Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Терроризм – общечеловеческая социальная угроза. Оценка и методы эффективности борьбы с терроризмом в Российской Федерации

08.12.2015 320 411
Юхно Николай Александрович
Юхно Николай Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Аннотация: В данной статье рассмотрены угрозы терроризма общества. Проанализированы характерные методики применяемые в оценке угрозы терроризма на современном уровне. В статье ставится задача для реализации мер по предотвращению терактов, типы моделей, позволяющие оценить суще­ствующие угрозы,  делаются соответствующие выводы.

Ключевые слова: терроризм, политика, модель, кластерный анализ, проект, социум.

Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления и международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм относится к числу общечеловеческих социальных проблем. Терроризм в различных формах его проявления чаще всего приносит массовые человеческие жертвы, влечет за собой разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами. Национальные интересы  РФ составляют совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

Оценивая эффективность борьбы с терроризмом, можно достичь значимых результатов при проведении социологического исследования респондентов. Это обусловлено тем, что социологический опрос дает объективную оценку причин проявления терроризма в РФ и политике противодействия государственных структур этому феномену. В ходе исследования были выявлены две четкие социальные позиции населения в отношении государства и гражданского общества: первая позиция - государственный аппарат, система силовых структур не способны эффективно действовать как в отношении предупреждения, так и контроля ситуации при террористических актах; вторая позиция - недоверие общества к проводимой государством социально-экономической и национальной политике ведет к росту индифферентизма и безразличия. Данная позиция является понятной, и поэтому власть предпринимает все  шаги для устранения недостатков.

Наиболее объективно и всесторонне политику противодействия терро­ризму в РФ можно оценить через различные математические модели. Они позволяют довольно точно и без субъективизма отразить существенные сто­роны социально-политической сущности феномена терроризма, определить начало угрозы (потенциальной или реальной), сценарий её развития и оце­нить эффективность политики противодействия этому явлению на региональном уровне.

Полученные в результате моделирования результаты позволяют руководству структур региональной (местной) власти принимать комплексные решения, направленные на повышение степени готовности населения региона противостоять террористической опасности, составить для регионального государственного и социального планирования, картину стабильности и безопасности на конкретной территории или объекте.

В исследованиях путей проявления феномена терроризма в современ­ной России и оценки его последствий важное место занимают специально разработанные программы. Данные научных исследований систематизируются и обрабатываются в специальных научных центрах. Впервые аналитиче­ские центры были созданы в США и в странах военно-политического блока НАТО.

В России, так же как и в передовых странах мира, были предприняты усилия по созданию таких центров. Так, в РГСУ в 2005г. была выполнена научная работа «Контртеррористический потенциал социума: моделирование и прогнозирование условий вероятного осуществления акций терроризма».

На его базе впервые в России подошли к решению проблемы уникаль­ного проекта по созданию эффективной региональной системы предупреждения о первичных признаках террористической опасности. Эта модель позволяет серьёзно прогнозировать и осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению терроризма на территории всех заинтересованных ведомств и муниципальных объединений, а также позволяет привлечь население к участию в государственной стратегии предотвращения терактом.

Для реализации указанной цели было предложено решение следующих задач:

  1. Создание системы региональных целевых индикаторов - парциальных индексов для раскрытия и оценки контртеррористического потенциала социума.
  2. Построение новых математических моделей анализа и прогнозастепени террористических угроз и оценки контртеррористического потенциала социума.
  3. Разработка математических матриц социального контртерроризма и наполнение их социологическими данными и экспертными оценками длявыявления индикаторов измерения контртеррористического потенциаласоциума.
  4. Разработка системы региональных центров предупреждения о первичных признаках террористической опасности.

Разработанное математическое обеспечение состоит изнесколькимтипов моделей, что позволяет оценить существующие угрозы и эффективность политики противодействия на различном уровне.

Первая модель основана на анкетировании населения с целью выявления социального фона и признаков возможных террористических угроз.

Кластерный анализ на основе матриц - вторая методика, применяемая в оценке угрозы терроризма на современном уровне. Понятие «кластер» в ме­тодике - это концентрация признаков асоциальных, близких к терроризму дей­ствий или приготовлений к ним. Основная идея этой методики состоит в том, что организованные террористические группы при подготовке теракта неизбежно оставляют следы в «информационном пространстве» в виде связей, корреляций, «кластеров», которые подозрительны тем, что выделяются из общей массы «нормальных» структур в ответах респондентов. Однако выявить эти подозрительные структуры можно только при целенаправленной обработке ин- формационных массивов специальными, тонкими методами, поскольку террористыделают все возможное для сокрытия своей деятельности, и все корреля­ции являются неявными, совершенно незаметными при обычном анализе. Од­нако два момента делают теорию приемлемой:

- математическая основа технологии такова, что террористы не могут целенаправленно мешать ей, даже зная, что она применяется;

- само по себе стремление «не оставлять следов» также может быть выявлено.

По моделированию террористических угроз, (группировка, сгущение объектов вокруг каких-то центров), которые могут оказаться подозрительными. Однако такой подход практически малопрактичен. Однако на этом материале можно выводить формулы вероятного проявления первичных признаков терроризма. Заметим, что такой материал также может быть лучше анализа официальных данных и трендов в СМИ.

Органу региональной государственной власти (ОРГВ) следует показыватьнепосредственно только явные корреляции, в то время как задача экспертов - выявить эти явные корреляции, на основе выявления неявных, скрытых корре­кций (террористы по понятным причинам стараются скрыть свои действия и связи-корреляции).

Третья модель как раз и связана со специальными преобразования­ми полученных матриц и выявлением скрытых связей между различными объемами. Эти связи генерируют профилактические мероприятия.

Предлагаемые модели в целом соответствуют принятым в США, Кана­де и ряде других стран стандартам математического измерения реальных и потенциальных угроз террористов. Поэтому промежуточные и окончательные материалы исследования по данной программе могут обсуждаться (проходить дальнейшую экспертизу) родственными центрами контртерроризма в других странах-участницах коалиции по предотвращению терроризма, в том числе Комитетом по контртерроризму Совета Безопасности ООН.

Для оценки достижения целевых показателей реализации и анализа факторов, препятствующих повышению результативности направления необходи­мо создание системы региональных индикаторов направления, системы их регионального мониторинга и анализа, а также привлечение математического мо­делирования для имитации функционирования и выработки рекомендаций по повышению эффективности. В связи с необходимостью обрабатывать большие массивы информации с целью выявления скрытых взаимосвязей в работе пред­полагается применение новейших информационных технологий, которые бази­руются на использовании современного математического аппарата и комплекса моделей. Большую роль играет мониторинг региональных индикаторов и новые разнообразные матрицы социального контртерроризма, которые с различных сторон охватывают потоки информации, характеризующие поведение граждан, их перемещения, действия и отношения.

Таким образом, предлагаемые унифицированные математические системы оценок контртеррористического потенциала социума, т.е. готовности населения к предотвращению терроризма позволяют не только расширить сотрудничество в данном вопросе населения, но и стремительно уйти от простой констатации "проблем с терроризмом» к конкретному определению и искоренению социаль­ных причин, его порождающих. Это дает возможность сосредоточиться сразу на реальных проблемах, вызывающих террористическую активность какой-либо чисти населения или его симпатии к террористам. Кластерный метод позволяет меньше тратить времени на «борьбу с огнем» или подготовку населения к многочисленным последствиям «глобальной войны с терроризмом».

В России и мире вне зависимости от мотивов и способов осу­ществления все террористические акты считаются преступлениями.

В последние годы терроризм приобрёл глобальный размах, он находит новые способы, формы, принципы взаимодействия, ба­зируется на профессиональной подготовке террористов и разработ­ке неординарных приёмов исполнения террористических актов и вследствие этого стал серьёзной угрозой для населения нашей стра­ны и национальной безопасности России.

Перспективы борьбы с терроризмом нельзя рассматривать в отрыве отперспектив страны в целом, т.к. «наиболее опасный социально-экономический результат реформ - это поляризация доходов населения и социальный разлом общества, который привел к возникновению «двух Россий». В этих «двух Россиях» социальные процессы имеют противоположные вектора развития. В результате чего происходит дезинформация общества, растет социальное недовольство и напряженность, активизируются асоциальные и часто криминальные формы самоорганизации. Для самопрофилактики вовлечения в террористическую дея­тельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрица­тельное отношение к любым видам террористической деятельности. Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, не­обходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

Список используемой литературы.

  • Основы противодействия терроризму[Текст] : учеб.пособие / Я. В. Вишняков, Г. А. Бондаренко, С. Г. Васин, и др.; под ред. Вишнякова Я.Д. - М.: Академия, 2006. - 237с. 
  • Гушер А.И. “Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества”. 2002 г.
  • Вахромеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России // Социально гуманитарные знания. – 2004.- № 1.
  • Вахрамеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России // Социально гуманитарные знания. – 2004.- № 2.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*