Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих компетенций у студентов педагогического колледжа при обучении иностранному языку

29.12.2015 421 591
Кутузова Зоя Юрьевна
Кутузова Зоя Юрьевна, преподаватель французского языка

Мезенский педагогический колледж

В статье идет речь о формировании общих компетенций у студентов педагогического колледжа при обучении иностранному языку. Описаны проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в учебном процессе, проблемы с которыми сталкиваются будущие учителя при изучении иностранного языка. Рассмотренная нами проблема формирование общих компетенций у будущих учителей при изучении иностранного языка является очень важной в системе среднего профессионального образования. Ее решение предполагает дальнейшее исследование и разработку новых моделей обучения, позволяющих организовать  качественный образовательный процесс и получить результат в виде заданного уровня сформированности общих компетенций у обучающихся.

На сегодняшний день в образовательной  системе России мы наблюдаем период больших перемен и реорганизаций, которые, связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Эти реформы затронули все образовательные системы, в том числе и систему профессионального образования (ПО), основной образовательной единицей, которого является колледж.

Главная задача педагогического колледжа – подготовка высококвалифицированных кадров, педагогов, которые в дальнейшем будут востребованы образовательными учреждениями. Формирование как общих, так и профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа происходит на протяжении всего обучения в колледже. В Федеральном государственном образовательном стандарте под термином "компетенция" выступает способность успешно применять  знания, умения и практический опыт, полученные в педагогическом колледже в определенной области; под "общими компетенциями" понимается совокупность социально-личностных качеств выпускника педагогического колледжа, будущего учителя. Другими словами, педагогический колледж готовит высококвалифицированного специалиста, который умеет применять знания, умения и опыт на практике, способен действовать в различных ситуациях, может проявлять личные качества.

Ниже рассмотрим особенности формирования общих компетенций у будущих учителей при обучении иностранному языку.

В педагогическом колледже у обучающихся у студентов формируются общие и профессиональные компетенции. Наряду с профессиональными, общие компетенции для будущих учителей несомненно играют важную роль, так как позволяют специалисту среднего звена ориентироваться в окружающем мире и осуществлять свою будущую профессиональную деятельность на высоком уровне. В ФГОС ПО перечислены следующие общие компетенции, которыми должен владеть выпускник педагогического колледжа:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). [5]

Учитывая общие компетенции необходимо формировать у студентов представление о дидактических требованиях ФГОС-а к современному уроку, выработки умений методически грамотно проектировать уроки, в том числе и уроки иностранного языка, приобретать собственный практический опыт разработки уроков с учетом требований стандарта. И поэтому особое внимание необходимо уделить практике и методике, так как именно практика студентов педагогических колледжей является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО).

Практика формирует общие и профессиональные компетенции и позволяет лучше усваивать все виды профессиональной деятельности.

Но, к сожалению, обучающиеся, поступившие в педагогический колледж при изучении иностранного языка сталкиваются с рядом проблем:

  • обучающиеся имеют разный уровень и различную подготовку по иностранному языку;
  • слишком маленькая мотивация, либо отсутствие таковой;
  • изучению иностранного языка выделяется слишком мало времени, всего 2 час;
  • студенты не понимают для чего им необходимо изучение иностранного языка.

Для решения данной проблемы предлагается следующее:

  1. увеличить количество часов на изучение иностранного языка за счет самостоятельной работы;
  2. организовать внеурочные занятия, либо факультативы по иностранному языку;
  3. разработать вводно-коррективные курсы, предполагающие изучение и повторение иностранного языка с нуля;
  4. для мотивации студентов использовать современные технологии:
    • технические средства обучения, при чем важно не просто преподавателем использовать эти средства, но и научить обучающихся работать с ними самостоятельно;
    • использовать аудио- и видеоматериалы;
    • компьютерные программы;
    • интернет
  5. организовывать ролевые и деловые игры, проектную деятельность.

Так как педагогический колледж готовит учителей, воспитателей, учителей начальных классов с углубленным изучением иностранного языка, то перед преподавателями стоит очень сложная задача. Необходимо разработать специальные программы для данных специальностей, фонды оценочных средств, комплексы упражнений, адаптированных именно для студентов различных специальностей.

Всем известно, что основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Но учитывая то, что обучающиеся – это студенты различных специальностей необходимо учитывать ряд особенностей:

  1. в первую очередь низкий базовый уровень знаний иностранного языка;
  2. недостаточное количество часов, отводимых на изучение иностранных языков ;
  3. мотивация студентов, так как при поступлении в педагогический колледж обучающиеся желают получить профессию учителя, не подозревая о том, что им придется изучать иностранный язык. Для некоторых из обучающихся это является сложной задачей.

Для того, чтобы повысить базовый уровень, мотивацию студентов и сформировать коммуникативную  компетенцию преподавателями по иностранному языку разрабатываются учебно-методические комплексы, используется дифференцированный подход к каждому студенту, проводятся занятия с использованием интересных и увлекательных форм и методов преподавания иностранного языка, делающие урок современным.

Из опыта наблюдаем, что если даже студенты преодолевают языковой барьер установить понимание слишком сложно. Это зависит не только от языковых знаний, но и от знаний культуры страны, привычек, традиций. Поэтому целью обучения иностранному языку будущих учителей является не только формирование иноязычной коммуникативной компетенции, но и приобретение обучающимися страноведческих, лингвострановедческих, культурных знаний о стране изучаемого языка. Следовательно еще одной главной задачей для преподавателей иностранного языка является разработка социокультурного и  социолингвистического компонентов в содержании обучения иностранному языку, что входит в общие компетенции, которые должны быть сформированы у учителей при обучении иностранному языку на необходимом уровне. [3, с.49-55]

Таким образом, рассмотренная нами проблема формирование общих компетенций у будущих учителей при изучениии иностранного языка является очень важной в системе среднего профессионального образования. Ее решение предполагает дальнейшее исследование и разработку новых моделей обучения, позволяющих организовать  качественный образовательный процесс и получить результат в виде заданного уровня сформированности общих компетенций у обучающихся.

Список литературы

  1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации: Учебное пособие.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-224с
  2. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение : проблема целей и содержания обучения иностранным языкам //ИЯШ.-2004.-№1.-с.3-8
  3. Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе. //ИЯШ.-2005.-№5.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. Вузов и учителей / М.: Просвещение, 2006, с.28-38
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт России профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*