Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль мастера производственного обучения при формировании профессиональной самостоятельности обучающегося в процессе производственного обучения

19.01.2016 2400 3984
Абрамов Сергей Николаевич
Абрамов Сергей Николаевич, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Наиболее ответственным разделом производственного обучения является практическая деятельность обучающихся при выполнении упражнений и изготовлении промышленной продукции. Этой деятельности обучающихся отводится основное время. Она предоставляет обучающимся возможность прояв­лять навыки самостоятельности.

Процесс производственного обучения протекает эффективно, когда со­держание темы, способы преподавания и обучения выбираются с учетом дидактических условий, способствующих активизации учебной деятельнос­ти обучающихся. Особо важным является подбор рациональных методов обу­чения, который должен производиться с учетом особенностей темы, уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их жизненного опыта. "Хорошо зная требования учебной программы и возрастные особенности обучающихся,  опытные педагоги так подбирают учебный мате­риал и соответствующие ему методы, что обучающиеся сознательно овладевают знаниями, умениями и навыками в процессе собственной активной деятель­ности, направляемой  педагогом. Значит, ведущая роль в слаженном взаимо­действии основных компонентов обучения принадлежит преподаванию.

Из этого следует, что от выбора способов и методов обучения мастером производственного обучения зависит активность обучающихся. Следует всегда помнить, что не всякий труд развивает и воспитывает. Производственное обучение имеет все предпосылки для успешного развития активности и самостоятельности обучающихся. Но для этого при организации обучения труд должен: 1) интересовать обучающегося; 2) основываться на применении имею­щихся у него знаний, умений и навыков; 3) быть не только физическим, но и умственным; 4) давать удовлетворение. Крометого,обучающиеся должны видеть результаты своего труда, его общественную значимость.

Мастер производственного обучения в период выполнения учебных за­даний и изготовления промышленной продукции повседневно и системати­чески руководит самостоятельной деятельностью обучающихся. Особенно важно, чтобы он не выпускал из поля зрения обучающихся, которые нуждаются в помощи. Он не сразу вмешивается в работу этих обучающихся, а ставит наво­дящие вопросы исподволь, наталкивая их на осмысливание возникших трудностей. Он привлекает обучающихся к анализу ошибок, указывает на их причины, требует воспроизвести правильные действия. И только окончатель­но убедившись, что обучающийся не может собственными силами преодолеть ошибки, он снова подробно инструктирует его, показывает правильное выполнение каждого элемента действия и приемов работы, дает допол­нительные задания.Такая индивидуальная работа со слабыми, отстающими обучающимися проводится систематически.

Помогая отстающим, мастер производствен­ного обучения наблюдает за выполнением задания всей группой, следит за изготовлением изделий лучшимиобучающимися.

Делая обходы рабочих местобучающихся, мастер производственного обучения следит за способами обращения обучающихся с измерительным инструментом, приемами замера, снятия размера, его фиксированием и, наконец, за правильным чтением результатов. Можно непосредственно на уроке организовать специальные упражнения по технике измерения. В каждом отдельном случае  подбираются специальные чертежи с указанием допусков и посадок, согласно которым обучающиеся изготавливают детали, а затем снимают фактические размеры, достигнутые при обработке. Сравнение фактических размеров с  номинальными позволяет  обучающимся видеть свою работу, степень точности  обработки изделий, а так  же  правильность каждого снятого размера.

В период выполнения упражнений и производственных работ мастеру производственного обучения представляется возможность обучать обучающих­ся приемам и способам новаторов производства, применению их инстру­мента и приспособлений. Реализация этого метода может осуществляться с небольшими группами обучающихся по скользящему графику. Одна из основ­ных и наиболее трудных задач, стоящих перед мастером производственного обучения, — это обучение обучающихся применению теоретических знаний на практике. С этой целью мастер подбирает примеры, связанные с необходи­мостью производить расчеты, пользоваться справочной литературой, табли­цами. Так, чтобы побудить обучающихся к сознательному выбору необходи­мых режимов резания для обработки валика на токарно-винторезном станке, мастер производственного обучения ставит задание в виде проб­лемы: "Чем оценивается производительность токарной обработки? С какой максимальной скоростью резания можно обрабатывать валик заданного диаметра?" Для решения этой проблемы учащиеся вспоминают знания, по­лученные при теоретическом обучении, приемы работы со справочной лите­ратурой, зависимость скорости резания от материала обрабатываемой детали, режущего инструмента и других условий обработки. А уже после такой подготовительной работы находят по справочнику необходимые режимы резания. Осущест­вив самостоятельно такие преобразования, обучающийся с полным понимани­ем производит настройку токарно-винторезного станка на заданные размеры.

Применение теоретических знаний обучающимися в условиях производст­венного обучения может носить весьма разнообразный характер. Мастер производственного обучения должен объяснять производственные процес­сы, принципы устройства машин и механизмов с позиций тех законов тех­ники, которые обучающиеся изучают на уроках теоретического обучения.

Он может предложить обучающимся подсчитать расход металла на изготовление детали, определить норму времени, рассчитать затраты на электроэнергию, инструмент, смазочные материалы, чтобы увязать их теоретические позна­ния с условиями производства. Мастер программирует в плане урока изучение обучающимися способов планирования своего труда, выбор опти­мальных темпов выполнения действия, расчет режимов резания и др.

Рассмотрим на примере, как развивается самостоятельность обучающихся при изучении темы "Сверление, зенкерование и развертывание", которая изучается на производственном обучении на 7-8-й неделе первого года обучения. Обучающиеся впервые встречаются с расчетом режимов резания, управлением и наладкой станка, заточкой сверл. К этому времени они получили соответствующую теоретическую подготовку. На изучение этой темы по плану отводится 24 ч. Распределение времени будет примерно следующим: на различные виды инструктажа отводится 4 ч, на упражне­ния — 10 ч, на учебно-производственную работу — 10 ч. Обучение обучающихся ведется звеньями. Перемещение их производится согласно графику.

После объяснения цели урока и показа приемов настройки станка на заданные режимы работы мастер производственного обучения разбирает с обучающимися по карте и показывает способы и приемы сверления сквозных и глухих отверстий, сверления по кондуктору, зенкерования, обработки углублений под головки винтов и затачивания сверл. Были изучены также приемы проведения самоконтроля в процессе работы. Проверив степень усвоения инструктивных указаний, мастер позволяет обучающимся перейти к практической работе.

Последовательно выполнялись упражнения по процессам, которые объ­яснил мастер. Самоконтроль качества сверления и зенкерования проводил­ся в ходе упражнений каждым обучающимся. Стремясь выполнить правильно упражнение, учащиеся мысленно представляли себе тот или иной прием, показанный мастером, затем выполняют его сами и сличают с правильным. Для обучающихся эти упражнения были трудными. Чтобы освоить их, требова­лось напряженное внимание, а также самостоятельность в мышлении и дей­ствиях. И хотя в основном обучающиеся ориентировались на образец, работа их была связана с формированием не только двигательных трудовых умений и навыков, но и в не меньшей степени умственных. Обучающиеся долж­ны были достаточно хорошо разбираться в организационно-технических вопросах, необходимых для качественного выполнения работы, уметь осу­ществлять выбор заготовки, режущего инструмента и приспособлений, планировать трудовой процесс по этапам, организовать рабочее место.

В ходе выполнения упражнений обучающиеся овладевали приемами хватки инструмента, заточки и доводки сверл, крепления деталей в станочных тисках, подбора необходимых приспособлений, закрепления и снятия сверл в патроне и патрона в шпинделе станка, организации рабочего места, выполнения действий и операций. Немаловажное значение при выполнении упражнений отводилось освоению навыков, связанных с расчетом режимов резания, управлением сверлильным станком. На основе имеющихся теоре­тических знаний обучающиеся, пользуясь технической и справочной литерату­рой, должны научиться рассчитывать режимы резания и в соответствии с этим настраивать станок. Основное внимание нужно обратить на формиро­вание двигательных и сенсорных умений и навыков работы на сверлильном станке. К ним следует отнести определение степени нажима на рукоятку подачи шпинделя, умение регулировать этот нажим, выполнение сверления, слуховые приемы распознавания правильности сверления по издающемуся звуку, шуму станка и др.

И наконец, при выполнении упражнений обучающиеся должны овладеть способами контроля за правильностью трудовых движений, действий и за их результатами. Это значит: знать места визуального контроля и контроля по приборам; уметь оценить правильность расчетов режимов работы, и настройки станка, правильность установки деталей в тисках, сверлав патроне и патрона в шпинделе; уметь проверить качество просверленныхотверстий, установить степень отклонения от образца или технических условий, внести коррективы в дальнейшую работу и добиться установленного качества.

После вводного группового инструктажа полнота и сложность работы мастера производственного обучения возрастают. Он активно руководя

самостоятельной работой обучающихся, формированием профессиональных умений и навыков. В этих целях он систематически обходит рабочие места обучающихся, наблюдает за их действиями, оказывает помощь отстающим. Обход рабочих мест осуществляется целенаправленно в соответствии с пла­ном. Мастер производственного обучения обращает внимание на правиль­ность подбора материала, инструмента и приспособлений, на организацию рабочего места. Он выясняет также самостоятельность выполнения работы обучающимися. При втором обходе рабочих мест проверяются правильность режимов резания, приемы настройки станка, а также формирование навы­ков сверления, соблюдение техники безопасности.

Мастер производственного обучения наблюдает и проверяет, насколько внимательно обучающиеся следят за процессом сверления, как они вводят сверло в деталь, насколько охлаждается рабочая часть сверла. Он старается развивать слуховую чувствительность и глазомер обучающихся. Мастер произ­водственного обучения наблюдает за работой каждого обучающегося, разумно, с педагогическим тактом оказывая им помощь.

При этом он не должен задевать самолюбие обучающегося, наоборот, его обязанность - вдохнуть в обуча­ющихся силу и уверенность в себе.

Обстоятельно повторяя и анализируя совместно с обучающимися учебное задание, мастер производственного обуче­ния подводит их к осмысливанию недостатков работы и помогает выпол­нить задание самостоятельно. При обнаружении типичных недостатков он останавливает всю группу и анализирует эти недостатки до тех пор, пока не будут выяснены их причины и способы устранения.

Мастер уделяет внимание учету и контролю усвоения обучающимися спо­собов работы, умений и навыков. В целях усиления контроля за формиро­ванием умений и навыков мастер производственного обучения организует целенаправленную взаимопроверку приемов работы. Для этого в группе создаются контрольные посты, поочередно обслуживаемые обучающимися. Кроме того, рядом работающиеобучающиеся взаимно контролируют друг друга. В учебно-производственной мастерской можно создать пост ученичес­кого контроля. Обучающиеся по графику будут принимать готовые изделия, отмечать недостатки и выставлять оценки. Наряду с этим мастер производственного обучения организует личный контроль за работой каждого обуча­ющегося, за развитием его самостоятельности, для чего каждому обучающемуся выдается специальная карточка (табл. 6).

Оценка в баллах

п.п.

Ф.И.О.

обучающегося

организация

рабочего

места

правильность

подбора

инструмента,

материала,

приспособлений

расчет

режимов

резания

и настройка

станка

правильность

выполняемых

действий,

приемов

качество

выполня

емой

работы

Соблю

дение

 ТБ

 

 

 

 

 

 

 

 

При обходе рабочих мест мастер производственного обучения проверяет выполнение обучающимися этих требований и ставит им в карточку свои оценки. На заключительном инструктаже мастер производственного обуче­ния анализирует результаты занятия, называет обучающихся, хорошо усвоив­шихприемы и навыки сверления и зенкерования, зачитывает оценки, рас­сматривает результаты взаимного контроля, оценивает общий уровень вла­дения умениями и навыками. Анализируются типичные ошибки в работе обучающихся, дается задание на дом.

Решающим условием успешности обучения на учебно-тренировочной площадке, учебном полигоне или в учебном хозяйстве является учет специфики условий и правильный выбор рациональных форм организации и методов обучения.

Так, на учебно-тренировочных полигонах трудовые приемы выполняются не каждым обучающимся индиви­дуально, а группой или звеном. В этом случае особенность методики обу­чения состоит в том, чтобы научить каждого обучающегося самостоятельно выполнять все приемы и способы работы при рациональном распределе­нии функций между действующими вместе обучающимися.

В этом сложном процессе формирования умений и навыков, кроме традиционных средств и методов, применяются учебное кино, тренажеры и контрольно-тренировочные приспособления. На тренажерах отрабатываются профессиональные умения и навыки, моделируются трудовой процесс, его структура. С помощью контрольно-тренировочных приспособлений отраба­тываются целые комплексы трудовых приемов и действий. Основное вни­мание мастер обращает на то, чтобы обучить учащихся рационально распре­делять трудовые функции между собой. Характер самостоятельной деятель­ности обучающихся в этих условиях усложняется.

В этот период обучения в трудовой деятельности учащихся возрастают функции умственного характера. Прежде всего это счетные функции, навы­ки оценки скорости передвижения различных тел в воздухе при подаче их краном, навыки восприятия условных сигналов и знаков, правил техники безопасности и др.

Во время практических занятий важно не допускать, чтобы обучающиеся выполняли однообразную, монотонную работу, а также различные задания, не имеющие отношенияк учебной деятельности.

При выборе упражнений необходимо, чтобы:

  1. каждое упражнение имело четкое выраженную направленность;
  2. содержание упражнений было хорошо продумано и четко определены подлежащие усвоению приемы и действия;
  3. в каждом упражнении была определена структура, для чего нужно знать цель, способ и условия действия.

Мастера производственного обучения уделяют большое внимание подбору системы упражнений, что, несомненно, поднимает эффективность обучения. При изучении операционных тем,  мастера должны выбирать работы так, чтобы данная операция являлась единственной или преобладающей, Сложность упражнений по овладению заданными умениями и навыками должна нарастать. Так, при изучении операции конического обтачивания  мастер производственного обучения начинает с простого задания —  обработки  конической части шариковой ручки, что не требует большой  точности,  и лишь потом дает более сложное задание — обработать упорный центр.Для комплексных работ обучающимся предлагается изготовле­ние деталей, в процессе которого сочетаются операции разной сложности. При этом они распределяются таким образом, чтобы обеспечить каждому обучающемуся закрепление определенных умений и навыков самостоятельной работы.

Часто для обучающихся токарей подбираются упражнения так, чтобы использовать изготовление одной заготовки для изучения нескольких операций. Например, при изучении темы "Обработка цилиндрических от­верстий" на одной заготовке выполняется несколько операций (центрование заготовки, сверление, зенкерование, развертывание и растачивание).

При организации работы мастера производственного обучения широко практикуют расчленение задания на отдельные элементы. Так, деятельность обучающихся по подготовке к обтачиванию цилиндрических поверхностей в центрах можно организовать по этапам: установка центров, резцов, вывер­ка и устранение биения переднего центра, установка деталей. Отрабатывая с обучающимися каждый элемент в отдельности, мастера производственного обучения указывают место его во всей системе обработки детали.Планируя проведение упражнения, следует уделять внимание форми­рованию самостоятельности в работе. Прежде всего при объяснении цели, содержания и способов выполнения задания обучающимся приходится анализи­ровать его привлекая свои теоретические знания. Развитию самостоятельно­сти способствует приобретение обучающимися навыков самостоятельного конт­роля не только результатов, но и процесса выполнения действий и приемов.

Мастера производственного обучения очень часто обращают внимание лишь на выработку чисто двигательных навыков путем однообразного по­вторения осваиваемых движений. Этого совершенно недостаточно. Совре­менное производство предъявляет повышенные требования к сенсорным и сенсомоторным навыкам обучающихся. Они должны вести наблюдения за про­изводственным процессом, воспроизводить и оценивать его, принимать решения.Бывает, что в процессе обученияобучающиеся не создают себе ясных пред­ставлений об осваиваемых приемах и действиях. Психологи указывают на три основные причины слабого усвоения профессиональных навыков, слабого формирования самостоятельности: обучающийся слабо понял, что и как ему делать; обучающийся не проявил настойчивости и старания при выпол­нении действия; количество повторных упражнений было недостаточным. Однако часто даже выполнение всех этих требований не дает желаемых результатов. Например, повторные упражнения не всегда имеют своим ре­зультатом формирование навыка. Многократные повторения одной и той же работы дадут ощутимое улучшение лишь в том случае, если перед учащи­мися своевременно будет поставлена задача по совершенствованию прие­мов труда, будут раскрыты цели и способы выполнения данного упражне­ния, созданы условия для самоконтроля.Поэтому прежде всего надо объяснить учащимся цель упражнения и раскрыть способы выполнения действия, а также проводить упражнения в соответствии с дидактическими требованиями. Необходимо сформироватьу обучающихся умение видеть образец (показанный прием, эталон и т.д.), принимать его в уме, осмыслить характер и последовательность опера­ций, мысленно выполнить всю работу, учитывая и тут же исправляя неточности в каких-либо действиях. Ясное представление о всех необходимых действиях является важнейшей предпосылкой правильного выполнения упражнений. Успешность формирования такого образца или модели все­цело зависит от того, насколько полно мастер производственного обучения раскрыл его сущность» показал характерные стороны и использовал образно-чувственные восприятия обучающихся.

Изучение обучающимися общеобразовательных предметов, овладение основами современной науки, выделение достаточного времени на производственную практику, формирование в процессе обучения общетрудовых навыков и умений создать благоприятные условия для повышения научно-теоретического уровня про­изводственного обучения. Однако в учебно-воспитательном процессе  возникают сложные вопросы, решение которых имеет важное значение для улучшения качества обучения. Прежде всего возникает вопрос о периодичности производственного обучения, сочетании его с дру­гими предметами. Длительные перерывы в формировании умений и навы­ков могут оказывать отрицательное влияние на их закрепление и совершен­ствование, приводят к задержке формирования, или интерференции, навы­ков, когда один навык затрудняет образование другого или когда получен­ный навык не служит базой для последующего.

При формировании профессиональных умений и навыков надо шире использовать не только технически знания обучающихся, но и знания основ наук, изучаемых по предметам естественно-математического цикла. Необходимо решительно преодолевать репродуктивный способ обучения — способ преподнесения знаний обучающимся в готовом виде. Мастер производственного обучения должен на каждом уроке ставить передобучающимися познавательные задачи, создавать проблем­ные ситуации и обстановку поиска, творческого, самостоятельного мышления.

Практика работы ОУ показывает, что эффективность обучения станет выше, если одни и те же действия, одну и ту же работу обучающиеся будут выполнять различными способами, с применением различных инструментов, приспособлений, материалов, т.е. на различной вариативной основе. Квалифицированный рабочий тем и отличается от малоквалифицированного, что он владеет множеством приемов и способов и может применять любой из них в зависимости от данных конкретных условий.

Формируя тот или иной навык следует создавать как можно больше  связей с уже имеющимися у обучающихся умениями и навыками, связывать и по содержанию, и по способам выполнения действий, и по применяемы инструментам, приспособлениям и т.д.

Это позволяет лучше использовать  приобретенные умения и навыки, закреплять их на последующем занятии( и, опираясь на них, создавать условия для эффективного усвоения  очередного  приема и действия. Совершенствование и перенос навыка облегчаются при сходстве физиологических компонентов деятельности. Так, при работе ножовкой и напильником, при выполнении операций "сверление" и "зенкерование" возбуждение происходит в одних и тех же клетках полушарий мозга. Эту закономерность следует использовать, чтобы прочно отрабаты­вать один прием, один способ работы, закладывать основы для последую­щих приемов и способов, сближать их по смыслу, сложности и характеру.

При формировании профессиональной самостоятельности следует об­ращать внимание на такие вопросы:

направленность обучающихся на всестороннее развитие личности, формиро­вание нравственных качеств современного рабочего, для чего нужно посто­янно развивать у них мотивы деятельности, связанные с возбуждением интереса к работе;

борьба за качество изготовляемых изделий, которую следует рассмат­ривать как проблему нравственную, постоянная работа над воспитанием технологической дисциплины, выпуск продукции высокого качества, цель которой — соответствие продукции техническим условиям и ГОСТам;

работа по воспитанию у обучающихся рабочей чести. С первых дней заня­тий следует настраивать обучающихся на изготовление и сдачу продукции со своим клеймом с первого предъявления под девизом "Наше — значит отличное!";    

соответствие заказов, выполняемых обучающимися в процессе производственного обучения, учебным целям, что дает возможность ставить познавательные  задачи, развивать способности обучающихся к самостоятельным решениям;

системно-структурный подход к изучению и повторению приемов, действий, операций, что означает постепенное нарастание сложности заданий, систематическое обучение приемам и способам применения знаний на практике. 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*