Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Оценка особенностей социального интеллекта и его эмоциональных компонентов у спортсменов

18.12.2015 307 412
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Для эффективного межличностного взаимодействия, успешной социальной адаптации необходима естественная способность человека, которая была названа социальным интеллектом. Социальный интеллект, являющейся когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Неоспорима значимость социального интеллекта спортсмена в командных видах спорта, но и в индивидуальных видах спорта успех спортсмена во многом определяется умением взаимодействовать в ходе тренировочного процесса с товарищами, тренером, а в ходе соревнований – способностями правильно оценивать соперника. Однако, работы, посвященные особенностям социального интеллекта у спортсменов, крайне немногочисленны, что и определило тему этого исследования. В ходе исследования был проведен сравнительный анализ выраженности у спортсменов различных компонентов эмоционального и социального интеллекта, что позволило  получить представление о значимости тех или иных компонентов рассматриваемых видов интеллекта в разных видах спорта, судить об их важности в этом виде спорта.

Теоретическую основу исследования составили работы К.А. Абульхановой-Славской ([1]), Г.М. Андреевой ([2]), В.Ф. Анурина ([3]), Дж. Гилфорда ([4]), Е.Н. Гогунова и Б.И. Мартьянова ([5]), Н.И. Евсиковой М.А. и М.А. Тесля ([6]), Е.П. Ильина ([7]), В.Н. Куницыной ([8]), Е.С. Михайловой (Алешиной) ([9]).

Исследование было проведено с октября 2014 г. по апрель 2015 г. на базе спортивных организаций г. Саратова. В исследовании приняло участие 28 спортсменов в возрасте 16 и 17 лет, представляющие единоборства, волейбол и легкую атлетику (бег). При проведении исследования были использованы методика Н. Холла «Определение уровня эмоционального интеллекта» и методика Дж. Гилфорда.

1 Эмоциональный интеллект спортсменов. Основные результаты, полученные по методике Н. Холла, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние значения показателей спортсменов, полученные по методике Н. Холла.

 

Единоборства

Волейбол

Бег

ОБЩЕЕ

Эмоциональная осведомленность

5,9

6,8

4,6

5,8

Управление своими эмоциями

7,1

5,4

7,9

6,8

Самомотивация

8,8

9

9,8

9,2

Эмпатия

4,9

8,3

5

6,1

Распознавание эмоций

6,8

8,2

6,1

7

Рассмотрим полученные основные результаты более подробно по каждому из показателей. На диаграмме 1 представлены средние значения спортсменов по шкале «Эмоциональная осведомленность».

Диаграмма 1. Эмоциональная осведомленность у спортсменов разных видов спорта.

По данному показателю (диагр. 1) следует отметить лишь небольшие различия между рассматриваемыми группами спортсменов, несколько лучшую осведомленность в понимании эмоций демонстрируют волейболисты, в наименьшей степени это свойственно спортсменам циклического вида спорта.

Другая картина наблюдается при рассмотрении значимости умения управлять своими эмоциями  (см. диагр. 2).

Диаграмма 2. Показатели по шкале «Управление эмоциями» у спортсменов разных видов спорта.

Следует отметить высокие значения показателя во всех видах спорта, что свидетельствует о его важности, однако наибольшее значение управление своими эмоциям приобретает в циклических видах и единоборствах. Следует отметить, что показатель управления своими эмоциями характеризует, во многом, способность быстро «отходить» от неприятных переживаний, не зацикливаться на отрицательных эмоциях, быстро восстанавливать оптимальное эмоциональное состояние.

Похожее наблюдается при рассмотрении полученных данных о самомотивации спортсменов (см. диагр 3).

Диаграмма 3. Показатели по шкале «Самомотивация» у спортсменов разных видов спорта.

Как видно из диаграммы 3, способность «подключить», вызвать у себя необходимые эмоции или, наоборот, отрешиться от негативных эмоций для достижения успеха оказывается более значимой для циклических видов спорта.  Данный показатель отражает степень необходимого контроля своего состояния на стабильном уровне. В этом случае, некоторая «отстраненность», «отключение» эмоционального реагирования оказывается не всегда продуктивным в случае единоборств и игровых командных видов спорта, поскольку не позволяет быстро реагировать на изменение внешней ситуации (что является одной из важных функций эмоций).

Близкими по своему содержанию оказываются пункты шкал «эмпатия» и «распознавание эмоций». На диаграмме 4 представлены их средние значения.

Диаграмма 4. Показатели по шкалам «Эмпатия» и «Распознавание эмоций» у спортсменов разных видов спорта.

Из диаграммы 4 следует, что эмпатия и умение распознавать эмоции других наиболее важны для волейболистов. Несколько сниженными относительно ожидаемых эти показатели оказались у представителей единоборств, что потребовало проведения дополнительного анализа. Оказалось, что смысловое наполнение пунктов данных шкал имеет в первую очередь отношение к способностям человека к сопереживанию, сочувствию, готовности оказать поддержку, склонностью воспринимать беды другого человека как свои собственные. Естественно, что для командных видов спорта данные качества оказываются необходимыми, но для единоборств могут оказаться малозначимы.  На наш взгляд умение распознавать эмоции будет более объективно оценено с помощью методики выявления социального интеллекта Дж. Гилфорда, в которой данный показатель не настолько тесно связан с эмпатийными способностями спортсмена. 

В целом, суммируя полученные данные, можно говорить о том, что наибольшую значимость эмоциональный интеллект приобретает в волейболе, что мы связываем с важностью командной работы и налаживания общего взаимопонимания (см табл. 2), тогда как в единоборствах и циклических видах спорта важны только отдельные ее составляющие.

Таблица 2. Отличия эмоционального интеллекта спортсменов разных видов спорта.

 

Единоборства

Волейбол

Бег

СРЕДНЕЕ ПО ОБЩЕЙ ШКАЛЕ

6,7

7,54

6,68

2 Социальный интеллект спортсменов. Общие результаты, полученные по методике Дж. Гилфорда представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты теста социального интеллекта у спортсменов разных видов спорта.

 

Единоборства

Волейбол

Бег

Сумма

Субтест 1

2,87

3,04

2,76

8,67

Субтест 2

3,52

3,34

2,78

9,64

Субтест 3

2,88

3,22

2,81

8,91

Субтест 4

3,15

3,51

2,72

9,38

Сумма

12,42

13,11

11,07

36,6

Как видно из таблицы 3 наибольшее развитие социального интеллекта в целом наблюдается в волейболе, наименьшее – в группе циклического вида спорта (бег).

Относительно небольшие различия наблюдаются по первому субтесту и спортсмены разных видов спорта набрали приблизительно одинаковое количество баллов. Немного отличаются в отрицательную сторону представители единоборств и циклических видов, что свидетельствует о том, что для спортсменов данных групп чаще свойственно недостаточное понимание ситуаций межличностного взаимодействия и склонность к неверной интерпретации возникших сложностей в межличностном взаимодействии. Однако отличия от средних значений в целом невелики.

Результаты по второму субтесту «Группы экспрессии» у представителей единоборств подтверждают наше предположение сделанное ранее. Для данного вида спорта оказывается весьма значимым умение определять эмоциональное состояние другого человека, однако данное умение не обязательно должно быть связано с процессами эмпатии (как в методике Холла) и готовностью оказать помощь и поддержку. На наш взгляд следует разграничить способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека и эмоциональное заражение от него его переживаниями, которое в случае противоборства может иметь негативное влияние на успех.

Волейболисты отличаются от представителей единоборств лучшим пониманием вербальных сигналов, их интерпретацией в зависимости от ситуации. Это неудивительно, поскольку элементы словесной коммуникации больше свойственны ситуации командных игр не только в процессе игры, но и в ходе тренировочных занятий.

Если говорить о ситуации в целом, то на первом месте по значимости оказывается умение воспринимать и интерпретировать невербальные сигналы, на втором – умение прогнозировать развитие ситуаций, при этом последнее более важно в игровых командных видах спорта.

Выводы. В ходе исследования мы проанализировали уровень развития различных составляющих социального и эмоционального интеллектов и определили, что имеются определенные отличия данных параметров у спортсменов разных видов спорта. Это свидетельствует о том, что разные виды спорта с одной стороны развивают разные компоненты социального интеллекта, и, с другой стороны, разные виды спорта предъявляют разные требования к характеристикам социального интеллекта. В циклических видах спорта социальный интеллект в целом оказывается наименее важен, однако определенную роль в них играют составляющие эмоционального интеллекта – управление собственным эмоциональным состоянием и самомотивация, предполагающая удержание эмоционального фона на определенном уровне. В единоборствах большее значение имеют умение управлять собственными эмоциями, а также способность оценить эмоциональное состояние другого человека. Наибольшее значение социальный интеллект и его составляющие имеют в командных игровых видах спорта, при этом важными оказываются способности спортсменов малозначимые в циклических видах спорта, такие как прогноз поведения других людей, понимание коротких вербальных (словесных) сигналов в контексте ситуации и эмпатийные способности, наименее значимые в единоборствах. 

Список литературы: 

  1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1994. – №4. – С. 39-43
  2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1988. – 432с.
  3. Анурин В.Ф. Социология интеллекта: Проблемы формирования, развития и изучения: автореф. дис…. канд. пед. наук / В.Ф. Анурин // Электронная библиотека диссертаций disserСat [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.dissercat.com/content/sotsiologiya-intellekta-problemy-formirovaniya-razvitiya-i-izucheniya (дата обращения 12.10.2015 г.)
  4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965. – 14 c.
  5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  6. Евсикова Н.И. Структура и соотношение когнитивных стилей и интеллектуальных способностей (на материале профессиональных групп) / Н.И. Евсикова, М.А. Тесля // Вестник МГУ. – 2003. – Серия 14. – № 3. – С.44-52.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
  8. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб.: «Питер», 2001. – 544 с.
  9. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). – СПб.: ГП «Иматон», 1996. – 52 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*