Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение современных видов оздоровительной гимнастики на занятиях по физической культуре как один из способов формирования ЗОЖ студентов-медиков

15.01.2016 208 287
Ильина Ольга Васильевна
Ильина Ольга Васильевна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

Необходимость совершенствования организации занятий по  физической культуре в системе среднего профессионального обусловлена, прежде всего, ухудшением состояния здоровья студенческой молодежи. Результаты многочисленных междисциплинарных научных исследований и практического опыта профессиональной деятельности  в качестве преподавателя учебной дисциплины «Физическая культура» показывают, что для большинства студентов физкультурно-спортивная деятельность не является насущной потребностью, занятия по физической культуре рассматриваются как второстепенные, в сравнении «основными» учебными дисциплинами образовательной программы. Каждый год  увеличивается число студентов, освобожденных от занятий и отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Вместе с тем, современный высококвалифицированный труд характеризуется динамичностью и напряженностью, требует от специалиста высокой работоспособности, выносливости,  устойчивости организма  к неблагоприятным воздействиям производственных факторов. Профессиональная деятельность медицинского работника относится к числу наиболее сложных видов профессиональной деятельности. Стрессовые ситуации, необходимость  брать на себя ответственность и принимать быстрые решения, от которых порой зависит жизнь человека,  физические перегрузки,  напряженный график работы, предусматривающий ночные смены, негативно воздействуют на состояние здоровья, поэтому физическая готовность во многом становится определяющей для качества работы специалиста-медика[1].

Кроме того, одним из значимых направлений профессиональной деятельности медицинского работника является организация и проведение санитарно-просветительской работы с населением, направленной на пропаганду здорового образа жизни, необъемлемой составляющей которого являются занятия физической культурой и спортом. При отсутствии внутренней устойчивой мотивации специалиста к физкультурно-спортивным занятиям, данное направление профессиональной деятельности вряд ли будет эффективным.

Традиционная организация учебных занятий по физической культуре не позволяет в достаточной степени учитывать образовательные потребности современных студентов, их физическую и функциональную подготовленность, а также мотивировать обучающихся на развитие и совершенствование физических качеств, посредством регулярных занятий физической культурой и спортом, как необходимого условия сохранения и укрепления своего здоровья.

Актуальной и практически значимой становится задача разработки и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, способов, методов, приемов оздоровительной направленности, способствующих положительным сдвигам в физической и функциональной подготовленности обучающихся, формированию у них ценностного отношения к здоровью, а также устойчивой положительной мотивации к занятиям по физической культуре.

Одним из эффективных способов, направленных на решение поставленной задачи, становится  применение на занятиях по физической культуре современных видов оздоровительной гимнастики.

В современной литературе описано более тридцати традиционных и современных видов оздоровительной гимнастики, классифицируемых по трем группам:

  1. Первая группа – включает в себя танцевальные элементы. Это степ-аэробика, аэробика, ритмическая гимнастика, а также другие разновидности предполагающие использование танцевальных элементов какого-либо стиля (диско-гимнастика, модерн-гимнастика или джаз-гимнастика).
  2. Вторая группа – упражнения направлены на развитие функций человеческого организма или конкретной части тела. К ним относят шейпинг, фитнесс, атлетическую гимнастику, стретчинг, калланетику, многочисленные косметические и дыхательные виды гимнастики.;
  3. Третья группа – это виды гимнастических упражнений разного характера, основаные на популярных восточных ученьях. Имеют особую философию, где тело совершенствуется совместно с духовным ростом. Успех достигается при регулярном выполнении гимнастических особых упражнений. К данной группе относят такие виды как йога, оздоровительная китайская гимнастика, цигун, ушу, тайцзицуань, и так далее [3].

Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволяют провести профилактику многих заболеваний, быстрее восстановить организм после перенесенных заболеваний, способствуют укреплению мышечного корсета позвоночника, повышению эластичности связок,  общей и силовой выносливости, а  так же  тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, современные виды оздоровительной гимнастики: шейпинг, фитнес и др. являются популярными среди молодежи, соответствуют ее интересам и образовательным потребностям, однако не всегда доступны для студенческой молодежи в силу значительных финансовых затрат и напряженного учебного графика.

Включение элементов оздоровительной гимнастики в структуру и содержание занятий по физической культуре позволяет решать целый комплекс задач, связанных с физической подготовкой студентов к будущей профессиональной деятельности, а главное, сформировать позитивное ценностное отношение и устойчивую мотивацию к физической культуре, ЗОЖ. Опыт практической  деятельности в качестве преподавателя учебной дисциплины «Физическая культура» в КГБПОУ Ачинский медицинский техникум подтверждает данный вывод.

В структуре занятия  элементы оздоровительной гимнастики могут применяться на разных его этапах: в разминке, основной или завершающей части. Выбор конкретных упражнений зависит от тематики и целей конкретного занятия, а также от того, на какие группы мышц приходится основная физическая нагрузка.

Так, например, на учебных занятиях  по разделу «Легкая атлетика» в подготовительную часть целесообразно включать упражнения из аэробики, приближённые к технике бега, прыжков, метаний, а также упражнения из  калланетик для подвижности суставов и т.д. На занятиях по разделу «Гимнастика»  продуктивно использовать  упражнения  степ-аэробики, шейпинга, а также  упражнения на гимнастических мячах. На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока, применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрещенными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке. На занятиях   по разделу «Лыжная подготовка», когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале проводятся упражнения силовой аэробики: с резиновыми бинтами под музыку, с набивными мячами, упражнения степ-аэробики на скамейках, классическая аэробика, калланетик.

Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, стретчинг, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности.

В заключительной части для снятия физического и психо-эмоционального напряжения, сохранения позитивного настроя, стенического эмоционального состояния применяются фитнес-технологии: стретчинг, йога-аэробика.

Применение специальных методов  и приемов позволяет повысить эффективность использования упражнений отдельных видов оздоровительной гимнастики на занятиях по физической культуре.

Метод усложнений направлен на овладение обучающимися  правильной техникой движений. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов: изменение темпа движения, его направления, ритма, техники, добавление новых движений в ранее изученные комбинации, изучение упражнения по частям, а затем объединение его в одно целое. Применение метода усложнений необходимо при выполнении упражнений аэробики.

Метод сходства используется для отработки конкретных двигательных навыков, типов движения, например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад. Применение данного метода позволяет органично включать элементы оздоровительной гимнастики в содержание программы учебной дисциплины, с учетом тематики и целей конкретного учебного занятия.

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности обучающихся и сложности движений каждое из подобранных упражнений может повторяться несколько раз, чаще всего четное количество: два, четыре раза, а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Применение данного метода способствует тренировке двигательной памяти, пространственного мышления, а также формированию эстетического восприятия движения, позволяющего в дальнейшем успешно конструировать модель двигательного действия как эстетический идеал, соответствующий индивидуальным вкусам и представлениям каждого[2].

Учитывая наличие проблем с состоянием здоровья у современных студентов, при использовании упражнений отдельных видов оздоровительной гимнастики на занятиях по физической культуре преподавателю необходимо уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений, а также замечать признаки перенапряжения. Такими признаками служат: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение координации движений. При фиксации таких изменений требуется внесение изменений в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

Необходимо помнить, что основная цель применения упражнений оздоровительной гимнастики на занятиях по физической культуре  -  формирование позитивного ценностного отношения студентов –  будущих медицинских работников к здоровью,  устойчивой внутренней мотивации к двигательной активности,  как неотъемлемой  составляющей здорового образа жизни  современного человека.   

Литература:

  1. Колесников Н.М. Обеспечение психофизической готовности студентов-медиков к предстоящей профессиональной деятельности на занятиях по физической культуре// Материалы межрегиональной педагогической конференции преподавателей и руководителей средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Сибирского федерального округа 17.12.2015. КБМК им. В.П. Крутовского, г. Красноярск, 2015, с. 63-65.
  2. Назаренко Л.Д., Ключникова С.Н. Эстетическое содержание различных видов двигательной деятельности// http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n2/p25-26,39-40.htm
  3. Оздоровительная гимнастика для позвоночника// . http://vashpozvonok.ru/poleznoe/gimnastika-dlya-pozvonochnika/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*