Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование исследовательских задач в процессе изучения орфографии

11.01.2016 149 195
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель русского языка и литературы

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Методика изучения орфографии является самостоятельным разделом общей методики преподавания русского языка. Как самостоятельный раздел методической науки, методика орфографии имеет свой особый предмет и свои особые задачи.

Основные цели и задачи методики орфографии необходимо рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, они связаны с профессиональной подготовкой преподавателя, а с другой, - имеют непосредственное отношение к обучению и воспитанию обучающихся на уроках русского языка.

С точки зрения обучения и воспитания цели и задачи методики орфографии сводятся к тому, чтобы указать обучающимся оптимальные пути к приобретению полноценных знаний и умений в практическом владении орфографической системой русского языка.

В основе всей учебной работы по орфографии лежит принцип активизации мыслительной деятельности обучающихся и самостоятельного добывания знаний путем наблюдений над фактами орфографии русского языка, решения орфографических задач, проведение орфографического эксперимента и моделирования.

В качестве ведущего направления в изучении орфографии утверждается развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности обучающихся с опорой на чутье языка и максимальное привлечение связных текстов.

Повышение уровня речевой культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед образованием на современном этапе. Большое значение приобретает культура письменной речи, составной частью которой является орфографическая грамотность.

В современной методике орфографии понятие орфограммы и орфографического правила являются основными объектами.

Орфограмма – это объективное явление письменной формы языка. Так, в словах (в) лесу, (в) поле, украшенный, жалеет подчеркнутые буквы являются орфограммами: при их выборе в процессе письма мы руководствуемся разными орфографическими правилами. Все орфограммы имеют свои названия.

В слове «украшенный» – орфограмма «Буквы а, я, е перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени». В слове «жалеет» - орфограмма «Буквы Е, И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения», (в) поле – орфограмма «Буквы Е, И в окончаниях существительных».

Абсолютное большинство орфограмм находится в слове и лишь отдельные из них находятся между словами, например, к _нему, смотри-ка, кое-что.

В выборе правильных написаний пишущий должен руководствоваться знанием условий, от которых зависит единственное правильное написание.

Овладение орфограммами – процесс постепенный и неравномерный. Его постепенность связана с тем, что орфографическое умение (тем более орфографический навык) формируется в течение длительного времени.

Как самостоятельный раздел, орфография в общем курсе русского языка не выделяется. Разделы имеют следующие названия:

«Словообразование и орфография», «Морфология и орфография», «Состав слова, орфография».

Это обусловлено тем, что русская орфография связана со всем языком, со всеми его уровнями.

Какова же роль использования задач исследовательского характера в процессе усвоения орфографии?

Закрепление орфографических умений и навыков проводится с помощью орфографических упражнений.

Так, в 5 классе начинается систематическое практическое изучение орфографии. Чтобы заинтересовать ребят, преподаватель говорит примерно следующее: «Все вы умеете говорить по-русски, но хорошо ли на самом деле владеете русским языком? Правильно ли умеете писать? Орфография бывает волшебницей. И вы сами в этом убедитесь, участвуя в конкурсе «Сколько правил надо знать, чтобы правильно писать?»

Задания и упражнения исследовательского характера.

1.Чтобы решить, для каких согласных следует вводить орфографические правила, нарисуйте [прут] и подпишите свой рисунок.

Вопрос: можно ли по конечному согласному звуку в слове [прут] (водоем) и в слове [прут] (веточка) определить, где следует писать «д», а где «т»?

2.Можно ли по согласному звуку в слабой позиции узнать, какой буквой его следует обозначать? Для обоснования своего ответа сравните произношение и написание слов [лук] (луг) и [лук] (лук).

3.Можно ли проверить орфограмму в корне слова выкошенный (луг) словом «кошка»? Вопрос: какой очень важный признак проверочного слова, кроме сильной позиции звука, не учел обучающийся, который осуществил такую «проверку»?

Приведем другой пример.

В языковой практике тема «Частицы» является одной из сложных. Особые трудности вызывает написание частиц НЕ и НИ. Только умение анализировать, сопоставлять, исследовать поможет обучающимся сознательно решить вопрос о выборе той или иной частицы, определить, чем являются НЕ и НИ в каждом конкретном случае – приставкой или частицей.

Программой предусматривается урок-обобщение «НЕ с разными частями речи». Материал этот объемный, и в лучшем случае можно за урок рассмотреть таблицу и выполнить на повторение и закрепление изученного ряд упражнений.

Но можно этот урок построить на сопоставлении написания НЕ и НИ с разными частями речи. Такое обобщенное повторение будет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, позволит обобщить изученные правила, увидеть в них закономерности. А это значительно поднимет уровень знаний по теме.

Такое повторение лучше провести не с помощью фронтальной работы, а с помощью текста.

Открываем текст из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина: от слов «Кто не проклинал станционных смотрителей» до «Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Еще несколько слов: в течение 20 лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям…редкого смотрителя я не знаю в лицо, с редким не имел дела».

Текст исследуется. Прежде всего при этом обращается внимание на его идейную направленность (изображение «маленького человека» с симпатией и сочувствием), на то, какими языковыми средствами это достигается. Далее объясняются все случаи написания НЕ и НИ, определяются части речи, с которыми они употреблены; выясняется, на какие случаи правописания НЕ и НИ в данном тексте нет примера. Подбираются свои примеры.

Такая аналитико-исследовательская работа поможет привести в систему полученные знания о правописании частиц НЕ и НИ.

Особое внимание изучению орфографии уделяется на занятиях анализа письменных работ (диктантов, изложений, сочинений). Работу над ошибками необходимо дифференцировать. Самостоятельно справиться с этой работой обучающемуся сложно.

Существенное влияние на упрочение орфографических умений оказывает словарно-орфографическая работа на основе ранее выполненных упражнений. Она особенно эффективна при работе с обучающимися с низкой мотивацией к обучению. Для повторного выполнения целесообразно не любые упражнения, а такие, которые заключают в себе элементы обобщения и достаточно разнообразного орфографического материала.

Например, обучающиеся допустили ошибку в слове «равнина» (написали с «о» в корне, проверяя словом «ровный»). Подобные трудности возникают потому, что связи между морфемами подчас бывают сложны, их не так-то легко установить. На занятии анализа ошибок прибегаем к своеобразной исследовательской задаче под названием «Ровная неравнина». На доске нарисован рисунок.

Равнина? Место ровное, без бугров и впадин. Но не равнина.

Другой рисунок.

Для равнины нужно, чтобы место было горизонтально-плоское. То есть, чтобы все ее точки были на равном расстоянии от уровня моря. Равном! Поэтому она – равнина.

При таком исследовании выясняется, что одну и ту же корневую морфему имеют слова «равный» и «равнина». Главное, что запоминают ребята: морфема при проверке должна быть одна и та же по смыслу и по фонемному составу. Да, отождествление фонем не всегда легко.

И еще одно задание. Почему мы произносим [б’], говоря о дубе, но выговариваем [п], рассказывая про дуб? А пишем при этом в обоих случаях букву «б»?

Какой фонетический закон здесь действует? Какое правило орфографии?

Задание для сильных обучающихся: во всех ли языках есть противопоставление звуков[б]-[п]?

Мы остановились лишь на некоторых аспектах использования задач исследовательского характера в процессе усвоения орфографии. Следует подчеркнуть: при работе над задачами необходимо умение вскрыть и разрешить заключенные в задаче противоречия. В работе по орфографии существенное значение принадлежит повторению. Оно особенно плодотворно тогда, когда обучающиеся повторяют старое под новым углом зрения. Элемент новизны (в данном случае исследовательские задачи) вызывают интерес, а это способствует более глубокому и качественному усвоению материала.

 Список литературы

1.Власенков, А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык. Базовый уровень, 10-11 кл., М.- «Просвещение», 2011

2.Воителева, Т.М. Русский язык. Сборник упражнений, М. – Издательский центр «Академия», 2014

3.Русский язык. Под редакцией Н.А.Герасименко, М. – Издательский центр «Академия», 2015

4.Шаталова, В.М., Тодоров, Л.В. Русский язык, ч.1, Экспериментальное учебное пособие, М. – ИРПО, 2004




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*