Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование воспитательной среды в ГПОУ «Забайкальское краевое училище искусств»: из опыта работы

11.12.2015 124 156
Толстухина Нонна Александровна
Толстухина Нонна Александровна, зам. директора по художественно-творческой и воспитательной работе

Забайкальское краевое училище искусств

На пути модернизации всех сфер жизни современного российского общества среднее профессиональное образование стало рассматриваться как один из критериев успешности и перспективности.

Внедрение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО-III), подразумевающих компетентностный подход, является объективной необходимостью, обусловленной переходом  к инновационному обществу, основанному на знаниях и умениях использования современных технологий. Суть компетентностного подхода заключается в том, чтобы специалист «на выходе» не только соответствовал определенным рыночным ожиданиям, но и мог быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, а также демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности. Учебные заведения при таком подходе в обучении перешли от обязательного освоенияминимума знаний и умений к конечному результату – формированиюобщих и профессиональных компетенций. Результат профессиональной подготовки специалистов стал определяться уровнем профессиональной компетентности выпускника.

В связи с обновлением качества подготовки будущего специалиста в ГПОУ «Забайкальское краевое училище искусств» была пересмотрена квалификационная модель выпускника, а также вся система, обеспечивающая это качество на протяжении обучения.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г.воспитание  выделяется как приоритетное направление и рассматривается нами как специально организованная деятельность, которая является, с одной стороны, условием, а с другой – средством обновления и совершенствования качества подготовки будущего специалиста сферы искусства. 

Академическая системамузыкального образования в Россиисчитается самой эффективной и не имеет аналогов в мире. Ее характерные особенности: четко выстроенная вертикальобразования «детская школа искусств – училище – ВУЗ», преемственность характера обучения, индивидуальный подход, сохранение национальных художественных традиций.

Забайкальское краевое училище искусств–среднее звено в профессиональном обучении и становлении молодых специалистов. Это творческоеспецифичноеобразовательное учреждение,основополагающей особенностьюкоторого является индивидуальный характер обучения, сложность освоения учебного материала.  Поэтому важнейшими качествами воспитательной деятельности здесь становятся субъект-субъектное взаимодействие и личностно-ориентированный подход, способствующий социализации и адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Благоприятной почвой для формирования социально значимых качеств личности, таких как гражданская позиция, здоровый образ жизни, толерантность, экологическая культура, духовно-нравственное и эстетическое отношение к действительности, способность к профессиональному самоопределению, является то, что обучение студентовопирается на высокие образцы мировой художественной культуры, шедевры человеческого творчества.

Целью воспитательной работы в училище администрация видит в создании условий для становления, развития и самореализации личности студента – будущего специалиста сферы искусства, ориентированного на инициативную социальную и профессиональную деятельность, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, высокой духовно-нравственной культурой, гражданской ответственностью и высоким чувством патриотизма. В соответствии с целью были определены задачи и  шесть основных направлений воспитательной работы: профессионально-трудовое, художественно-творческое и просветительское, гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, валеологическое, социальная защита.

Для обеспечения действенности всех направлений воспитательной работы осуществляется система комплексных мероприятий различного характера. В соответствии с Программой социально-психологической адаптации студентов первого курса, проводится «нулевой семестр», психолого-педагогическое сопровождение.

Разработана Программа формирования воспитательной среды. На  общих классных часах из цикла «Галерея педагогической славы» и «Клуб интересных встреч» происходят творческие встречи с выдающимися педагогами-музыкантами, художниками, известными деятелями культуры и искусства Забайкальского края. Классные часы «Моя профессия – самая интересная» проводятся каждым отделением дважды в год. На них в самых различных формах раскрываются особенности выбранной специальности,  ее преимущества и перспективы. Важным звеном в продолжение темы профессиональной адаптации и ориентации студентов является цикл классных часов для старшекурсников «Управление карьерой».

Немаловажным явлением в нравственно-эстетическом воспитании студентов стал Бал-маскарад, проводимый училищем два года подряд в лучших традициях прошлых столетий. Традиционным стал общий классный час-политинформация  «Время. События. Люди». Ежегодно в феврале проводится месячник военно-патриотической работы.

В силу специфики образовательного учреждения, самым объемным и масштабным является художественно-творческое и просветительское направление работы. Ежегодно силами студентов-солистов, творческих коллективов, преподавателей дается около ста концертов различной тематики на разных площадках города и края, организуется свыше 20 выставок творческих работ студентов и преподавателей художественного отделения. Кроме того, студенты училища являются активными участниками самых значительных творческих проектов Министерства культуры Забайкальского края.

Значимыми и традиционными для училища стали циклы просветительскихконцертов «Вечера на Амурской»,«Студенческие филармонии», выездной краевой творческий проект «В красках и звуках искусству служенье», творческие юбилейные вечера преподавателей училища, отчетные концерты отделений и училища.

Самые успешные в профессионально-творческой деятельности студенты, творческие коллективы ежегодно участвуют и становятся лауреатами и дипломантами международных, всероссийских, межрегиональных  профессиональных конкурсов, выставок, олимпиад. Принимается участие в конференциях. Самые одарённые студенты удостаиваются звания лауреатов общероссийского конкурса «Молодые дарования России», стипендиатов Забайкальского края «Юные дарования», лауреатов премий Забайкальского края «Молодые дарования Забайкалья», премий для творческой молодежи и за отличную успеваемость.

Кроме этого, студенты активно участвуют в студенческом самоуправлении, организовывая спортивные праздники, студенческие вечера, экскурсии в театры, музеи, посещение концертов филармонии и походы на природу.

В заключение  хотелось бы отметить, что воспитательное воздействие на человека оказывает его окружение, обозначаемое термином «среда». Это позволяет говорить о воспитывающей среде образовательного учреждения как совокупном субъекте воспитательного воздействия. Возникновение определенного порядка жизни, организованность среды предъявляет определенные требования к тем, кто в ней находится.  Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействую​щих его вхождению в современную культуру»[Щуркова Н. Е., 1996, с. 357].

Конечно же, воспитательное пространство не возникает стихийно, самотеком, как и не декларируется свыше. По выражению советского психолога Л.С. Выготского, «идеально осуществимое воспитание возможно только на основе надлежащим образом направленной социальной среды … которая и является единственным воспитательным фактором»[Выготский Л. С., 1991, с. 241, 267].

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. -
  2. Харавинина Л.Н. Проблема оценки профессиональных компетенций обучающихся по ФГОС СПО третьего поколения[Электронный ресурс].Точныйадрес статьи:http://yspu.org/images/1/1b/Формирование_ОК_и_ПК_тезис_для_А.П..pdf (дата обращения 12.11.2015).
  3. ЩурковаН.Е. Воспитание какпедагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания // Педагогика: учеб.пособие для ст-товпед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*