Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок «Типы связей и зависимостей в биогеоценозе» (биология,10 класс)

25.01.2012 2699 1 18916
Стафийчук Наталья Ивановна, учитель биологии высшей категории

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Цели: рассмотреть типы взаимоотношений между организмами, выявить их значение, создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.


Задачи:

образовательная: способствовать формированию знаний о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе, определить их значения в природе и жизни человека;

развивающая: содействовать развитию умения отбирать главное, используя различные источники; оформлять творческую работу в виде проекта, публично  защищать результаты творческой деятельности;

воспитательная: вовлечь учащихся в коллективную деятельность личностно-ориентированного проектирования, что позволит школьникам учиться на собственном опыте, опыте других, стимулировать их познавательный интерес.

 

Тип урока: изучение нового материала, выполнение информационного продуктивного проекта.

Методы - частично поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Средство обучения – литература, слайды, ТСО, компьютер, презентация.


Ход   урока


Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность   учащихся

Оргмомент

Определяет готовность  учащихся к работе. Называет  тему: «Типы связей и зависимостей в  биогеоценозе».

Готовят учебники, дополнительную литературу. Формируют группы.

Целеполагание и мотивация (планирование работы)

Каждый организм занимает свою экологическую нишу, зависящую от морфологических приспособ - леностей  поведения.

Межвидовые отношения в биогеоценозах  реализуются через сложные формы взаимодействия популяций разных видов.

Проблема. Могут ли одни и те же организмы одновременно участвовать в разных взаимоотношениях.

Исходя из темы, определяют  целеполагание урока.

 

 

 

 

Каждой группе предлагает определить форму презентации проекта.

Проектное задание 1.

Формулирует задание для  проектной работы учащихся  (Приложение 1). 

 

 

Проектное задание 1.

Взаимополезные отношения в  природе (+ +).

Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться  взаимнополезные отношения

Проектное задание 2.

Полезновредные отношения в природе (+ - ). В чем сходство и различие хищничества и паразитизма?

Проектное задание 3.

Полезнонейтральные   отношения между организмами в природе. Эволюция хищника и жертвы происходит сопряжено. Наблюдается ли это в таких биотических связях,   как комменсализм?

Проектное задание 4.

Взаимновредные отношения между организмами в природе.

Какими биологическими особенностями видов определяется успех  в конкурентной борьбе?

Группа 1. Выполняют проект, раскрывают смысл терминов «симбиоз», «мутуализм». Определяют форму презентации проекта. Готовят выступления, презентацию проекта.

Группа 2. Выполняют проект, иллюстрируют полезновредные отношения в форме презентации.

 

 

Группа 3. Выполняют проект, обосновывают ответ, подготавливают выступления, иллюстрируют его схемами, рисунками.

 

 

 

 

Группа 4. Выполняют проект, подготавливают ответ на  вопрос и оформляют презентацию.

Актуализация   опорных знаний и умений (определение  уровня готовности к поисковой  работе)

Определить, о чем пойдет речь:

«Охотнице-сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька;

Светляк же – ночи  светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный»

Эразм Дарвин «Храм природы»

Предлагает дать определения   базовых понятий, необходимых для изучения темы: цепь и сеть питания, консументы, продуценты, редуценты, трофические уровни.

Задание 1. Из предложенных видов  составить  цепи питания (приложение 2):

В-1: пастбищную;

В-2: детритную.

 

 

Стихами ассоциируется цепь питания, в которой передается энергия от одного трофического уровня  на другой, при этом каждый питается предыдущим и является пищей для последущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают определения. Составляют  пастбищную и детритную  цепи  питания.

Первичное   усвоение   знаний (сбор   информации)

Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся.

Выясняют, где можно найти  необходимую информацию.  Знакомятся с информацией и отбирают источники

Осмысление  учебного    материала

Рекомендует структурировать  содержание проекта

Продолжают выполнение проекта.

Структурируют содержание.

Закрепление   учебного   материала (обмен  информацией)

Организует работу между группами, выполнившими  задания.

 

Идет обмен информацией, уточняют результаты и форму   творческого проекта

 

Применение знаний  в новой ситуации (оформление результатов)

Корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку   по подготовке к защите проекта (тезисы выступления, оформление схем, рисунков)

Каждая группа оформляет  проект в соответствии с выбранной формой: готовят   выступления, плакаты, схемы,  рисунки.

Проверка и оценка результатов

Организует защиту каждой группы. Предлагает сформулировать вопросы по теме проекта, составить синквейн по видам взаимоотношений.

 

Организует конкурс проектов и определение победителей  по номинациям: «Самый научный», «Самый интересный», «Самый содержательный», «Самый оригинальный», «Самый лаконичный»

Защищают   исследовательские проекты.

 

Сдают письменную работу для контроля, составляют синквейны,  представляют   презентацию.

Распределяют номинации и высказывают суждения по качеству содержания и оформления представленных   проектов.

Первичный контроль знаний

Тестовый контроль знаний (Приложение 3)

Выполнение тестовых заданий  (индивидуальное задание)  

Подведение  итогов учебного  занятия

Предлагает в соответствии  с номинациями назвать фамилии учащихся, результаты, работы  которых способствовали достижению цели урока

Оценивают работу групп по  карточке «Оценка деятельности проектанта»

Перечисляют фамилии наиболее активных учащихся и победителей каждой номинации.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Проектные  задания  для  самостоятельной работы  учащихся.

 

Проектное задание 1 (группа 1)

 Взаимополезные отношения ( + + ).

 

Прочитать текст учебника Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003, стр.103, и дополнительную информацию. Ответить на вопросы:

  1. Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения симбиоза?
  2. Микориза представляет собой симбиоз, в котором может проявляться и паразитизм. Объясните смысл.

Выполнить задания:

  1. Проиллюстрировать взаимополезные отношения примерами.
  2. Составить синквейн «Симбиоз».
  3. Создать презентацию проекта о взаимополезных отношениях в программе  Power point.

 

Дополнительная  информация


СИМБИОЗ


В природе часто встречается сожительство двух или более видов, которое в ряде случаев становится необходимым для обоих партнёров. Такое сожительство называют симбиотическим взаимоотношением организмов (от сочетания сим — вместе, био — жизнь) или симбиозом. Симбиоз — неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Термин «симбиоз» является общим, им обозначают сожительство, обязательным условием которого является совместная жизнь, определённая степень сожительства организмов.


Как уже было сказано, симбиоз — неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии,  зелёной гидры с одноклеточными водорослями.


Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьёв сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьёв и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.


В животном мире пример наиболее совершённого симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий.

Многие животные, питаясь растительной пищей, сталкиваются с большими трудностями. Ведь сложные, напоминающие цепочки молекулы целлюлозы и лигнина – вещества, образующего опорные ткани растений, - не могут усваиваться животными. Предварительно они должны быть подвергнуты  разложению  на более простые  компоненты бактериями или грибами.

Так, например, у всех жвачных животных есть большой, сложно устроенный желудок, в котором обитает громадное количество бактерий и простейших. Именно бактерии и осуществляют основную работу по гидролизу целлюлозы. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать, не способны.


Следует отметить, что комплекс отношений типа симбиоза содержит в себе самые разнообразные переходы — от отношений более или менее индифферентных до таких, когда оба члена сожительства обеспечивают взаимное существование. «Хотя таким образом нет доказательства, чтобы какое бы то ни было животное совершало действие, исключительно полезное для другого вида, — писал Чарльз Дарвин в « Происхождении видов», — однако каждый стремится извлечь выгоду из инстинктов других».

 

МУТУАЛИЗМ


Мутуализм — симбиотические взаимоотношения, когда оба сожительствующих вида извлекают взаимную пользу.


Сотрудничество — оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать отдельно, изолированно, но жизнь в сообществе им обоим приносит пользу.


Степень взаимовыгодного сотрудничества двух видов  может быть различной  - от необязательных контактов между ними до строго обязательного совместного существования, когда один вид не может нормально функционировать в отсутствие другого.


Примером необязательного (факультативного) взаимовыгодного сотрудничества может служить взаимодействие пчелы и цветка. Пчела, потребляя нектар цветка, задевает тычинки и переносит пыльцу на соседнее растение, опыляя его. Такой тип взаимодействия выгоден и цветку, и пчеле. Однако полакомиться нектаром этого цветка могут и другие  насекомые – мухи, бабочки, некоторые жуки. С другой стороны, сама пчела не имеет жесткой необходимости потреблять нектар только этого растения. 


Тесные взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из видов – партнёров, становится обязательным. Таковы, например, взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, дурман, орхидейные) с опыляющими их видами насекомых. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлёт служит ему сигналом об опасности.


Литература:

  1. Биология. Общая  биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2ч., /П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др./; под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение,2006, стр.237.
  2. Захаров В.Б. идр.  Общая биология: Учеб. Для  10-11кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001,стр.546-548.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003,стр. 103-104.
  4. Слайд-альбом  «Экология» / Авторы-составители – И.А. Жигарев, В.С. Рохлов – 3-е изд., перераб. – М.: Центр  Планетариум, 2004, стр.31-32.
  5. Энциклопедия  для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. И доп. /Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2003,стр.116-117.

 

Проектное задание 2. (группа 2)

Полезновредные отношения (+ - )

 

Прочитать текст учебника Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003, стр.100-101, и дополнительную информацию. Ответить на вопросы:

1. В  чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Как эти явления можно использовать в практической деятельности?

2. В чем сходство и различие хищничества и паразитизма?

Выполните задания:

      1. Проиллюстрировать полезновредные отношения примерами.

      2. Составить синквейн «Хищничество».

      3. Создать презентацию проекта о полезновредных отношениях в программе Power point.


Дополнительная информация


ХИЩНИЧЕСТВО


Хищничество — такой тип взаимоотношений, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т. е. организмы одного вида служат пищей для другого.


Хищничество — такой тип взаимоотношений организмов, при котором представители одного вида убивают и поедают представителей другого. Хищничество — одна из форм пищевых отношений.


Часто хищничеством называют всякое выедание одних организмов другими. Следовательно, к одной из форм хищничества может быть отнесена и растительноядность. В природе хищнические взаимоотношения широко распространены. От их исхода зависит не только судьба отдельного хищника или его жертвы, но и некоторые важные свойства таких крупных экологических объектов, как биотические сообщества и экосистемы.


Для типичного хищника (волка, рыси, норки) характерно охотничье поведение. Но кроме хищников – охотников существует большая группа хищников – собирателей, способ питания которых заключается в простом поиске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях. Хищничество — широко распространённая форма биотических отношений.


Значение хищничества можно понять, лишь рассматривая это явление на уровне популяций. Длительная связь между популяциями хищника и жертвы порождает их взаимозависимость, которая действует подобно регулятору, предотвращая слишком резкие колебания численности или препятствуя накоплению в популяциях ослабленных или больных особей. В ряде случаев хищничество может существенно ослаблять отрицательные последствия межвидовой конкуренции, повышать устойчивость и разнообразие видов в сообществах.


ПАРАЗИТИЗМ


Паразитизм — это форма взаимоотношений между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определённого времени. Хозяевами, как и паразитами, могут быть и животные, и растения.


Про каждое животное можно сказать, что это целый зоопарк, внутри и снаружи  которого живет много других животных. Внутри организма могут обитать микроорганизмы, гельминты, на поверхности тела могут паразитировать клещи и  вши, а время от времени за его счет питаются комары и пиявки. Все они относятся к различным группам паразитов.


Английский писатель Джонатан Свифт так описал широкую распространенность паразитизма в природе:

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка-крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка, и так adinfinitum.


Самым распространенным и опасным паразитом для человека является  малярийный плазмодий, который разрушает красные кровяные тельца крови  человека, что вызывает приступы малярии и может даже привести к смерти больного. Однако такие случаи паразитизма очень редки.


При паразитизме организмы одного вида (паразита) живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина). Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку последний обеспечивает его существование.


Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.


К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.


К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.


Паразитизм характеризуется тремя основными особенностями:

1. Паразит в течение всей своей жизни нападает всего на одну особь (редко — на многих) и поедает только часть вещества своей жертвы (хозяина); паразит причиняет хозяину вред, но очень редко приводит к его быстрой гибели.

2. Паразит обязательно живёт (постоянно или временно) в теле или на поверхности тела своего хозяина, поэтому паразиты обычно намного меньше своего хозяина.

3. Паразит гораздо теснее связан со своим хозяином, чем хищник с жертвой. Это результат естественного отбора и узкой специализации видов.


Литература:

  1. Захаров В.Б. идр.  Общая биология: Учеб. Для  10-11кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001, стр.551-559.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003,стр. 100-101.
  3. Слайд-альбом  «Экология» / Авторы-составители – И.А. Жигарев, В.С. Рохлов – 3-е изд., перераб. – М.: Центр  Планетариум, 2004,стр.26-28.
  4. Энциклопедия  для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. И доп. /Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2003,стр. 114-117.

 

Проектное задание 3. (группа 3)

Полезнонейтральные отношения (+ 0)

 

Прочитайте  текст учебника Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003, стр.105, и дополнительную  информацию. Ответить на вопросы:

1. Эволюция хищника и жертвы происходит сопряжено. Наблюдается ли это в таких биотических связях, как комменсализм?

2. Объясните, какую роль в природе имеют отношения квартирантства и нахлебничества?


Выполните  задания:

1. Проиллюстрировать полезнонейтральные отношения примерами.

2. Составить синквейн «Квартирантство».

3. Создать презентацию проекта о комменсализме в программе Power point.


Дополнительная  информация


КОММЕНСАЛИЗМ


Комменсализм (дословно - «питание вместе за одним столом") — взаимоотношения видов, при которых один из партнеров получает пользу, не нанося ущерб другому. Взаимоотношения, при которых один из партнёров получает пользу, не нанося ущерба другому, как уже было отмечено ранее, называются комменсализмом. Проявления комменсализма разнообразны, поэтому в нём выделяют ряд вариантов:

- нахлебничество;

- квартирантство.


«Нахлебничество» — потребление остатков пищи хозяина. Таковы, например, взаимоотношения львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной пищи, или акул с рыбами-прилипалами.


«Сотрапезничество» — потребление разных веществ или частей одной и той же пищи. Например: взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли. Комменсализм особенно часто встречается среди морских животных. Хорошо известны отношения, связывающие некоторых рыб с акулами. Рыбки-лоцманы, питающиеся объедками со «стола» акулы, беспрестанно снуют небольшими косячками у её носа.


«Квартиранство» — использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространён у растений.


Наглядный пример комменсализма дают некоторые усоногие рачки, прикрепляющиеся к коже кита. Они получают при этом преимущество — более быстрое передвижение, а киту не причиняют практически никаких неудобств.


В целом же у партнёров нет никаких общих интересов, и каждый отлично существует сам по себе. Однако подобные союзы облегчают одному из участников передвижение или добывание пищи, поиск убежища и т.д. Иногда такие союзы могут быть абсолютно фиктивными. Так, в раковинах моллюсков и панцирях ракообразных порой встречаются различные виды мшанок. Этот союз совершенно случаен, так как мшанки способны прикрепляться к любой твёрдой поверхности, и всё же многие животные, ведущие сидячий образ жизни, оказываются в выигрыше, прикрепившись к живому существу. Хозяин переносит их с места на место. Нередко при движении поток воды облегчает им добывание пищи.


Другим примером являются животные, нора которых служит убежищем для различных «гостей», питающихся объедками со стола хозяина. В норах млекопитающих, гнёздах птиц и жилищах общественных насекомых насекомые-комменсалы представлены большим числом видов (например, в норах альпийского сурка до 110 видов жуков).


Среди комменсалов различают фолеоксенов, которые в норах и гнёздах встречаются случайно; фолеофилов, встречающихся в этих убежищах чаще, чем в окружающей среде, и фолеобистов, которые проводят в них всю жизнь.


Отношения типа комменсализма играют важную роль в природе, так как способствуют более тесному сожительству видов, более полному освоению среды и использованию пищевых ресурсов.


Литература:

  1. Захаров В.Б. идр. Общая биология: Учеб. Для 10-11кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001,стр. 549-550.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003, стр.104-105.
  3. Слайд-альбом  «Экология» / Авторы-составители – И.А. Жигарев, В.С. Рохлов – 3-е изд., перераб. – М.: Центр  Планетариум, 2004, стр.32.
  4. Энциклопедия  для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. И доп. /Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2003, стр.113-117.

 

Проектное задание 4 (группа 4)

Взаимовредные отношения ( - - )

 

Прочитайте текст учебника Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003, стр.106, и дополнительную информацию. Ответить на вопросы:

1. Какой результат конкурентной борьбы?

2. Какими биологическими особенностями видов определяется успех в конкурентной борьбе?


Выполните задания:

1. Проиллюстрировать взаимовредные отношения примерами.

2. Составить синквейн «Конкуренция».

3. Создать презентацию проекта о взаимовредных отношениях в программе Power point.


Дополнительная  информация


КОНКУРЕНЦИЯ


Конкуренция — форма взаимоотношений, при которых каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие. Виды конкурируют в поисках пищи, укрытия, мест кладки яиц и т. п. Оба вида называют конкурирующими.

Конкуренция весьма широко распространена в природе. Она происходит там, где экологические ресурсы находятся в недостатке, и между видами неизбежно возникает соперничество. Каждый вид при этом испытывает угнетение, что отрицательно сказывается на росте и выживаемости организмов, на численности их популяций.


Конкурентные отношения представляют собой один из наиболее важных типов природных биотических взаимодействий. Различают внутривидовую и межвидовую конкуренцию (соревнование, борьбу) за пищу, пространство и другие ресурсы. Одним из проявлений внутривидовой конкуренции является территориальность. Большое влияние на исход конкуренции оказывают внешние факторы и свойства популяций конкурирующих видов. Исход конкуренции представляет огромный интерес не только для экологов, изучающих процессы формирования состава природных сообществ, но и для эволюционистов, изучающих механизмы естественного отбора. Для вида, испытывающего конкурентное давление, это означает, что плотность его популяции, а также роль, которую он играет в природном сообществе, снизятся или будут регулироваться под действием конкуренции. Конкурентные отношения играют важную роль в распространении организмов, в формировании видового состава природных сообществ и повышении их устойчивости.


Конкурентная борьба ослабевает в местностях с редким населением, предоставленным малым числом видов: например, в арктических и пустынных областях почти нет конкурентной борьбы.


Внутривидовая  конкуренция.


Внутривидовая конкуренция — это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегуляции численности популяций.


У некоторых организмов под влиянием внутривидовой конкуренции за жизненное пространство сформировался интересный тип поведения — территориальность. Она свойственна многим птицам, некоторым рыбам, другим животным.


Внутривидовая конкуренция проявляется в территориальном поведении, когда, например, животное защищает место своего гнездовья или известную площадь в его округе. Так, в период размножения птиц самец охраняет определённую территорию, на которую кроме своей самки не допускает ни одной особи своего вида. Такую же картину можно наблюдать и у многих рыб (например, колюшки)

Защита территории вовсе не обязательно сопровождается активной борьбой. Громкого пения и угрожающих поз обычно достаточно для того, чтобы прогнать конкурента. Однако если один из партнёров-родителей погибает, его быстро замещает птица из числа ещё не обосновавшихся особей. Таким образом, территориальное поведение можно считать регулятором, не допускающим как перенаселения, так и недоселённости.


У некоторых видов внутривидовое регулирование начинается задолго до того, как обнаруживается серьёзная конкуренция. Так, высокая плотность животных является фактором угнетения, снижающим скорость воспроизводства этой популяции даже при изобилии пищевых ресурсов.


Внутривидовая конкуренция является важным регулятором, контролирующим рост популяций. Благодаря этой конкуренции возникает определённая зависимость между плотностью популяции и скоростью процессов отмирания (смертность) или размножения (рождаемость) особей. Это, в свою очередь, приводит к возникновению определённой связи между численностью родительских пар и количеством производимого ими потомства. Подобные связи действуют как регуляторы колебаний численности популяций.


Межвидовая  конкуренция.


Межвидовой конкуренцией называют активный поиск двумя или несколькими видами одних и тех же пищевых ресурсов среды обитания. Конкурентные взаимоотношения, как правило, возникают между видами со сходными экологическими требованиями. Конкуренция между видами чрезвычайно широко распространена в природе и касается практически их всех, поскольку редко какой вид не испытывает хоть небольшого давления со стороны особей иных видов. При совместном обитании каждый из них находится в невыгодном положении в связи с тем, что присутствие другого вида уменьшает возможности в овладении пищевыми ресурсами, убежищами и другими средствами к существованию, имеющимися в местообитании. Экология рассматривает межвидовую конкуренцию в конкретном, более узком смысле — только как взаимоотрицательные отношения видов, занимающих сходную экологическую нишу.


Конкурентные взаимоотношения могут быть весьма разнообразными: от прямой физической борьбы до почти мирного совместного существования. И вместе с тем, если два вида с одинаковыми экологическими потребностями оказываются в одном сообществе, то обязательно один конкурент вытесняет другого. Например: в Европе в поселениях человека серая крыса совершенно вытеснила другой вид того же рода – чёрную крысу, которая теперь живёт в степных и пустынных районах. Серая крыса крупнее, агрессивнее, лучше плавает, поэтому сумела победить. В России, наоборот, сравнительно мелкий рыжий таракан – пруссак начисто вытеснил более крупного чёрного таракана только потому, что сумел лучше приспособиться к специфическим условиям человеческого жилья. В Австралии обыкновенная пчела, завезённая из Европы, вытеснила маленькую туземную пчелу, не имеющую жала.


Межвидовую конкуренцию можно продемонстрировать на простых лабораторных опытах. Так, в исследованиях русского учёного Г. Ф. Гаузе культуры двух видов инфузорий – туфелек со сходным характером питания помещали по отдельности и совместно в сосуды с сенным настоем. Каждый вид, помещённый отдельно, успешно размножался, достигая оптимальной численности. Однако при совместной жизни численность одного из видов постепенно уменьшалась, и его особи исчезали из настоя, в то время как инфузории второго вида сохранились. Был сделан вывод, что длительное совместное существование видов с близкими экологическими требованиями невозможно. Как оказалось, через некоторое время в живых остаются особи только одного вида, выжившие в борьбе за пищу, так как его популяция быстрее росла и размножалась. Этот вывод получил название — правило конкурентного исключения.


Но исход конкуренции зависит не только от свойств  взаимодействующих видов, но и от условий, в которых происходит конкурентная борьба. В зависимости от условий, складывающихся в конкретном местообитании, победителем конкурентной борьбы может оказываться либо один, либо другой вид, который в данной экологической обстановке имеет хотя бы небольшие преимущества перед другим, а следовательно, и большую приспособленность к условиям окружающей среды.


Таким образом, в сообществе совместно уживаются только те конкурирующие виды, которые приспособились хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Так, в африканских саваннах копытные используют пастбищные корма по – разному: зебры обрывают верхушки трав, антилопы гну поедают растения определённых видов, газели выщипывают только нижние травы, а антилопы топи кормятся высокими стеблями.


В нашей стране насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.


Чаще же конкуренция проявляется косвенно, носит незначительный характер, так как различные виды неодинаково воспринимают одни и те же факторы среды. Чем разнообразнее возможности организмов, тем менее напряжённой будет конкуренция.

 

Литература:

  1. Захаров В.Б. идр.  Общая биология: Учеб. Для  10-11кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001,стр.565-566.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003, стр.106.
  3. Слайд-альбом  «Экология» / Авторы-составители – И.А. Жигарев, В.С. Рохлов – 3-е изд., перераб. – М.: Центр  Планетариум, 2004, стр. 32.
  4. Энциклопедия  для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. И доп. /Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2003, стр. 114-117.


Приложение 2.


Задание. В состав данной экосистемы входят следующие организмы:

Бактерии, грибы, березы, сосны, злаковые, саранча, бабочки, майские жуки(личинки), кроты, лисицы, волки, лягушки, ужи, клещи, сойки полевые ястребы, совы, орлы-змееды, дождевые черви, ласточки.


Из данных видов составить цепи питания:

В-1: пастбищную;

В-2: детритную.


Приложение 3.


Тестовый контроль знаний

Вариант 1

Вариант 2

1) Какие биотические связи характерны для следующих организмов:

1. береза-гриб-трутовик;

2. лиса-заяц;

3. волк-лиса


1. симбиоз           2. конкуренция

3. паразитизм      4. хищничество

1) Какие биотические связи характерны для следующих организмов:

1. береза-подберезовик

2. паук-муха;

3.собака-блоха


1.симбиоз             2. комменсализм

3. паразитизм      4. хищничество

2) Трофические связи – это

1. отношения организмов, обеспечивающие передачу органического вещества и энергии

2. пищевые взаимоотношения

3. отношения организмов, обеспечивающие их водой

4. сеть питания

2) Трофические связи:

1. лежат в основе сетей питания

2. основаны на переносе энергии

3. обеспечивают обмен веществ между организмами

4. не влияют на численность популяции

3) Мутуализм, как и симбиоз, характеризуется

1. совместным существованием  видов

2. взаимовыгодными отношениями организмов

3. связями, сложившимися в процессе совместного эволюционного становления видов

4. случайными взаимополезными связями

3) Мутуализм, как и симбиоз:

1. может быть временным

2. характеризуется тесным физическим сожительством организмов

3. взаимовыгодное отношение между организмами

4. характерен для видов, не способных существовать друг без друга

4) Хищничество -

1. любой способ питания одних организмов другими

2. способ питания, при котором одни организмы ловят и убивают других

3. характерно только для животных

4. характерно только для растений

4) Паразитизм 

1. характерен только для животных

2. характерен только для животных и растений

3. приводит к очень быстрой смерти хозяина

4. способ питания, при котором один организм живет за счет питательных веществ другого, не  убивая его

5) Способы добычи пищи

1. пастьба

2. комменсализм

3. собирательство

4. мутуализм

5. хищничество

6. паразитизм

5) Конкуренция

1. взаимоневыгодный тип связей между организмами

2. обязательно приводит к гибели одного из взаимодействующих видов

3. возникает, если разные виды живут за счет одного ресурса

6) Определить тип взаимоотношений

Орел, стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке слабой смертью злою;

Голубка ж, как овца, опять должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

(Э. Дарвин)

1. симбиоз          2. комменсализм

3. паразитизм      4. хищничество

6) Определить тип взаимоотношений

Злой овод в теле лошади, быка,

Оленя поселяет  червяка;

Червь роется, грызет под теплой кожей

И, выросши, на свет выходит Божий.

(Э. Дарвин)

1. симбиоз                   2. комменсализм

3. паразитизм               4. хищничество

 

Работа в группах

Задание 2. Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях:

симбиотических (группа3) ______________________________

конкурентных (группа2) ________________________________

хищнических (группа1) _________________________________

Комменсалитических (группа4) ___________________________


Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, аскарида, жук-короед, человек, белка, ворона, дятел.

 

Литература:

1. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. – 2003. - № 3

2. Селевко Г.К. Современные технологии обучения // Народное образование. – 1998. - № 2




Назад к списку

Комментарии
ненужного много,нужного мало
кэт

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*