Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности гендерного воспитания в балетном образовании

21.01.2016 157 229
Попов Анатолий Дмитриевич
Попов Анатолий Дмитриевич, преподаватель специальных дисциплин

Якутский хореографический колледж им. А. и Н. Посельских

Балет, балет, балет,
Души призывный звук...

И все понятно, и не надо говорить...
Не надо слов пустых, не надо лишних фраз,
Все объяснит круженье рук, движенье глаз... 

 

Балет, балет, балет... Пожалуй, это один из самых прекрасных и изящных видов искусства, который только придумал человек. Красота, как известно, требует жертв, а потому балет окутан множеством мифов о почти казарменной дисциплине, а о невероятной работоспособности хрупких балерин слагают легенды. Гордая осанка, вытянутые тонкие шеи, вывернутые стопы — преданные танцу, балерины кажутся людьми с другой планеты. И они действительно другие. Балет, без преувеличения, требует мужества, терпения и полной самоотдачи, и только тогда на сцене может появиться белый лебедь, и наши сердца затрепещут от созерцания этой безумной красоты движений.

Вся эта воздушность, полёт, грациозность достигается неимоверным трудом, титанической преданностью, кровью и потом…

Балет – это не только грациозные девочки, но и физически сильные с балетными данными мальчики. Время показывает, что очень мало мальчиков идет в балет — сегодня это становится не престижным. Считается, что мужчина должен зарабатывать деньги, должен заниматься бизнесом. Есть опасность, что мы потеряем целое балетное поколение. Поэтому, в хореографическом училище у мальчиков особое положение – ими дорожат, стараются к каждому найти индивидуальный подход с учетом психологических и физических особенностей ребенка.

Выявление и поддержка молодых дарований – актуальная задача воспитания подрастающего поколения, развития творческого потенциала народа в целом, необходимое условие сохранения культурных ценностей народа.

Сегодня я хотел бы остановиться на особенностях воспитания будущего артиста балета.

Анализ теории и практики воспитания и обучения показал, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола воспитание не достигает своих целей. Воспитание, развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах.

И никакие новые педагогические технологии не способны улучшить результаты учебно-воспитательного процесса, если не будут учитываться эти особенности.

Проблема воспитания ребенка с учетом развития мальчиков и девочек, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.

Среди множества форм художественного воспитания хореографическое искусство является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я», прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

Анализ психических и анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек показал, что значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях предполагают и различный подход к их обучению и воспитанию.

Обучение классическому танцу, особенно на начальных стадиях, связанно с большими физическими нагрузками, с необходимостью бороться с усталостью физической и моральной, поэтому необходимо раздельное обучение мальчиков и девочек, создание мужских и женских классов, где существуют различия в методах обучения. Делаются акценты на развитие тех или иных групп мышц, увеличиваются или уменьшаются физические нагрузки (в зависимости от класса и возраста).

Существует ряд специфических (мужских и женских) различий в основных положениях, технике и манере исполнения движений.

Так как хореография имеет свою специфику, при организации учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы, определяемые различиями психики мальчиков и девочек.

1) Поведение. Школьная адаптация у мальчиков сложнее, чем у девочек. Утомляемость у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности, поэтому для активизации внимания необходимо в конце урока включать музыкальные игры с элементами соревнования.

2) Оценивание. Мальчикам принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. Для девочек же важно отношение значимых людей к их поступку: кто и как их оценивает, а не сама оценка посуществу. Они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности.

3) Характеристика деятельности. Мальчики более агрессивны и более успешны в зрительно – пространственных операциях. Для них важен показ движения, а не объяснение правил исполнения. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. У девочек выше языковые способности, а значит они лучше, эмоциональнее дадут характеристику музыке или действию. Мальчики сделают это же задание точнее.

4) Межличностные отношения. Для мальчиков на уроках хорошо использовать соревновательный метод. Для девочек соревновательный метод надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. По моим наблюдениям, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились – подрались, смотришь – на другой перемене опять вместе. Девочки же, если поссорятся – в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут обижаться друг на друга несколько дней и даже месяцев.

5) Критика. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. Не спешите выказывать свое негативное отношение к девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

6) Проблемная ситуация. Следует учитывать и такую особенность – мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.

Мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности в выполнении задания.

Я помимо театра, работаю преподавателем классического танца в якутском хореографическом колледже имени А. и Н. Посельских. В 2008-09 учебном году мне дали мой первый класс. Я стал учить моих маленьких воспитанников основам  классического танца. В своей работе я опирался на приведенные выше особенности воспитания и обучения мальчиков. С тех пор незаметно прошло уже 7 лет. Мои маленькие мальчишки превратились в статных юношей, преданных балетному искусству, любящих свою будущую профессию. Использование в педагогической работе гендерного подхода, учет анатомо-физиологических особенностей мальчиков, дало свои результаты. Так, двое из моих воспитанников Позднышев Владислав и Аргунов Валера были приглашены в Московскую государственную академию хореографии, где по сей день успешно обучаются. Еще один мой ученик – Ефимов Айтал стал номинантом «Восходящая звезда» в международном конкурсе балетного искусства, который проходил летом 2014 года в г. Уфа (Башкирия).

Таким образом, гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

Использованная литература:

  1. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 29-35.
  2. Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь? (Раздельное обучение мальчиков и девочек «за» и «против») // На путях к новой школе. На стороне подростка. - 2003. - № 1.
    3. Заглада Л. «М» и «Ж». Раздельное образование: плюсы и минусы // Мир семьи. - 2006. - Ноябрь.
  3. Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание иобразование // Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 30-35.
  4. Штылева, Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*