Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Трудности изучения английского языка в медицинском техникуме и методы их решения

17.12.2015 299 397
Межина Наталья Флюровна
Межина Наталья Флюровна, преподаватель английского языка

Черемховский медицинский техникум

В настоящее время знание иностранных языков, особенно английского, является необходимостью для современного образованного человека по многим причинам, в том числе и потому, что иностранный язык обогащает и дисциплинирует ум, расширяет знания   о культуре, истории, традициях и обычаях страны изучаемого языка. Владение иностранными языками предоставляет широкий спектр возможностей, начиная от простого общения с друзьями в сети Интернет до реализации потенциальной возможности трудоустройства на престижную высокооплачиваемую работу. Знание иностранных языков позволяет устанавливать широкие образовательные, культурные и профессиональные контакты.

В среднем профессиональном учебном заведении иностранный язык является одной из общеобразовательных дисциплин и обязательным компонентом гуманитарной подготовки специалиста. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту на уроках английского языка студенты знакомятся с основами делового английского языка, необходимой профессиональной лексикой, читают тексты, содержащие специальную лексику, развивают диалогическую и монологическую речь. В системе среднего профессионального образования дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место: в ходе его изучения у студентов формируются умения и навыки пользования чужим языком как средством общения, средством получения новой, актуальной и полезной информации из различных областей знаний, например, из области медицины. Специфика обучения английскому языку в медицинском техникуме предполагает особый подход к преподаванию предмета. Английский язык выступает в роли непрофилирующей дисциплины, поэтому особое значение приобретает изменение общего отношения к предмету и развития интереса к его изучению.

Преподавание английского языка в медицинском техникуме строится из четкой конкретной цели: коммуникативные действия в профессиональных условиях и возможных сметных ситуациях (в больнице, в поликлинике, в аптеке), исходя из цели, обучение английскому строится с учетом профессиональной направленности, межпредметности и коммуникативно- деятельного подхода и таким образом достигается внедрение в образовательный процесс профессионально направленной компетенции.  

Однако, несмотря на осознание необходимости знания  и свободного владения иностранным языком и понимание его значимости в реализации потенциальных возможностей будущим специалистом, студенты техникума, по-прежнему, не уделяют должного внимания его изучению и недостаточно хорошо им владеют. Изучение английского языка – процесс сложный, требующий много времени и сил, поэтому возникает ряд трудностей. И на это у каждого своя причина.

В ходе изучения трудностей связанных с изучением английского языка студентами медицинского техникума был проведен анализ общей успеваемости, качества знаний всех обучаемых групп и в итоге был выделен средний балл. В группе обучающихся присутствовали как мальчики, так и девочки разных возрастов.

Анализ результатов исследования показал, что общая успеваемость составляет 100%, качество знаний – 50,3%, средний балл – 3,4.

Таким образом, большая часть обучающихся  испытывают трудности в изучении английского языка и нуждаются в помощи по повышению мотивации для изучения языка. И поэтому главной целью для многих студентов становится не получение знаний для своего развития, а желание получить зачет.

В ходе опроса студентов мною были выявлены следующие причины, вызывающие трудности и снижение мотивации изучения английского языка студентами медицинского техникума. Причин, объясняющих это явление, было выявлено довольно много:

 - постоянное отсутствие учителей в школах, что объясняется нехваткой учителей английского языка как в школах города, так и в школах сельской местности, или полное отсутствие преподавания иностранного языка;

 - низкий уровень знаний, полученных в ходе изучения иностранного языка в школе, или отсутствие базового уровня;

 - неприязненные отношения, сложившиеся с педагогом, обеспечивающим предмет;

 - слабое представление о необходимости дальнейшего использования английского языка в реальной жизни, однако, некоторые студенты предполагают коммуникацию на изучаемом языке при выезде за границу в качестве туристов, при посещении родственников и т.п.

 - сложности с восприятием и запоминанием большого объёма текстового материала;

 - монотонный метод преподавания дисциплины;

 - сложность преподавания английского языка, вследствие этого отсутствие интереса на уроках;

 - отсутствие способностей к изучению английского языка, трудно дается;

 - языковой барьер, стесненность высказать свое мнение, боязнь ошибиться;

 - отсутствие базовых учебников по грамматике английского языка в медицинском техникуме.

Поэтому, главная задача, которая стоит перед преподавателем, это преодоление всех имеющихся трудностей при помощи необходимости создания на занятии таких психолого-педагогических условий, при которых у студентов появится осознание значимости, заинтересованности и желание изучать английский язык. Преподаватель должен помочь каждому студенту поверить в себя и в свои силы, заинтересовать его и предложить такую методику, которая внедрила бы в процесс урока студентов всех уровней. Необходимо объяснить студентам важность изучения английского языка, привести примеры использования языка в жизни, напомнить о его международной важности, соотнести язык с той профессией, которую они выбрали. Например: расширяются связи с другими странами. Больницы и поликлиники, лечебно-профилактические учреждения оборудуются новой диагностической и лечебной аппаратурой. В работе широко применяются вычислительная техника и компьютеры. В лечении больных используются новые методики. Будущий медицинский работник должен владеть методикой работы со справочной литературой, уметь перевести любой специальный текст, пользуясь словарем. Особое внимание уделяется работе с инструкциями по применению лекарственных средств, чтобы выпускник медицинского техникума мог свободно ориентироваться в потоке новой информации, которая зачастую поступает на английском языке.

Цель педагога не превратить урок в плановый процесс выставления оценок за выполненное или невыполненное домашнее задание, а привить интерес студенту и предоставить стимул любому, кто тянется к знаниям, превратить урок в путешествие по странам и континентам, в знакомство с разными национальностями и культурами, обычаями и традициями. Весьма важным на последующих этапах изучения языка является этап сравнения особенностей родной культуры с иностранной культурой с целью формирования нравственно ориентированного отношения подростков друг с другом, формирования толерантности к окружающим, что поможет более четко активизировать процесс познания обучающегося.

Очевидно, что в конце XX века в России произошла «революция» в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению вокабуляром, чтению и литературному переводу. Это принципы «старой школы». Традиционная форма преподавания иностранного языка ушла в прошлое. Сейчас это не действует.

Образовательные стандарты нового поколения основаны на компетентностном подходе и ориентируют студентов на овладение полезными знаниями, необходимыми для успешного достижения целей в реальных жизненных условиях, где компетентность выступает в качестве универсальных способах деятельности, которые позволят студенту использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых для него учебных и внеучебных жизненных ситуациях.

Основными средствами формирования базовых компетенций при обучении иностранному языку выступают особые формы и методы подачи материала. Главная задача, которая стоит перед преподавателем, это раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие средства, которые пробуждали бы мыслительную активность студентов и интерес к иностранному языку. В решении этой задачи на первый план выходят активные методы обучения, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному и творческому освоению материала.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Например, в аудиторных занятиях по английскому языку могут использоваться такие методы как, интеллектуальные разминки, деловые и ролевые игры, дискуссии, реальные жизненные ситуации, конкурсы, викторины, уроки – КВН, круглые столы, презентации, проекты, бинарные занятия, пресс-клубы, конференции, олимпиады на междисциплинарной основе. А также повышению мотивации способствует участие студентов в дистанционных олимпиадах по английскому языку. Данный метод стал актуальным в нашем техникуме.

Для решения трудностей и повышения мотивации студентов на своих занятиях я  также использую учебную ролевую игру, которая представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности будущих медсестер.

Игровая форма проведения занятия обеспечивает условия комплексного использования имеющихся у студентов знаний предмета профессиональной деятельности; совершенствование их иноязычной речи; более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.

Ролевые игры можно проводить как на итоговых, обобщающих занятиях, так и в процессе изучения отдельной темы. Такие темы как «У стоматолога», «В аптеке», «Визит врача», «Посещение врача», «История болезни» и др. являются очень благодатной почвой для применения ролевых игр на уроках. А также этот метод можно использовать со студентами, у которых низкий уровень знаний.

Как показывает практика, студенты принимают активное участие в дискуссиях по актуальным для них проблемам, например, «Легко ли быть подростком (родителем)?», «Проблемы современного человечества», «Здоровый образ жизни», «Современный английский язык» и др.

Задача педагога состоит в том, чтобы увлечь студентов проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов. Во время дискуссии студенты учатся отстаивать свою точку зрения по проблеме, слушать и слышать других, терпимо относиться к иному мнению, совместно принимать решения. Данная форма работы развивает у ребят такие личностные качества, как инициативность, коммуникабельность, толерантность. Совместная работа преподавателя и студентов по решению актуальных проблем развивает умение общаться друг с другом, решает проблемы в преодолении языкового барьера. Следовательно, участие в дискуссиях формирует у студентов компетенции работы в коллективе, эффективного общения, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и умения нести за них ответственность.

Метод проектов – ещё один метод, который я применяю на своих занятиях, и студенты с удовольствием, что немало важно, берутся за это дело. Этот метод является одним из наиболее эффективных методов активного обучения в самостоятельной работе студентов. Работа над проектом является процессом творческим. Студенты самостоятельно или с помощью преподавателя осуществляют поиск и отбор необходимой информации, т.е. учатся ориентироваться в информационном пространстве. Студенты становятся активными участниками, а преподаватель направляет их деятельность и помогает им. Проект студенты представляют в виде компьютерных презентаций, эссе, рефератов. При этом они учатся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, положительно воспринимать замечания товарищей и адекватно оценивать свою работу. Несомненно вся эта работа вовлекает их в процесс, что служит мотивацией для изучения английского языка. Следовательно, активные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятии английского языка, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению.

Таким образом, в процессе активного обучения студенты овладевают целым рядом важнейших компетенций: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, пользоваться различными видами информации; осмысливать и обсуждать результаты своей деятельности; взаимодействовать с преподавателем и между собой; активно мыслить и познавать действительность посредством иностранного языка, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать их в практической деятельности, что позволяет не только пробудить интерес к изучению иностранного языка, но и повысить их уровень мотивации.  

Разнообразие форм и типов занятий, средств, методов и приемов работы на занятиях, использование активных форм обучения, несомненно, ведет к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, чему в немалой степени способствуют междисциплинарные связи, которые присутствуют в каждой из этих перечисленных выше форм занятий.

Изучение профессионального иностранного языка есть результат большого личного труда обучающегося. Овладение иноязычной речью в медицинском техникуме способствует развитию важных профессиональных качеств: терпению, умению преодолевать трудности, аккуратности, самостоятельности. Все эти качества необходимы будущим медицинским работникам.

Из всего сказанного следует, что именно преподаватель должен помочь студенту преодолеть трудности изучения английского языка и всеми способами мотивировать и подготовить студента к правильному восприятию иностранного языка как важной дисциплины, необходимой для нравственного  воспитания себя как личности и понимания важности воспитания межнациональной культуры. А обучающийся, в свою очередь, должен приложить максимум усилий в преодолении этих трудностей. Избежание монотонности и сложности преподавания языка, продуманная организация учебного процесса в техникуме ведёт к решению преодоления трудностей, повышает мотивацию студента для изучения английского языка и превращает его из пассивного субъекта восприятия информации в активного участника учебного процесса.

Список используемой литературы

  1. http://Английский язык для медиков./Л.П. Чурилов, С. Г. Ханикатт (США), У.Дж. Скоггинса (Великобритания). С-Пб, 2012
  2. Гутарева Н. Ю. Основные вопросы профессионально-ориентированного обучения английскому языку в неязыковом вузе. – http://www.englishteachers.ru//forum
  3. «Профессионально направленное обучение иностранному языку» журнал «Специалист» №4 2013 г. М.А. Попов
  4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. М.:АСТ; Астрель, 2008. – С. 28



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*