Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОбразование должно соответствовать потребностям общества, а современному информационному обществу требуются специалисты, которые могли бы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности.
К сожалению, выпускники колледжа, получив знания, не всегда умеют применить их за пределами учебных ситуаций, в которых эти знания формируются.
Именно поэтому ФГОС СПО, в отличие от ГОС СПО, предусматривает как результат освоения программы подготовки специалистов среднего звена не просто сумму усвоенной информации в виде знаний, умений и навыков (ЗУН), а модель специалиста, обладающего определённым набором общих и профессиональных компетенций.
Понятие компетенций в настоящее время четко не определено. Согласимся с тем, что «…компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы» [1].
Считаем, что необходимо учитывать и наличие у студентов профессионально важных для данной специальности личностных качеств, содействовать их формированию и развитию.
Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена не отменяет ЗУНы, а включает их как необходимую составляющую. А требование к наличию практического опыта у обучающегося при изучении дисциплин является для преподавателя императивом к действию - сделать акцент на деятельностную составляющую процесса обучения, то есть на формирование способности обучающегося применять полученные знания на практике.
Преподаватели, организуя свою работу в соответствии с требованиями ФГОС СПО, сталкиваются с рядом сложностей:
В сложившейся ситуации преподавателям пришлось самостоятельно, как говорится, «на ходу»:
Не вызывает сомнений то, что для успешного решения этих проблем необходимо реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, который по своей сути и является методологической основой ФГОС СПО.
У таких дисциплин как «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» имеется ряд особенностей:
Надо отметить, что в ГПОАУ «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» значительно улучшена материально-техническая база кабинетов информатики: в них в течение последних нескольких лет полностью обновлен компьютерный парк. Имеется плоттер.
В связи с требованиями ФГОС СПО были значительно скорректированы с учетом специальностей используемые на дисциплинах «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» методы и формы обучения. Наряду с рациональным применением используемых ранее традиционных и активных методов обучения осваиваются новые, в том числе интерактивные методы обучения, которые более эффективно содействуют формированию общих и профессиональных компетенций студентов:
Определенные трудности для преподавателей представляет собой оценивание компетенций.
Оценивать знания, умения и навыки можно традиционными способами и это не вызывает у преподавателей затруднений. Более того, у преподавателей информатики колледжа имеется опыт применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов, который показал, что традиционная оценка знаний студентов среднего профессионального образования дает пока более высокий процент качества. Возможно, дальнейшая работа по совершенствованию применяемой балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов даст другие результаты.
А вот оценивание компетенций на занятиях по информатике и информационным технологиям пока затруднительно, носит скорее опосредованный характер, является многофакторным и комплексным, оно проводится в ходе занятий, на которых имитируется профессиональная деятельность или производственные ситуации, например, таких как деловые и ролевые игры. Понятно, что оценка компетенций студентов должна производиться
Опыт работы показывает, что рациональный выбор с учетом специальности студентов методов и форм обучения, а также способов оценивания имеет большое значение при формировании и развитии как общих, так и профессиональных компетенций. Эта проблема не утратила своей актуальности и сегодня.
Таким образом, в колледже при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ведется постоянная работа по созданию условий для реализации компетентностного подхода в обучении, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.
Интернет - ресурсы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.