Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование мультимедийных лекций на клинических дисциплинах

20.01.2016 1484 3930
Поповская Тамара Семеновна
Поповская Тамара Семеновна, преподаватель

Ейский медицинский колледж

Появление систем мультимедийных лекций, безусловно, производит революционные изменения в образование.Взаимосвязь деятельности преподавателя и обучающихся ранее осуществлялось с помощью средств обучения – носителей учебной информации, плаката, запись на меловой доске, кинофильм, а теперь используются презентация, информация на интерактивных досках, компьютерная техника иконечно же обучающие программы, в этом и сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения.Разработка мультимедийных лекций  преподавателем  идет в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин, на сегодняшний день все лекции читаются с применением мультимедийного сопровождения для студентов специальности «Лечебное дело».Для лекций создан обширный видеофонд и цифровые фотографиипо темам дисциплин: «Здоровый человек и его окружение»,а также по профессиональному модулю по ПМ.01 Диагностическая деятельность, МДК.02.04. Лечение пациентов детского возраста.

Благодаря наличию обратной связи и живой среде общения, системы обучения набазе мультимедиа обладают потрясающей эффективностью и существенно повышаютмотивацию обучения.  

Задачей обучения является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд студентов - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться.

Увеличение умственной нагрузки заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес студентов к изучаемому модулю, их активность на протяжении всего занятия. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала.

Процесс организации обучения студентов с использованием мультимедийных занятий позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для студентов, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров. Мультимедийные лекции  эффективно решают проблему наглядности обучения, расширяют возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для студентов.Благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у студентов потребности в поисковых действиях;осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций), развивая тем самым у студентов творческую активность.

Мультимедийные лекции помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по модулю;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций

Использование компьютерных презентаций на лекциях.

При проведении я использую мультимедийные презентации. На занятиях реализуются принципы доступности, наглядности, они эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Например лекция-«Период новорожденности».Данная тема достаточно объемна, но при использовании презентации позволяет уложиться в отведенное время. Презентация представляет последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, шкала Апгар, фото новорожденного, пограничные состояния новорожденного с  наглядными иллюстрациями. Учебный материал на слайдах распределяю частями, удобными для восприятия. Не размещаю на одном слайде много информации. Дизайн презентации выбираю так, чтобы стиль её оформления соответствовал содержанию. В учебной презентации уместнее сдержанный дизайн.

Динамические элементы на слайдах, конечно, повышают наглядность, способствуют лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала. Но при этом слайд не должен быть перенасыщен анимацией.

На слайдах пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания. Материал данной темы сложный и объемный. Использование презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, и записать кратко необходимые определения в тетрадь.При объяснении данной темы студентам предоставляется возможность увидеть на экране видеосюжет- «Осмотр новорожденного, прикладывание к груди». Все это позволяют усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. Развивать  клиническое и логическое мышление будущих специалистов.  В конце  лекции проводится закрепление материала, в виде контрольных вопросов.

Несомненным достоинством являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

  • возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;
  • возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов, терминов", возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
  • возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации. В частности, при использовании средств мультимедиа существенно возрастает роль иллюстраций.Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.

Иллюстрация (иллюстрирование) - это:

  • введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука),
  • приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.

В мультимедиа-средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видео фрагментов.

Где и в каком соотношении с обучающим текстом возможно включение различных мультимедийных элементов в лекцию? Где границы применимости мультимедийных вставок, излишнее использование которых может привести к снижению работоспособности обучающихся и понижению эффективности обучения? Это серьезные вопросы. Необходимо получить на них обоснованные ответы, которые позволят избежать превращения обучения в шоу, позволят создавать учебно-методические материалы не просто эффектными, а эффективными. Все эти вопросы требуют тщательного изучения и анализа.

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психологические особенности студентов группы.
  • Цели и результаты обучения.
  • Структуру познавательного пространства.
  • Местоположение учащихся.
  • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
  • Цветовую гамму оформления учебного материала.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, так как при длительной работе развивается утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
  • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
  • фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
  • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы студенты могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:избегать монотонности, учитывать смену деятельности студентов по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей студента, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
  • учитывать фактор памяти студентов (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Заключение: Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на занятиях обеспечивает: - экономию времени при объяснении нового материала;- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде; обеспечивая тем самым лучшее усвоение.

Использование компьютера в обучении значительно повлияло на организацию учебного процесса. Было бы ошибкой считать, что компьютер и создаваемое программное обеспечение автоматически могут решить проблемы процесса обучения. Педагог остается главным звеном организации обучения, но его роль и функции значительно изменяются.

Литература:       

  1. Егерев С. В. Компьютеры в образовании: пределы возможного [Электронный ресурс] / С. В. Егерев. – http://www.ido.ru.
  2. Мизин И. А. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России / И. А. Мизин, К. К. Колин // Системы и средства информатики. – М.: Наука, 1996. - Вып. 8. – 31-36с.
  3. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / [отв. ред. В. И. Солдаткин]. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*