованных сторон: пациента, врача, семьи, страховой компании, общества, государства.

Итак, обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что внедрение стандартов и системы качества в ЛПУ способствует оптимизации лечебного процесса в целом, эффективному использованию ресурсов и возможности конкретного учреждения осуществлять свои функции согласно современным требованиям медицины. 

Список использованной литературы

  1. Теоретические основы сестринского дела: учебник/ С.А.Мухина, И.И. Тарновская.- 2-е изд.,испр. и доп.- М:ГОЭТАР- Медиа, 2011.- 368с:ил. С 293-311. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*