Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тенденции современного инклюзивного образования

11.01.2016 489 716
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель русского языка и литературы

Дрыга Владислав Александрович
Дрыга Владислав Александрович, мастер производственного обучения

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами.

С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу.

Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися образовательных организаций (ст. 79 п. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками.

А у здоровых детей, во многих случаях, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с низким уровнем толерантности.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в учебные заведения по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Основные принципы инклюзивного образования:

  1. Доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
  2. Развитие методологии, признающей, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении.
  3. Предотвращение дискриминации в отношении детей и поддержка детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Для профессиональной подготовки педагогов необходимы:

  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с обучающимися группы, родителями, коллегами-преподавателями, специалистами).

Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо создать определенные условия.

  1. Подготовка руководителей, педагогов и специалистов, реализующих практику инклюзивного образования.
  2. Реализация программы модульных курсов повышения квалификации специалистов образовательных учреждений по направлению "Организация инклюзивного образования".
  3. Наличие Интернет-портала "Образование без границ" как базы научно-методических знаний по инклюзивному образованию для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и специалистов образовательных учреждений.
  4. Систематизация опыта работы, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, установление партнерских отношений с родителями, общественными организациями через ресурсные центры.
  5. Развитие системы тьюторства для дальнейшей социализации детей с ОВЗ и их равноправного общения среди сверстников. Тьютор будет осуществлять индивидуализацию образовательного процесса.
  6. Организация индивидуальных занятий с педагогом-психологом по поддержке эмоционального и социального развития детей с ОВЗ.

Основа практики инклюзивной формы обучения и воспитания - принятие индивидуальности каждого обучающегося а, значит, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Для реализации ФГОС принципиально важна индивидуализация и вариативность образовательной деятельности обучающихся. Например, при освоении программы по физической культуре необходимо проводить урок лечебной физической культуры и мотивировать обучающихся на получение хорошего результата. Практика показывает, что мотивация возможна при использовании элементов игры.

Речь идет об индивидуальной образовательной программе (далее – ИОП) с перечнем специфических образовательных услуг, учитывающей особенности его развития и ориентированной на личностное развитие и социальную адаптацию (расширение жизненного опыта и социальных контактов). При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать детей с ОВЗ к тем или иным требованиям в обучении образовательного учреждения, а реформировать эти учреждения и искать иные педагогические подходы. Необходимо наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех обучающихся, у которых они возникают.

Однако реализация инклюзивного образования сталкивается с рядом трудностей.

  1. Отсутствие программы социальной интеграции детей с особенностями развития и помогающего поведения со стороны здоровых людей.
  2. Существует проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым.
  3. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор.
  4. Медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых.
  5. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в образовательной организации, отсутствует автотранспорт для обучающихся с ОВЗ.

При каких же условиях инклюзивное образование будет успешным?

На наш взгляд, инклюзивное образование становится эффективным при создании следующих условий обучения: небольшой наполняемости групп, реализации индивидуальной программы обучения, наличия подготовленных педагогов и других специалистов, соответствующего оборудования в учебных кабинетах, дополнительных занятий в условиях комнаты реабилитации.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

В результате ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свое право на образование при любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Следует исходить из того, что дети с любыми ограничениями и особенностями развития могут и должны работать в творческой сфере. Одной из основных задач деятельности инклюзивного творческого коллектива является социализация воспитанников – расширение круга социальных контактов, понятий о принципах жизни в социуме.

Ценности, реализованные в профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования, во имя ребенка с отклонениями в развитии направлены на коррекцию имеющихся отклонений, на его развитие, образование, на становление как личности, социальной адаптации и приобретают статус гуманистических ценностей.

Список источников

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Официальные документы в образовании. № 2, январь 2013.
  2. Справочник заместителя директора школы, № 3/март/2015, с.57-62.
  3. Справочник заместителя директора школы, № 4/апрель/2015, с.5-14.
  4. Справочник руководителя образовательного учреждения, № 7/2015, с.48-59. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*