Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мастер-класс. Круглый стол «Способности педагога к оказанию поддержки подростков девиантного поведения»

25.12.2015 164 235
Левшанова Ирина Юрьевна
Левшанова Ирина Юрьевна, преподаватель

Кузоватовский технологический техникум

Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе, причем отклонения могут происходить как в отрицательную, так и в позитивную сторону ( н-р, творчество).

Педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество). позитивные (н-р творчество), и социально-нейтральные (н-р бродяжничество).

Разнообразные взгляды относительно различных форм девиантного поведения существовали с того далёкого времени, когда общество стало различать и выделять из всех видов человеческой жизнедеятельности те, которые наносят ущерб людям, обществу, государству.

«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.  И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы. Позор тому, кто ударит человека, и ещё больший позор излившему гнев на обидчика, утверждается в «Дхаммападе» (Индия, 3 в. До н. э.). Мысли полезные и в наши дни. Вообще буддизм утверждает терпимость, всепрощение, ненасилие. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

В нашей стране особенно актуальна тема девиантного поведения. В период социальных потрясений в стране увеличилось число людей девиантного поведения. 

 Уважаемые коллеги! Подходит к концу седьмой месяц напряжённых будней   учебного года. Ни для кого не секрет, что в своей повседневной деятельности нам бок о бок приходиться сталкиваться с категорией учащихся, которых принято называть «трудная» молодежь. Среди учащейся молодёжи 55% курящих в том числе среди учащихся ПУ их наибольшее количество. Среднедневное потребление сигарет 10,5 штук. В том числе учащихся ПУ – 13,7. Потребление алкоголя в ПУ больше чем в школе . Потребление наркотиков в ПУ по сравнению со школой больше  . Занимающих проституцией в ПУ больше чем в других учебных заведениях.

Тема круглого стола «Способность педагога к оказанию поддержки подростков девантного поведения».

Презентация:  «Основные правила работы с педагогически запущенными детьми»

Но прежде чем мы начнем, я предлагаю каждому из Вас стать капитаном корабля,  пусть только вырезанного из бумаги. У каждого корабля должно быть имя и Вам предлагается назвать свой корабль и поместить его в том районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника перед  участием в методической студии. Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.

Рис. 1. Рефлексия “Острова”

Закончите фразы: «Мой корабль называется…», «Я помещу его на остров, потому что…» (работа по кругу)

Притча

Ведущий приводит притчу как аналогию с положением учителя в современной ситуации образования. Трудностей и проблем много, советчиков еще больше, но помогают далеко не все и не всё. Ведущий признается, что очень не любит «знающих, как надо», что всегда предпочитает не поучать, а помогать педагогам для решения собственных проблем найти собственные же ресурсы. То есть встать на все имеющиеся ноги.

«Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге.

Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему.

Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног.

Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.

Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».

Обсуждение.

Упражнение «Одна фраза»

Предлагается в одном предложении сформулировать исходную позицию, аксиому позитивной педагогики. После обсуждения ведущий подводит участников к мысли, что основная идея содержится в следующем высказывании: «В каждом человеке содержатся потенциальные возможности к росту и развитию, поэтому необходимо содействовать их пробуждению». А для этого, в  первую очередь,  необходимо помнить т.н. принцип «Три «П»

 Рис. 2. Принцип «Три «П»

Упражнение ''Снежинка"

Раздайте участникам по листу бумаги.

Объясните, что оценки за это упражнение не ставятся. Подчеркните, чтобы, делая упражнение, никто не смотрел на других. Все должны спокойно выполнять инструкции тренера. Скажите участникам, что никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение. Если кто-нибудь задаст какой-то вопрос, ответьте:

"Делайте так, как считаете нужным."

Предложите ученикам:

а) Взять листок бумаги.

б) Сложить его вдвое.

в) Оторвать верхний правый угол.

г) Снова сложить бумагу вдвое.

д) Оторвать верхний правый угол.

е) Снова сложить бумагу вдвое.

ж) Оторвать верхний правый угол.

з) Снова сложить бумагу вдвое

и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно.

скажите, что это совершенно необязательно делать.

к) Развернуть листки бумаги.

Попросите учеников оглядеться, обращая внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Вопросы для обсуждения:

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?

Почему листы надорваны так по-разному?

Если какие-то участники надорвали бумагу не так как вы. значит ли это. что они плохие люди? Почему?

Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того. делает ли он что-то точно так же. как и мы? Приведите примеры.

Каким бы был мир, если бы все видели все совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много различных точек зрения?

Вывод:

Хотя и могут существовать разные точки зрения, ни одна точка зрения не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют единственного ответа

У нас всегда есть возможность выбора. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности оказывают реальные поступки и поведение взрослых, а не слова и нравоучения. В подтверждение сказанного послушайте обращение подростка к взрослому:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший  проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из Школ.

И если всё мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, модно верить

И мыслям и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Не правда ли, хорошие слова?

Приветствие. Игра «Здравствуй, Света!»

Цель: формирование групп для работы, установление комфортной атмосферы

3 лидера коллектива по очереди  обращаются к одному из членов коллектива «Здравствуй, (имя)!». Тот, к кому обратились, садится за стол обозначенной команды,  т.о. становится  её членом. (Упражнение является своего рода  диагностикой межличностных  предпочтений  в коллективе).

Упражнение «Сиреневые и фиолетовые»

Ведущий сообщает, что участники должны на время построится в две исходные шеренги.  Ведущий сообщает, что в параллельном мире не все так просто, как кажется с первого взгляда. Все пространство параллельного мира разделено на «Фиолетовое» и «Сиреневое». Жители «Сиреневого» пространства излучают биологическую Энергию,  несовместимую с энергией жителей «Фиолетового» пространства, и наоборот. «Фиолетовые» никогда не заходят в пространство «Сиреневых», так же поступают и «Сиреневые». Но в жизни всегда бываю парадоксы, существуют они и в параллельном мире. Ведущий обозначает, какая из шеренг будет «Фиолетовым» пространством, а какая – «Сиреневым». При этом обращает внимание, что в «Фиолетовом» пространстве живут трое «Сиреневых», а в «Сиреневом» живут трое «Фиолетовых». Когда они появились там, зачем они появились там, уже никто не вспомнит. Им и самим очень трудно жить в чужом пространстве, постоянно не хватает сил для всего, они плохо себя чувствуют. Но парадокс заключается в том, что они настолько привыкли к этому плохому, что ни за что не хотят ничего менять в своей жизни. Пусть лучше будет плохо, зато это плохо знакомо, оно уже стало им родным. Ведущий предлагает участникам помочь эти несчастным, а для этого необходимо их вычислить и переправить в свое изначально родное пространство. Ведущий раздает всем листочки на обратной стороне которых написано название изначально родного пространства. Ведущий заранее подкладывает в стопку листочков с надписью «Фиолетовое» три листочка с надписью «Сиреневое». Таким образом, в пространстве «Фиолетовых» оказываются три «Сиреневых». Так же поступают и с «Сиреневыми». Участники переворачивают листочки, знакомятся со свои происхождением, и им предлагается определить, кто из присутствующих в их группе является представителем чужого пространства. Ведущий сообщает, что хотел бы от каждого пространства услышать имя одного участника, который по их мнению является чужаком. Обсуждение длится недолго, при этом чужак должен убедить всех, что он свой, а депортации должен подвергнуться кто-то другой, а он свой, родной. Выбранные участники перемещаются в другое пространство, а в параллельном мире наступает ночь. Ведущий предупреждает всех, что участники ночью сидят с закрытыми глазами, а невычисленные чужаки открывают глаза и знакомятся друг с другом. Те, кто перешел из другого пространства сидят с закрытыми глазами. Наступает день, который дает возможность представителям пространств найти чужака и переместить его в родное пространство. Кандидаты на выбывание перемещаются в другое пространство. Наступает последняя ночь, когда чужаки снова открывают глаза. Днем жители Сиреневого и Фиолетового пространств снова вычисляют чужаков. Когда перемещения закончатся ведущий сообщает всем, что сейчас станет ясно, были ли произведенные перемещения правильными, удалось ли Сиреневым и Фиолетовым вычислить чужаков Все достают свои карточки и демонстрируют товарищам — кто же они на самом деле? Чужаки принудительно перемещаются в свое изначально родное пространство, а те, кто был перемещен в чужое пространство по ошибке, возвращаются домой. Обсуждение игры следует организовать посредством ответов на следующие вопросы:

Трудно ли было определить чужака?

Что вам помогло в этом и что помешало?

Какие чувства вы испытывали во время игры?

В чем секрет прозорливости Сиреневых и Фиолетовых (в случае, если все чужакибыли определены правильно)?

Почему не удалось догадаться, кто из чужаков ненастоящий (в случае, если некоторые выборы оказались ошибочными)?

Какие особенности поведения, речи ваших товарищей помогли вам узнать, что они чужаки?

Использовали ли чужаки свое знание о том, кто в их команде свой, а кто чужой, полученное во вторую ночь? Как?

Каким образом вели себя чужаки, которые переселились в противоположное пространство?

Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему?

Как принималось решение о переселении чужаков? Удалось ли избежать конфликтов?

Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения?

Очень важно во время игры и особенно по ее завершении помочь участникам преодолеть чувство соперничества, которое может возникнуть между своими и чужаками.  Ведь это просто игра, в процессе которой мы учимся наблюдать, думать, принимать решения!

Упражнение «Подсолнух»

Цель: Сплочение группы. Образец ритуала прощания.

Содержание:

Участники встают в широкий круг, ведущий говорит: (музыка) «Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните о том, как вы поодиночке зашли в этот кабинет… Теперь откройте глаза, почувствуйте, как вы постепенно становитесь ближе друг другу… сузьте круг, положите руки на плечи своим соседям… Представьте, что вы все – это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от лёгкого ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь влево, теперь вправо…(30 сек).

Продолжая ритмично двигаться, откройте глаза и опустите руки… осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко.

Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь наружу… почувствуйте, как ветер уносит вас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но теперь уже несёте частичку общей энергии. Попытайтесь ощутить эту энергию в своём теле… скажите себе самому: я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста и развития…» (1 мин).

Теперь медленно откройте глаза … работа нашей группы завершается.

Завтра вновь вы переступите порог класса, в котором вас будут ждать ваши учащиеся, такие сложные, такие разные. Перед общением  с ними отведайте волшебный эликсир, рецепт которого я вам предлагаю, и я верю, у вас обязательно всё получится.

Волшебный  эликсир для педагога  «Путь к гармонии»

В топку сомнений брось крупные поленья желания и зажги их искрой любви. Пока огонь разгорается, поставь на очаг котёл осознанности и налей в него прозрачную воду интуиции.

Когда вода забулькает, брось туда щепоть вопросов и горсть знаний, пару ложек умений и добрую плошку навыков. Всыпь полный мешочек своей энергии и добавь пару щепоток рассуждений.

Накрой котёл крышкой перерывов и время от времени помешивай содержимое ложкой действий, вдыхая ароматные пары предвкушения.

Через некоторое время в котле родится густой ароматный напиток гармонии. Черпаком интереса налей его в кружку опыта и с наслаждением глядя на мир вокруг маленькими глотками потягивай этот нектар мудрости.

Вспомни, что тебе всегда есть куда стремиться.

Пусть же все твои последующие действия наполнят светом твою  уникальную суть  и отразятся в самых смелых твоих деяниях и мечтах.

 Удачи!!!




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*