Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возрастная динамика формирования личности спортсмена

18.12.2015 1663 2719
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Сметанин Вячеслав Валентинович
Сметанин Вячеслав Валентинович, учитель МБОУ «СОШ п. Яблочный Лысогорского р-на Саратовской области».

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Особенности личности имеют большое значение в любой деятельности человека, в том числе и в спортивной деятельности, предъявляющей свои требования к индивидуальности спортсмена. От особенностей личности спортсмена и, впоследствии, тренера зависят как особенности протекания тренировочного процесса, так и спортивные достижения. Вместе с тем в подавляющем большинстве исследований, изучение личности спортсмена и тренера строится без учета ее динамики.

Действительно, длительное время господствовала точка зрения, что в зрелости психическая сфера человека практически не изменяется. Считалось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости человеку трудно рассчитывать на возможности этого процесса, поскольку механизмы, обеспечивающие развитие, перестают функционировать.

Сегодня положение изменилось, однако в психологии спорта до сих пор негласно доминирует старая точка зрения и исследования, которые посвящены вопросу динамики личности спортсмена, практически отсутствуют. В связи с вышесказанным, мы и поставили перед собой цель частично заполнить данный пробел.

Теоретическую основу исследования составили работы М.Д. Александровой ([1]), Б.Г. Ананьева ([2]), Е.Н. Гогунова и Б.И. Мартьянова ([3]), Е.П. Ильина ([4]), Г. Крайга и Д. Бокума ([5]), И.П. Волкова ([6]).

Исследование было проведено с октября 2014 г. по апрель 2015 г. на базе спортивных организаций Саратовской области. В исследовании приняло участие 136 человек, среди которых представлены как активно занимающиеся спортом, так и занимавшиеся спортом ранее и на момент исследования являющиеся тренерами. Возрастной диапазон тестируемых составил от 15 до 60 лет.

Для выявления личностных особенностей тестируемых использовался модифицированный вариант методики Кеттела. В основе интерпретации полученной информации – подсчет суммы баллов, набранных респондентом при ответах на вопросы теста по тем или иным индивидуально-психологическим особенностям человека, что позволяет сделать количественную и качественную оценку. Значения шкал теста варьируются от 1 до 9. Средним значением по всему населению является 5 баллов.

При анализе результатов тестирования респонденты разбивались на несколько возрастных групп  с целью анализа особенностей в каждой из них.  Это позволило в ряде случаев определить наличие зависимостей, не носящих линейного характера и не определяемых корреляционным анализом.

Для получения более полной картины полученная информация сравнивалась с аналогичными сведениями о людях, не занимавшихся спортивной деятельностью.

1 Возрастная динамика уровня активности. В диаграмме 1 представлены средние значения уровня активности, проявляемой на разных этапах жизни людьми.

Диаграмма 1. Средние значения активности по выборкам неспортсменов («все») и спортсменов.

Как видно из диаграммы 1 на ранних этапах занятия спортом явных отличий спортсменов от неспортсменов не наблюдается. Однако по мере увеличения возраста уровень активности у неспортсменов плавно уменьшается. У занимающихся спортом подобной динамики не наблюдается и снижение общего уровня активности можно наблюдать только после 40 лет.

2 Возрастная динамика склонности к риску. Интересной является динамика такой личностной характеристики как склонность к риску и совершению рискованных действий. В ряде других исследований этого вопроса делался вывод о большей склонности к риску среди спортсменов. Однако, здесь следует учитывать, что рассмотрение таких вопросов должно, на наш взгляд, обязательно включать в себя, помимо выявления линейной зависимости, анализ данной характеристики среди разных возрастных групп. Полученные нами данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние значения склонности к риску неспортсменов и спортсменов.

 

до 18 лет

18 - 22

23 - 28

29 - 39

после 40

НЕСПОРТСМЕНЫ

5,03

4,76

4,57

4,15

3,67

СПОРТСМЕНЫ

5,25

5,03

4

3,93

2,56

Действительно, как можно видеть из таблицы 1, спортсмены в возрасте до 22 лет в целом обладают несколько повышенной (хоть и незначительно) склонностью к совершению рискованных поступков по сравнению с неспортсменами. И у первых и вторых в дальнейшем динамика носит характер уменьшения склонности к риску и усилению осторожности. Однако у спортсменов это снижение оказывается большим, более явным, благодаря чему спортсмены и тренеры после 23 лет обладают даже большей осторожностью по сравнению с неспортсменами.

3 Возрастная динамика склонности к негативным состояниям. Определенные отличия можно также наблюдать в динамике эмоциональных особенностей. На диаграмме 2 представлены средние значения склонности к депрессивным состояниям по каждой из групп.

Диаграмма 2. Средние значения склонности к депрессии по выборкам неспортсменов («все») и спортсменов.

Следует отметить, что после 22 лет группы занимавшихся спортом и не занимавшихся спортом имеют практически идентичные показатели. В обеих группах наблюдается плавное увеличение склонности к возникновению депрессивных состояний, увеличение доли пессимизма. Однако в период до 22 лет, период активных занятий спортом, у группы спортсменов можно наблюдать меньшую склонность к депрессии и большую оптимистичность. Наибольшая разница в показателях у спортсменов и неспортсменов наблюдается в периоде от 18 до 22 лет.

Несколько отличается от склонности к депрессии динамика склонности в группах к возникновению состояния апатии[1].

Результаты по склонности к апатии в разном возрасте в группах представлены в  диаграмме 3.

[1] Апатия – симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности. Сопровождается отсутствием внешних эмоциональных проявлений, а иногда снижением волевой активности. Она часто, но не всегда, сопровождает депрессию и является одним из симптомов некоторых видов депрессии.

Диаграмма 3. Средние значения склонности к апатии по выборкам неспортсменов («все») и спортсменов. 

В целом можно говорить о том, что склонность к апатии  увеличивается с возрастом. Однако по данному показателю спортсмены в большей степени отличаются от не занимавшихся спортом. Отличия практически не наблюдаются до 30 лет, однако заметны после этого возраста. И хотя механизмы преодоления апатии изучены на данный момент недостаточно полно, но по факту мы можем судить о том, что занимавшиеся спортом обладают большей толерантностью (устойчивостью) к данному негативному состоянию. 

4 Возрастная динамика общительности. Определенные отличия среди спортсменов и неспортсменов можно также наблюдать в динамике уровня общительности. На диаграмме 4 представлены средние значения склонности к общительности среди каждой из групп.

Диаграмма 4. Возрастная динамика уровня общительности по выборкам неспортсменов («все») и спортсменов.

Как можно видеть из диаграммы 4, уровень общительности у неспортсменов с возрастом снижается, тогда как у спортсменов оказывается относительно стабильным.

5 Возрастная динамика ответственности. В некоторых работах как отечественных, так и зарубежных авторов (напр. [4]) указывается, что спортсмены в целом отличаются меньшей ответственностью, нежели неспортсмены. Из этого можно сделать вывод о негативном влиянии спортивной деятельности на уровень данной характеристики, поэтому мы взяли на себя труд рассмотреть данный вопрос с позиции возрастной динамики. Результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 5.

Таблица 2. Уровень ответственности в разных группах.

 

до 18 лет

18 - 22

23 - 28

29 - 39

после 40

НЕСПОРТСМЕНЫ

6,29

6,63

6,75

7,13

7,29

СПОРТСМЕНЫ

5,11

5,9

6,77

7

7,31

Диаграмма 5. Динамика уровня ответственности по выборкам неспортсменов («все») и спортсменов.

Как можно видеть из таблицы 2 и диаграммы 5, спортсмены действительно в целом отличаются меньшей ответственностью. Однако происходит это преимущественно за счет сниженной ответственности в младших возрастных группах (и связано, на наш взгляд, с социальным статусом спортсменов в этом возрасте). Из диаграммы 5 видно, что изначально сниженная ответственность у спортсменов, по сравнению с неспортсменами, возрастает по мере увеличения спортивного стажа и уже к 23 годам ее средний уровень не отличается от группы неспортсменов.  В связи с этими данными  миф о негативном влиянии занятий спортом на ответственность можно считать развенчанным.

6 Возрастная динамика подозрительности, сенсорики[1], эмпатийности[2], волевых характеристик и стрессоустойчивости[3]. Аналогично были исследована динамика развития перечисленных личностных особенностей для неспортсменов и спортсменов. В ходе исследования установлено следующее:

  • У неспортсменов по отношению к близким низкий уровень подозрительности на протяжении жизни постепенно растет и ближе к пожилому возрасту достигает высоких значений. Подозрительность к малознакомым людям также растущая до 28 лет, в дальнейшем начинает снижаться, достигая минимума (как здесь не вспомнить специфику настороженного отношения к близким людям или легкость доверия аферистам у лиц пенсионного возраста). У спортсменов, динамика отличается и заключается в том, что изначально они с большей настороженностью относятся к окружающим (как к близким, так и к малознакомым людям), но с возрастом наблюдается повышение доверия и позитивного отношения. Исключением являются изменения после 40 лет.
  • Уровень ориентации на текущий момент в возрасте до 18 лет у спортсменов и неспортсменов оказывается приблизительно одинаков. В возрасте наиболее активного занятия спортом (18-28 лет) различия существенны, но уменьшаются по мере приближения к пожилому возрасту. Т.о. высокий уровень сенсорности не свойственен изначально приходящим в спорт, а является результатом влияния спортивной деятельности.
  • Полученные данные по эмпатийности неспортсменов в целом совпадают с теми, которые были получены другими исследователями: с возрастом уровень эмпатии возрастает, но уменьшается по мере приближения «третьего» возраста. Вместе с тем, у спортсменов было обнаружено, что изначально невысокий уровень эмпатии в дальнейшем повышается, причем рост – более значительный, нежели у неспортсменов. При этом на более поздних этапах (после 40) не наблюдается уменьшения способности к эмпатии, а виден еще более заметный рост.
  • Полученные данные подтверждают общепринятое мнение о более высоком уровне развития волевых характеристик спортсменов по сравнению с неспортсменами в каждой возрастной группе. При этом следует отметить два момента. Во-первых, разрыв уровня развития волевых характеристик (решительность, настойчивость, самообладание) с возрастом увеличивается. И, во-вторых, некоторое снижение волевых качеств у спортсменов начинается в более позднем возрасте.
  • Стрессоустойчивость, высокая у спортсменов, повышается весь период активных занятий спортивной деятельностью. После прекращения спортивной деятельности уровень стрессоустойчивости уменьшается и к 40 годам уже не отличается от уровня стрессоустойчивости неспортсменов. Помимо этого у неспортсменов кривая стрессоустойчивости имеет более пологий характер и реальное уменьшение стрессоустойчивости заметно ближе к 40 годам.

Выводы. В ходе проведенной работы нам удалось определить наличие специфики в динамике развития спортсменов (лиц, занимавшихся спортом) по сравнению с лицами, которые не занимались спортивной деятельностью:

  • Было выявлено, что для спортсменов с возрастом характерно не столь явное снижение уровня активности, как для неспортсменов.
  • Ряд характеристик, изначально не отличающих спортсменов от неспортсменов (осторожность, устойчивость к негативным эмоциональным состояниям, сенсорность, общительность, эмпатийность, волевые особенности), в дальнейшем у спортсменов имеют явную динамику повышения, тогда как для неспортсменов характерен либо умеренный рост, либо снижение уровня таковых.
  • У неспортсменов по отношению к близким низкий уровень подозрительности (высокая доверчивость) на протяжении жизни постепенно растет и ближе к пожилому возрасту достигает высоких значений. Подозрительность к малознакомым людям, растущая до 28 лет, в дальнейшем начинает снижаться. У спортсменов, динамика подозрительности отличается и заключается в том, что изначально они с большей настороженностью относятся к окружающим (как к близким, так и малознакомым), но с возрастом наблюдается повышение доверия и позитивного отношения.
  • Более низкий уровень ответственности спортсменов относительно неспортсменов, о котором упоминают ряд авторов, характерен только для первых стадий взросления. Начиная с 23 лет уровни ответственности спортсменов и неспортсменов практически совпадают.

Следует отметить, что благодаря анализу такого рода удается определить не только отличия в выраженности характеристики у разновозрастных спортсменов, но и судить о том, какие характеристики изначально присущи пришедшим в спорт, а какие являются результатом влияния собственно спортивной деятельности. Эта информация необходимо при выборе вида спорта с целью коррекции негативных характерологических особенностей воспитанников, поэтому актуальным является проведение подобных исследований более дифференцировано, отразив в них специфику того или иного вида спорта.

______________________________________________

[1] Понятие сенсорности отражает преобладание ориентации на текущий момент и краткосрочные планы над построением длительных прогнозов.

[2] Понятие «эмпатия» отражает способность человека к ощущению эмоциональных состояний других людей и является важной составляющей общего социального интеллекта личности.

[3] В полном объеме с результатами исследования можно познакомиться на официальном сайте ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» по адресу: http://www.saratovuor.ru/index.php?blog=strcat&category=14.

Список литературы: 

  1. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения / М.Д. Александрова. - Л.: изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1965. - 112 с.
  2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б.Г. Ананьев. - М.: Знание, 1972. - 32 с.
  3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  4. Ильин Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин // ПСИХОЛОГОС [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya_vzroslosti_e._p._ilin/1 (дата обращения 12.10.2015 г.).
  5. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. – 940 с.
  6. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*