Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Два чувства дивно близки нам…»

11.01.2016 1188 2184
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Введение

Базовым этапом формирования у обучающихся любви к своим родителям, своему роду является усвоение ими взаимоотношений в семье, приобщение к миру ее ценностей и традиций. Что значит быть достойным сыном или дочерью своих родителей? Помочь молодому поколению ответить на этот вопрос могут педагоги при проведении внеклассных мероприятий. Особое место в постижении нравственности принадлежит литературе. Вчитайтесь в эти строки:

Вселенский опыт говорит, что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства,

А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше.

(Б.Окуджава)

Что необходимо сделать, чтобы нынешнее поколение увидело за всем, что им предлагают, своих родных, традиции своей семьи, чтило память о своих предках?

Нынешней молодежи сегодня кажутся устаревшими история своей семьи, время, в котором жили их деды и прадеды.

В подготовке к проведению данного мероприятия можно выделить следующие этапы:

  • отбор и обсуждение материала воспоминаний о родословной своей семьи;
  • построение композиции и подготовка выступления, подбор музыкального оформления;
  • работа над выразительностью чтения;
  • рефлексия, когда участники и зрители делятся своими впечатлениями и принимают участие в совместных конкурсах.

Цель: Раскрытие истории семейных взаимоотношений, доказать, что каждый человек – звено в цепи поколений, формирование любви и уважения к своей семье, помочь увидеть себя в зеркале истории своей семьи, повышение общекультурного уровня обучающихся.

Задачи: развивать познавательный интерес к истории своей семьи, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность по изучению родословной и традиций семьи, вовлекать родителей воспитанников в реализацию творческих семейных проектов, овладевать богатствами духовного наследия семейного родства.

Основная часть

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые бабушки! Дедушки! Родители! Ребята! Преподаватели!

Наша встреча сегодня – тема достаточно важная для всех времен и для каждого человека в отдельности.

Традиции всегда сохраняются в настоящих семьях, передаются из поколения в поколение. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память, обращенная как в прошлое, так и в будущее.

Дети – это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть ,

Наше будущее – дети…

Трудно с ними, ну и пусть !

В наших детях наша сила.

В неземных миров огни

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Ведущая. Что такое счастье? Это слово знакомо всем, как слова «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и счастье. Молва об этом долетела до правителя . И он спросил у главы семьи : «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листке было написано сто раз одно и то же слово «понимание»!

До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда на отца и матери. «Родители» и «Родина» - слова одного корня. Эти светлые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции народа:

Пять ступеней,

Краской крытых,

Столько раз

Вы мною мыты!

Пять простых

Ступеней в дом!

А на верхней, что поуже,

Где сучок, что око, тужит,

Сколько раз сидела я,

Юбки подобрав края.

И смотрела в хвойный лес,

В вековую даль небес,

На калину у крыльца,

На кадушку без венца –

С дождевой водою черной!

До травинки все я помню:

Как легко над тем крыльцом

Вьются комары столбцом!

Это мысли дум моих

Среди сумерек глухих

Вьются уж и без меня,

В тишине родной звеня…

Счастье – родину иметь

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села,

Дом родной, святые сени

И заветные ступени,

По которым в мир сошла.

Ведущий. С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В 16 веке в России распространилась любопытная книга – «Домострой». В ней давались поучения и наставления и мужу, и жене, и детям. Там шла речь о самом главном – об ответственности супругов за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за ее материальное благосостояние той книги:

«Сын и дочь сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе они кажутся праведными перед Богом. Пророк Исая сказал: «Погибнет нечестивый и не увидит славы Господней». Он называл нечестивыми тех, кто обесчестил своих родителей. И сын сказал: «Того, кто насмехался над отцом и укоряет старость матери – пусть склюют труп его вороны, и сожрут орлы! Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благословят вас они, а отчее благословение дом укрепит. А материнская молитва от напастей избавит».

Ведущая. Помните легенду про большую семью, где царило понимание? Был в старину еще один принцип. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека – отца взрослых, женатых сыновей. Подчинение было беспрекословным  и полным.

Вспоминание крестьянки: «Летом вставали в три часа, боялись, что проспим – мало работы сделаем. На работу все были жадны, даже старики просыпались на работу… У меня семья большая, много братьев. Хозяин был один в доме. Если он идет – то все замолкают, ждут, что он скажет. Были просты в общении и не жадные совсем, по мелочам не ругались».

Ведущий. Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но вот беда – оно всегда рядом. И это объективно … Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. При исследовании генов выяснилось, что каждое поколение вносит свой вклад в это дело. Сильнее всего влияет пятое колено – это деды и бабки прабабок. К сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А ведь в старину было не так! Прежде чем женить сыновей или выдать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена…

Ведущая. Особое чувство вызывают у нас те люди, которые передали нам свои достоинства и недостатки. Но во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Где же мудрость  пушкинских слов: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Ведущий. Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить «Иванами, не помнящими родства». Но прошлое – это не только перечень событий, это и яркие страницы биографий реальных людей, их переживания, чувства.

Нам были память и любовь даны ,

Чтобы сердцам ушедших поклониться ,

И, может, будут не полны

Без этих строк истории страницы.

Ведущая. Мы многих ошибок могли бы избежать и жили бы гораздо лучше, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, наши просчеты ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни.

Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка – это значит «наследственное семейное имя, переходящие от родителей к детям». В русском языке это слово распространялось в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени, отчеству. Фамилия присваивалась тогда на основе единственного признака – родства.

Эту таинственную связь с предшествующими поколениями подметил наш мудрый А.С.Пушкин.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого.

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва:

Без них наш тесный мир – пустыня.

Душа – алтарь без божества.

Ведущий. Все в нашей душе не случайно…Считается, если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали в вещах, которые им принадлежали, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забывают иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Ведущая. Есть одна нить, связывающая все поколения. Это -  мать! Что может быть на свете священнее имени матери!.. Человек, только – только начинающий лопотать, неуверенно складывает «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеется счастливый …

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, произносит: «Спасибо, кормилица – мать…».

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу, говоря: «За Родину – мать…».

Все самые дорогие святыни названы и озарены этим именем, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Ведущий.  А теперь каждая семья демонстрирует нам выставку семейных реликвий.

Затем слово берет одна из матерей.

У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая - это страна, в которой ты живешь, дом, в котором ты родился. Речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее под окном, – все это святые места, зовущие и тянущие к себе в течение всей жизни. Люблю смотреть на горизонт при заходе солнца – для меня и моей семьи это дорогое… Для меня такой малой родиной является (рассказ об истории города, в котором выросли). Мои родители – уважаемые люди (Презентация «Слово о родителях», семейный фотоальбом).

Встречу можно закончить конкурсом «Один день моей семьи». Группа делится на две команды, куда вошли и дети, и их родители, и их бабушки, дедушки, братья и сестры.

Конкурс «Домашнее задание»

  1. Урок музыки.

Матери называют песню, которую пели в молодости их мамы и папы, дети – песню своих матерей и отцов, бабушки и дедушки – любимые песни своих внуков.

  1. Урок русского языка.

Из множества букв составить как можно больше слов с корнем «род».

  1. Урок технологии

Из цветной бумаги сделать какую-либо игрушку и подарить ее своим родителям, родственникам.

Ожидаемые результаты:

1.Расширение и систематизация знаний обучающихся о своей родословной.

2.Расширение и обогащение словарного запаса.

3.Повышение уровня познавательной активности обучающихся, мотивации родителей к участию в проектной деятельности.

4.Эффективное использование в познавательном развитии обучающихся общечеловеческих ценностей. 

Список литературы

  1. Сборники стихотворений А.С.Пушкина, Б.Окуджавы.
  2. «Методист». Научно-методический журнал, № 9, 2013
  3. «Методист». Научно-методический журнал, № 5, 2015



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*