Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование компетенций у студентов колледжа при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

14.12.2015 552 769
Тараненко Наталья Леонидовна
Тараненко Наталья Леонидовна, преподаватель, Почетный работник СПО

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Образование должно соответствовать потребностям общества, а современному информационному обществу требуются специалисты, которые могли бы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности.

К сожалению, выпускники колледжа, получив знания, не всегда умеют  применить их за пределами учебных ситуаций, в которых эти знания формируются.

Именно поэтому ФГОС СПО, в отличие от ГОС СПО, предусматривает как результат освоения программы подготовки специалистов среднего звена не просто сумму усвоенной информации в виде знаний, умений и навыков (ЗУН), а модель специалиста, обладающего определённым набором общих и профессиональных компетенций.

Понятие компетенций в настоящее время четко не определено. Согласимся с тем, что «…компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы» [1].

Считаем, что необходимо учитывать и наличие у студентов профессионально важных для данной специальности личностных качеств, содействовать их формированию и развитию.

Формирование общих и профессиональных компетенций  будущих специалистов среднего звена не отменяет ЗУНы, а включает их как необходимую составляющую. А требование к наличию практического опыта у обучающегося при изучении дисциплин является  для преподавателя императивом к действию - сделать акцент на деятельностную  составляющую процесса обучения, то есть на формирование способности обучающегося применять полученные знания на практике.

Преподаватели, организуя свою работу в соответствии с требованиями ФГОС СПО, сталкиваются с рядом сложностей:

  • сформулированы требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена в виде компетенций, но отсутствуют четко прописанные способы реализации этих требований;
  • сформулированы требования к результатам изучения дисциплины в виде компетенций, но отсутствуют методические рекомендации по разработке инструментария, позволяющего измерять и оценивать компетенции.

В сложившейся  ситуации преподавателям пришлось самостоятельно, как говорится, «на ходу»:

  • корректировать уже имеющиеся в их методической копилке  методы и формы обучения, выбирать из них те, которые с большей эффективностью содействовали бы  реализации заданного образовательного стандарта;
  • внедрять в соответствии с п.7.1 ФГОС СПО интерактивные методы обучения, несмотря на то, что  подготовка таких занятий трудоемка и требует от преподавателя определенного опыта;
  • корректировать уже имеющийся и разрабатывать новый, пусть даже требующий затем дополнительной доработки, инструментарий, который можно было бы использовать для оценки уровня сформированности компетенций.

Не вызывает сомнений то, что для успешного решения этих проблем необходимо реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, который по своей сути и является методологической  основой ФГОС СПО.

У таких дисциплин как «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» имеется ряд особенностей:

  • информационные технологии выступают и как предмет изучения, и как средство активизации познавательной деятельности на занятиях;
  • эти дисциплины содействуют углублению междисциплинарных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки;
  • в аудитории, где проходят занятия, имеются автоматизированное рабочее место преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, принтер, доступ к ресурсам сети Интернет) и автоматизированные рабочие места студентов (ПК, доступ к ресурсам сети Интернет);
  • занятия проходят в «гиперактивном» режиме (очень высок объем самостоятельной работы студентов, в конце практических и некоторых теоретических занятий студент должен представить свой продукт нового качества);
  • высокая мотивация студентов, уверенных в значимости знаний, полученных на занятиях по информатике и информационным технологиям, в своей будущей профессии.

Надо отметить, что в ГПОАУ «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» значительно улучшена материально-техническая база кабинетов информатики: в них в течение последних нескольких лет полностью обновлен компьютерный  парк. Имеется плоттер.

В связи с требованиями ФГОС СПО были значительно скорректированы с учетом специальностей используемые на дисциплинах «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» методы и формы обучения. Наряду с рациональным применением используемых ранее традиционных и активных методов обучения осваиваются новые, в том числе интерактивные методы обучения, которые более эффективно содействуют формированию  общих и профессиональных компетенций студентов:

  • в рамках изучения дисциплины «Информатика» увеличено количество практических работ, содержащих профессионально ориентированные задания (например, оформление резюме в MS Word, расчет стоимости кровельных материалов, расчет зарплаты в MS Excel, планировочное решение квартиры в MS Visio и др.);
  • используется «мозговой штурм» (например, оформление классификации ЭВМ в виде таблиц и рисунков SmartArt в MS Word, изучение логических функций в MS Excel);
  • на занятиях по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студенты разрабатывают буклеты по своей специальности в программе MS Publisher, презентации в MS PowerPoint, информацию находят самостоятельно в сети Интернет;
  • традиционным стало проведение обобщающего занятия по пакету MS Office в виде игры, на котором студенты специальности 07.02.01 Архитектура работают в командах и имитируют работу архитектурных фирм, начиная от написания заявления о приеме на работу в MS Word, создания проекта дома, его планировочного решения в MS Visio, расчета материалов в MS Excel и заканчивая презентациями своих проектов, роль экспертов играют сами студенты;
  • в рабочую программу дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» введена практическая работа «Оформление выпускной квалификационной работы», основной целью которой является знакомство с внутренним стандартом колледжа (для всех специальностей);
  • традиционным стало проведение деловой игры «Учет торговых операций в программе «1С: Бухгалтерия», на которой студенты заключают договоры на поставку/покупку товара в соответствии с правилами игры, оформляют необходимые документы и отчеты по продаже/покупке товара в программе «1С: Бухгалтерия», проводится «аудиторская проверка» оформленных командами документов и отчетов,  в конце игры оценивается  степень формирования ряда компетенций, предусмотренных ФГОС СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (методическую разработку и презентацию можно найти на сайте www.informio.ru);
  • традиционным стало проведение конкурсов рекламных проектов «Гостиница моей мечты» среди студентов специальности 43.02.11 Гостиничный сервис;
  • традиционным стало on-line тестирование на сайте справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» tts.consultant.ru, которое обязательно проходят студенты специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», студенты получают сертификат, пополняя им свое порфолио;
  • в рамках внеклассной работы по информатике в колледже ежегодно проводятся различные конкурсы (мини-газет, синквейнов, творческих проектов, слайд-шоу), для участия в которых студентам необходимо создать свой продукт нового качества;
  • традиционным стало участие студентов в дистанционных олимпиадах.

Определенные трудности для преподавателей представляет собой оценивание компетенций.

Оценивать знания, умения и навыки можно традиционными способами и это не вызывает у преподавателей затруднений. Более того, у преподавателей информатики колледжа имеется опыт применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов, который показал, что традиционная оценка знаний студентов среднего профессионального образования дает пока более высокий процент качества. Возможно, дальнейшая работа по совершенствованию применяемой балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов даст другие результаты.

А вот оценивание компетенций на занятиях по информатике и информационным технологиям пока затруднительно, носит скорее опосредованный характер, является многофакторным и комплексным, оно проводится в ходе занятий, на которых имитируется профессиональная деятельность или  производственные ситуации, например, таких как деловые и ролевые игры. Понятно, что оценка компетенций студентов должна производиться

  • и на основе созданных ими документов профессионального характера (например, отчетов в деловой игре в программе «1С: Бухгалтерия»), для этого целесообразно сотрудничество с преподавателем бухгалтерского учета;
  • и посредством наблюдения за их реальным поведением (например, совместная работа над проектом при имитации работы архитектурной фирмы), для этого используется помощь студентов-экспертов.

Опыт работы показывает, что рациональный выбор с учетом специальности студентов  методов и форм обучения, а также способов оценивания имеет большое значение при формировании и развитии как общих, так и профессиональных компетенций. Эта проблема не утратила своей актуальности и сегодня.

Таким образом, в колледже при изучении дисциплин  «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ведется постоянная работа по созданию условий для  реализации компетентностного подхода в обучении, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.

Интернет - ресурсы:

  1. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П. Практика формирования компетенций: методологический аспект: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/407/77407/files/sbornik.pdf
  2. Модульно – компетентностный подход в образовании: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otdis.ru/DswMedia/modul-no-kompetentnostnyiypodxod-infsbornik.pdf



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*