Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использования методов активного обучения по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»

20.01.2016 765 1245
Поповская Тамара Семеновна
Поповская Тамара Семеновна, преподаватель

Ейский медицинский колледж

 

Введение с 2011 года новых  Федеральных государственных образовательных  стандартов СПО, разработанных на модульно-компетентностной основе требует большой работы в перестройке  учебного процесса, связанного с подготовкой специали­стов в соответствии с их требованиями.  Расширяются поиск повышения эффективности учебного процесса. Одним из способов решения этой проблемы является более широкое использование разнообразных дидактических средств, педагогических приемов и форм проведения занятий. Различные способы активизации учебно-познавательной деятельности  получили собирательное  название «методы активного обучения» (МАО).

Проблеме  их разработке, возможности использования  уделяется большое внимание в современной педагогике. В литературе принято выделять две группы  МАО: дискуссионные (групповые дискуссии, анализ конкретных учебных ситуаций, круглый стол, решение задач методом «мозгового штурма») и игровые методы ( ролевые, деловые, игровое моделирование и др)[3].

В отечественной педагогике разработкой игры как активного метода обучения занимались Б.А .Ананьев, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин. Опыт показал, что использование метода игры  в большей степени заинтересовать студентов в решении поставленной проблемы, активизировать  мыслительно-познавательную деятельность, и учебный процесс в целом[1].

Учебная конференция- организационная форма обу­чения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие пре­подавателя и студентов при максимальной самостоятельности, ак­тивности, инициативе последних. Конференция, как правило, про­водится с несколькими учебными группами и направлена на рас­ширение, закрепление и совершенствование знаний. Обычно кон­ференции в учебном процессе применяются редко, однако следует помнить о больших воспитательных возможностях этой формы обучения. Она создает условия для самовыражения учащихся, самореализации. В общении и коллективной познавательной дея­тельности формируются установки личности, проясняются ее пози­ции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.

В активе преподавателя уроки-конференции по актуальным темам: «Пищевая аллергия», «Синдром крупа у детей», «Острые кишечные инфекции у детей», «Актуальные вопросы грудного вскармливания.

Научно-практическая конференция  «Актуальные вопросы грудного вскармливанияпроводилась в рамках предметной недели в цикле специальных дисциплин профессионального обучения.Проведение научно-практической конференции на указанную тему со студентами специальности «Лечебное дело»является наи­более эффективной  формой  внеаудиторной  работы, интенсивно стимулирует их интерес к будущей профессиональной деятельности. Тематика конференции сообщена студентам заранее, разработаны вопросы для освещения темы, цели и задача конференции.В период подготовки к конференции - сбора материала, работы с литературой по специальности и подготовки выступлений - будущие фельдшера приобщаются к работе с литературными источниками, закрепляют навыки изложения полученных данных в форме сообщения. Научно-исследовательский компонент конференции значительно повышает интерес к прово­димой работе и способствует приобретению навыка анализировать и обобщать полученные результаты. Наглядно  прозвучали цифры грудного вскармливания В Дании -98%,Испания -98%, Франция-45%, Россия-60%. Ейск- 46%, 

Проведение конференции способствует не только более глубоко­му усвоению изучаемой дисциплины, но и развитию интеллектуаль­ных и творческих способностей студентов, формированию у студен­тов нравственных ценностей.

Цели и задачи конференции:

  1. Повысить качество подготовки фельдшеров.
  2. Подчеркнуть актуальность данной темы.
  3. Углубить и закрепить знания по теме «Естественное вскармливание», приблизив  материал к реальной жизни.
  4. Привлечь внимание студентов разных специальностей к этой теме.
  5. Способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов.
  6. Внедрить новые формы обучения.

Вид занятия  - научно-практическая конференция.

Оснащение занятия: мультимедийная техника, микрофон, экран, указка, караоке, рекламные проекты студентов для оформления аудито­рии, презентация на компакт-диске.

Хронокарта конференции

Вид деятельности

Время

1

Организационный момент.

Вступительное слово ведущего — сообщение темы,целей и плана конференции.

10 мин

2

Научная часть конференции. Анализ результатов анкетирования студентов разных курсов по вопро­сам грудного вскармливания.

25 мин

3

Практическая часть конференции «Преимущества грудного вскармливания» в виде ролевой игры.

30 мин

4

Выступления желающих.

10 мин

5

Выступление преподавателя с заключительным словом и награждение участников конференции почетным нагрудным знаком, как успешно освоивших тему.

15 мин

 

Всего

90 мин

Требования к организации конференции:

  • максимальное количество участвующих студентов с учетом не­сценических ролей:
  • дизайн аудитории;
  • звуковое оформление;
  • обслуживание мультимедийной техники;
  • подготовка наглядного иллюстративного материала;
  • подготовка информационного материала;
  • написание сценария;
  • написание гимна грудному вскармливанию;
  • разработка анкеты;
  • проведение анкетирования студентов;
  • анализ результатов анкетирования;
  • подготовка презентации результатов;
  • режиссура;
  • координация;
  • сценические роли.

Требования к сценарию:

  • большое количество участников;
  • зрелищность;
  • информативность;
  • актуальность информации;
  • соответствие информации современным научным данным;
  • доступность информации для слушателей;
  • современность дизайна;
  • соответствие заявленной теме.

Сценарий готовится силами студентов под руководством препо­давателя.

Этапы подготовки к конференции

Этапы

подго­товки

Виды деятельности

Сроки

1. Выбор темы конференции

 

Преподаватель анализирует рабочуюпрограмму, количество часов нааудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов потемам занятии, актуальность темы, возможности для творческой работыстудентов в рамках темы и готовит мо­тивацию темы для студентов.

апрель

2. Создание оргкомитета по подготовке конференции

Преподаватель выбирает студентовлечебного отделения и приглашаетих в творческую группу по подготовкеконференции. Назначается день и

время первого заседания.

апрель

3. Заседание оргкомитета № 1

1. Преподаватель мотивирует студентоввзять для конференции выбранную имтему.

2.Преподаватель разъясняет студентамцели и задачи мероприятия и предлагает распределить обязанности.

3.После распределения обязанностейстуденты приступают к их выполнению.

апрель

4. Организация процесса под­готовки анкет

Преподаватель совместно со студен­тами обсуждает содержание анкет. Анкета должна помочь выявить знаниястудентов разных курсов и отделенийпо вопросам естественного вскармливания.

Определяется количество анкетируе­мых студентов из разных групп (II и IVкурса фельдшерского, сестринского и акушерского отделений). Студенты переходят к оформлению и тиражированию анкет. Студенты работают над сценарием и подборкой информации.

апрель

5. Анкетирование студентов

Студенты проводят анкетирование студентов выбранных групп.

Начинается анализ заполненных анкет.

Студентами выбирается музыка для гимна грудному вскармливанию. Начинается работа над словами гимна.

Конец

апреля

6. Заседаниеоргкомитета№2

 

Преподавателем совместно со студентами обсуждается и утверждается написанный сценарии. Обсуждается и утверждается гимн. Окончательно распределяются роли. Подбирается соответствующая литература.

Преподаватель раздает студентам ин­струкции для выполнения самостоятель­ной внеаудиторной работы по подготов­ке вступительного слова, по подготовке выступления, по подготовке презента­ции результатов анкетирования.

Начало

мая

7. Заседание«малого» оргкомитета - преподаватель, режиссер, координатор

Преподаватель совместно со студентами обсуждает информационный материал, соответствующий сценарию, сокращает его объем до необходимого.

1 -я декада

мая

8. Контроль научно-исследовательского компонента

Преподаватель контролирует работу санкетами и их анализ. Обсуждает наилучшую форму оформления результатов. Вносит коррективы. Студенты готовят презентацию резуль­татов анкетирования с помощью препо­давателя информатики для демонстра­ции их на экране.

1-я декада

мая

9. Корректировка преподавателем сообщений студентов

Преподаватель знакомится с сообщениями студентов в окончательномвиде. Оценивает соответствие иллюстраций тексту. Вносит коррективы.

Студенты вносят изменения, учат текстгимна и своего выступления наизусть.

1-я декада

мая

10. Репетиции

После подготовки  презентации и сообщений   в  актовом  зале  проводятсярепетиции с использованием мультиме­дийной установки для демонстрации по ходу сообщений слайдов на экране. Преподаватель вносит коррективы. Преподаватель  готовит для  студентов нагрудные  знаки   в  честь успешного освоения темы.

2-я декада

мая

11. Генеральная репетиция

Преподаватель и студенты проводятгенеральную репетицию конференции с использованием мультимедийной тех­ники и караоке. Вносятся последние изменения.

2-я декада

мая

12.Проведение

конференции

 

Преподаватель и студенты обеспечивают готовность зала к конференции.

Основные контрольные моменты:

1. Оборудование для презентации (ком­пьютер, мультимедийная приставка,экран).

2.Оформление зала рекламными проектами.

3. Оформление «сцены».

4. Форма одежды участников - выступающие студентки одеты в белыехалаты с эмблемой колледжа.

Накануне

конфе-

ренции

 

13. Заседание оргкомитета №3 поподведению итогов конференции

Преподаватель организует обсуждениесо студентами итогов совместной работы по подготовке и проведению конференции.

 

Рекламные проекты готовят студенты в период прохождения цикла занятий по дисциплине «Естественное вскармливание». Проекты посвящены пропаганде естественного вскармливания.

Таким образом, подготовка  конференции, поиск соответствующих материалов, является не только оправданным, но и необходимым, так как повышается у студентов интерес к  изучаемому предмету, активизирует творческую деятельность, способствуя повышению качества профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Мещерикова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах. М. «ГЭОТАР» 2006г.
  2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. М. «ГЭОТАР», 2008г.
  3. Сергиенко В.И. Методическое пособие «В помощь преподавателю» М. ВУНМЦ 1999.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*