Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тенденции современного инклюзивного образования

11.01.2016 6258 1 11118
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель

Дрыга Владислав Александрович
Дрыга Владислав Александрович, мастер производственного обучения

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами.

С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу.

Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися образовательных организаций (ст. 79 п. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками.

А у здоровых детей, во многих случаях, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с низким уровнем толерантности.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в учебные заведения по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Основные принципы инклюзивного образования:

  1. Доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
  2. Развитие методологии, признающей, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении.
  3. Предотвращение дискриминации в отношении детей и поддержка детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Для профессиональной подготовки педагогов необходимы:

  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с обучающимися группы, родителями, коллегами-преподавателями, специалистами).

Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо создать определенные условия.

  1. Подготовка руководителей, педагогов и специалистов, реализующих практику инклюзивного образования.
  2. Реализация программы модульных курсов повышения квалификации специалистов образовательных учреждений по направлению "Организация инклюзивного образования".
  3. Наличие Интернет-портала "Образование без границ" как базы научно-методических знаний по инклюзивному образованию для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и специалистов образовательных учреждений.
  4. Систематизация опыта работы, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, установление партнерских отношений с родителями, общественными организациями через ресурсные центры.
  5. Развитие системы тьюторства для дальнейшей социализации детей с ОВЗ и их равноправного общения среди сверстников. Тьютор будет осуществлять индивидуализацию образовательного процесса.
  6. Организация индивидуальных занятий с педагогом-психологом по поддержке эмоционального и социального развития детей с ОВЗ.

Основа практики инклюзивной формы обучения и воспитания - принятие индивидуальности каждого обучающегося а, значит, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Для реализации ФГОС принципиально важна индивидуализация и вариативность образовательной деятельности обучающихся. Например, при освоении программы по физической культуре необходимо проводить урок лечебной физической культуры и мотивировать обучающихся на получение хорошего результата. Практика показывает, что мотивация возможна при использовании элементов игры.

Речь идет об индивидуальной образовательной программе (далее – ИОП) с перечнем специфических образовательных услуг, учитывающей особенности его развития и ориентированной на личностное развитие и социальную адаптацию (расширение жизненного опыта и социальных контактов). При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать детей с ОВЗ к тем или иным требованиям в обучении образовательного учреждения, а реформировать эти учреждения и искать иные педагогические подходы. Необходимо наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех обучающихся, у которых они возникают.

Однако реализация инклюзивного образования сталкивается с рядом трудностей.

  1. Отсутствие программы социальной интеграции детей с особенностями развития и помогающего поведения со стороны здоровых людей.
  2. Существует проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым.
  3. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор.
  4. Медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых.
  5. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в образовательной организации, отсутствует автотранспорт для обучающихся с ОВЗ.

При каких же условиях инклюзивное образование будет успешным?

На наш взгляд, инклюзивное образование становится эффективным при создании следующих условий обучения: небольшой наполняемости групп, реализации индивидуальной программы обучения, наличия подготовленных педагогов и других специалистов, соответствующего оборудования в учебных кабинетах, дополнительных занятий в условиях комнаты реабилитации.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

В результате ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свое право на образование при любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Следует исходить из того, что дети с любыми ограничениями и особенностями развития могут и должны работать в творческой сфере. Одной из основных задач деятельности инклюзивного творческого коллектива является социализация воспитанников – расширение круга социальных контактов, понятий о принципах жизни в социуме.

Ценности, реализованные в профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования, во имя ребенка с отклонениями в развитии направлены на коррекцию имеющихся отклонений, на его развитие, образование, на становление как личности, социальной адаптации и приобретают статус гуманистических ценностей.

Список источников

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Официальные документы в образовании. № 2, январь 2013.
  2. Справочник заместителя директора школы, № 3/март/2015, с.57-62.
  3. Справочник заместителя директора школы, № 4/апрель/2015, с.5-14.
  4. Справочник руководителя образовательного учреждения, № 7/2015, с.48-59. 



Назад к списку

Комментарии
В статье есть интересная строчка: "...При освоении программы по физической культуре необходимо проводить урок лечебной физической культуры и мотивировать обучающихся на получение хорошего результата. Практика показывает, что мотивация возможна при использовании элементов игры.". Вот вы, авторы, и попались, учительница русского языка и мастер производственного обучения. Зачем вы это написали?

В России с 1995 г. развивают проект, полное название "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" (АФК). Проект развивают 20 лет, а авторы об этом не не знают. Ничего страшного в этом нет. Об АФК вообще мало кто знает, а если кто и знает, то это знание всё равно никому не поможет, потому что АФК - это чушь, дуреж, невежество и резонерство, и вообще никакого АФК у нас нет в действительности. Подробнее см. мои статьи в печати и И-нете: "Учительская газета Нет у нас такой профессии", "Не адаптивная она, а адаптированная с точки зрения закона", "Не адаптивная она, а адаптированная как по-русски, так и по-украински", "Адаптивная физическая культура - 20 лет коту под хвост" и др.

Вернемся к цитате. Для пытливого ума это очень интересное высказывание. Разберем его подробно.

"...При освоении программы по физической культуре необходимо проводить урок лечебной физической культуры". Окститесь, авторы. Физическая культура и лечебная физическая культура - это разные вещи. Настолько разные, что физическая культура относится к педагогике, а лечебная физкультура к медицине. Что интересно, авторы, ничего не зная об АФК, также как последователи идей основателей этого лженаучного направления С.П.Евсеева, ничуть не смущаясь, смешивают эти понятия. Лечебная физкультура - это неспецифический метод лечения, с использованием физических упражнений, а физкультура, точнее, физическое воспитание - это метод развития физических качеств. Физическим воспитанием занимаются педагоги, а лечебной физкультурой - медики. Почему это так трудно понять педагогам? В педагогике следует запретить использовать слово "лечение", а слова "коррекция" и "реабилитация" следует использовать с осторожностью.

"...И мотивировать обучающихся на получение хорошего результата. Практика показывает, что мотивация возможна при использовании элементов игры." Ничем другим их не мотивировать. "Элементов игры" и точка. А вы пробовали, авторы? Вы об обучении какой возрастной группы пишете? Сначала у вас студенты, потом дети. Определитесь и почитайте, что пишут о мотивации обучающихся разного возраста. Забавно, речь в статье идет о физкультуре, а авторы - учитель русского языка и мастер производственного обучения. В сумме они учителем физкультуры никак не являются. Писали бы о своем, причем, каждый о своем.

Я бы посоветовал всем, кому судьба детей с ограниченными возможностями здоровья небезразлична, обратиться к международному опыту. Во всем мире это направление называется "адаптированное физическое воспитание" или "адаптированная физическая активность (adapted physical education, adapted physical activity). Термин появился в США в 1952 г. Международная стартовая дата - 1975 г., принятие Закона о реабилитации в США, со строчкой "физическое воспитание является обязательной частью образования". Это обязывает учителей физкультуры проводить физическое тренировки для всех учеников и дает родителям право добиваться этого. Принципы и практика адаптированного физического воспитания распространилась в странах Европе и даже Африки.

Международный опыт насчитывает около 60 лет, а у нас об этом неизвестно. Теоретики нашего АФК даже название перевести правильно не смогли. Почему "адаптивная"? Если что-то адаптировали, оно становится адаптированным. В Законе об образовании в России дан термин и его определение "адаптированные образовательные программы". Почему "с отклонениями в состоянии здоровья"? В Законе об образовании "с ограниченными возможностями здоровья". Незнание профессиональной терминологии - один из признаков непрофессионализма.

В АФК есть еще одна интересная подробность. В Законе об образовании об этом нет ни слова, даже в последней редакции 2016 г. И рабочие места для выпускников не созданы, ни в школах, ни в реабилитационных центрах. И образовательная программа вместо знаний дает студентам искаженное представление о действительности.

Если изложенное мною кому-то покажется недостаточно убедительным, найдите и прочитайте мои статьи, и сами подумайте, что вы сами можете сделать, чтобы дети с ОВЗ получили физическое воспитание, а они в нем нуждаются больше, чем обычные дети. Распространяйте информацию, обращайтесь с запросами, обсуждайте на форумах. Теперь вы понимаете эту проблему.

И.Козловский, врач, ДМН,
действительный член (академик) Международной академии наук IAS/МАН, ветеран боевых действий, участник гуманитарных операций, Москва

И.Козловский
врач

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*