Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология разработки терминологического словаря как эффективного средства в овладении профессиональными компетенциями будущих медицинских работников

17.12.2015 218 277
Дагданча Ирина Гаврильевна
Дагданча Ирина Гаврильевна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

В последние годы отмечается резкий рост заболеваемости населения, вызванной загрязнением окружающей среды, а также увеличивается число аллергических заболеваний, связанных с нарушением иммунной системы.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения примерно 80% населения мира, около 4 миллиарда человек, применяют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Фитотерапия является основной составляющей всех местных традиционных медицинских методов.

Более 80% населения Земли использует лекарственные средства, производимые на основе растительного сырья. Но в мире идет неуклонный процесс сокращения природных запасов лекарственных растений из-за чрезмерного освоения дикой природы.  

На огромной территории Северо-Востока Российской Федерации, включая Республику Саха, местное лекарственное сырье почти не используется, население становится пассивным потребителем привозного растительного сырья, не всегда качественного.

Флора Якутии насчитывает более 300 видов лекарственных растений, из которых 92 признаны официальной медициной, а также около 100 видов, близких к ним по фармакологическим свойствам.

В Якутии 90% площади свободны от крупных промышленных и сельскохозяйственных производств. Эта территория пригодна для сбора биологически активного сырья лекарственных растений.

В народе из поколения в поколение передаются знания о способах врачевания различных болезней, равно и как сведения о растениях, приобретших славу лечебных. И в наши дни население пользуется при различных болезнях многими дикорастущими растениями, несмотря на то, что научная медицина не включает их в список лечебных средств.

Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения. В недалеком прошлом растения были почти единственным источником лекарственных средств, по мере развития химической, фармацевтической промышленности человек научился создавать синтетические препараты и какое-то время, эти препараты, практически вытеснили многие лекарства растительного происхождения. В настоящее время медицинская практика широко применяет одновременное применение лекарственных препаратов растительного и синтетического происхождения.

Лекарственными растениями принято называть растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и нормализуют функции отдельных органов, систем или организма в целом.

Преимуществом лекарственных растений является их малая токсичность и возможность длительного применения без существенных побочных явлений.  

В последние годы очень многие пациенты и врачи стремятся применять препараты из растительного сырья. На этот предмет существует обширная зарубежная литература. Латинские названия растений встречаются и в отечественной литературе. Однако подавляющее большинство названий лекарственных растений невозможно найти ни в общих, ни в медицинских словарях. Зачастую оказывается невозможным перевести даже надписи на упаковках лекарственных препаратов и вкладышах к ним.

Будущий медицинский работник  должен понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к совершенствованию своей профессиональной деятельности, быстро и эффективно внедрять достижения науки и инновационной практики.

По дисциплине «Иностранный язык» будущий медицинский работник должен совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас, необходимый для чтения и перевода, со словарем, иностранных текстов профессиональной направленности.

Обязательной составной частью учебного процесса в среднем профессиональном образовании является самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя на основе разработанных им методических указаний, инструкций, памяток по организации самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях, так и во внеаудиторное время.

Исходя из вышеизложенного,  впервые в практике  нашего учебного заведения делается попытка составления словаря лекарственных растений Якутии на 4 языках с иллюстрациями. Словарь содержит 65 лекарственных растений с иллюстрациями. Для удобства издание снабжено алфавитными указателями на латинском, английском, русском и якутском языках.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении указываются актуальность работы, основная цель, задачи, общие сведения о химическом составе лекарственных растений, а также методы приготовления лекарственных форм.

Исходными в словаре являются латинские термины, к которым даны эквиваленты на английском, русском и якутском языках. Латинские термины расположены в словаре в алфавитном порядке. Английские, русские и якутские термины легко найти при помощи указателей по нумерации ведущих латинских терминов.

В дальнейшем планируется более подробная и детальная работа по описаниям свойств лекарственных растений и их применения в медицине, а также пополнение словаря другими лекарственными растениями

При составлении данного словаря были использованы справочное пособие "Лекарственные растений Якутии" А.А. Макарова, "Конспект флоры Якутии: Сосудистые растения", «Использование лекарственных растений Якутии:350 советов народной медицины» Иванова Б.И., Ивановой А.Д.  под редакцией СО РАН. Словарь предназначен для всех, кто интересуется лекарственными растениями Якутии.

По учебной программе по теме «Фармация» на самостоятельную работу студентов приходится 4 часа на перевод инструкций по лекарственным растениям. Студентам даются задания по поиску, отбору материала по растениям, растущим на территории нашей республики, а также перевод описаний свойств и использования лекарственных растений на английский язык. Задание может быть индивидуальным или групповым и предполагает наличие четко сформулированного задания в виде инструкции по применению того или иного растения Якутии. В групповых проектах необходимо оценивать вклад каждого участника.

Выполнение заданий осуществляется во внеаудиторное время и позволяет организовать самостоятельную работу студентов.

В ходе работы используются следующие методы исследования:

- поиск, сбор информации по лекарственным растениям Якутии,

- анализ, обобщение литературы,

- перевод на английский язык описаний лекарственных растений и их применения.

Задачами данной самостоятельной работы студентов являются активизация навыка работы с различными источниками, отбор и систематизация нужной информации;

- обработка полученной информации в компьютерных программах Microsoft Power Point, Microsoft Word;

- правильное произношение и чтение на английском языке;

- освоение лексики по теме;

- активизация навыков перевода с русского языка на английский. 

Данное задание позволяет студенту продемонстрировать от двух до четырех параметров из следующего набора:

- понимание и употребление пройденного грамматического и лексического материала по теме;

- использование/выбор методов исследования, источников информации, в том числе справочной литературы;

- способность анализировать, оценивать, делать выводы и вырабатывать рекомендации;

- понимание процесса/планирование использования умений/умение планировать время;

- способность выполнять задание/создавать, конструировать действие;

- умение пользоваться инструментами и применять различные техники и технологии;

-   творческие умения, умение решать проблемы (оценивать);

-   презентационные умения;

-   умение работать в команде (сотрудничать).

Самостоятельная работа студентов контролируется преподавателем, результаты контроля учитываются на зачетном занятии.

Таким образом, студенты превращаются в активных участников процесса обучения, способных вырабатывать собственные идеи на базе самостоятельно полученных знаний, дополнений других студентов, комментария преподавателя. Что способствует развитию и овладению профессиональными компетенциями будущего медицинского работника.

 Библиографический список:

  1. Иванов Б.И., Иванова А.Д. Использование лекарственных растений Якутии:350 советов народной медицины. Новосибирск, 2009 г.
  2. Макаров А.А. Лекарственные растения Якутии. Якутск, 1993 г.
  3. Конспект флоры Якутии: Сосудистые растения. Под редакцией СО РАН. , 2012 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*