Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические основы использования активных форм обучения на занятиях «Анатомии и физиологии человека»

02.12.2015 614 994
Зинкевич Татьяна Владимировна
Зинкевич Татьяна Владимировна, преподаватель

Склярова Светлана Владимировна
Склярова Светлана Владимировна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

В современном обществе существует острая потребность в профессиональных кадрах ориентированных на современные тенденции развития рынка. ФГОС третьего поколения призваны подготовить специалиста не только теоретическими знаниями и профессиональными навыками и умениями, но и профессиональными компетенциями и как следствие  конкурентно способного  специалиста.

В рамках традиционно сложившихся форм и методов обучения преподаватели нередко ограничиваются целью преимущественно качественной передачи  студентам материала,  что способствует торможению развития творческих способностей будущего специалиста, но это уже в прошлом.

Отличительной особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие творческой личности обучающегося. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний умений и навыков. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности – компетенции, которыми должен овладеть обучающийся. В соответствии с этим цели образования ориентируют преподавателей на компетентностный подход в организации учебно – воспитательного процесса.

В процессе формирования общих и профессиональных компетенций  значительное внимание  уделяется образовательным технологиям,  позволяющим гармонично вписать инновационные методики в образовательный процесс, направленные в первую очередь на обеспечение активизации познавательной деятельности  обучающихся. Исходя из этого,  в условиях нового  ФГОС для преподавателя  ставится одна из приоритетных задач - обеспечить в учебном процессе активную  познавательную деятельность обучающихся, используя новые педагогические технологии. Таким образом, с одной стороны реализуется  дидактический принцип активности в обучении, с другой стороны учебный процесс носит деятельностный характер, способствующий повышению эффективности учебного процесса.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.

Управление активностью учащихся традиционно называютактивизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения общими и профессиональными компетенциями. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В структуре активности выделяются такие компоненты как: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие.

Активность подразумевает  мотивацию учащегося и его самостоятельность в овладении компетенциями, которая достигается использованием разных форм, методов, средств обучения,  их сочетание.

Особо важное  место в учебном плане  отделений «Сестринское дело» и «Лечебное дело» занимает дисциплина «Анатомия и физиология человека», так как изучаемый материал по данной дисциплине является пропедевтическим курсом и основой для формирования  общих и профессиональных  компетенций по другим общепрофессиональным дисциплинам. Именно  анатомия и физиология человека   устанавливает  межпредметные связи с практически со всеми основными профессиональными дисциплинами.

Перед преподавателями анатомии и физиологии человека стоит серьезная задача по организации учебного процесса таким образом, чтобы уровень формирования  компетенций обучающимися был высоким, что является залогом хорошего усвоения учебного материала по другим  профессиональным дисциплинам и модулям.

В преподавательской практике по формированию общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Анатомия и физиология человека» особое место занимают педагогические технологии   активных форм обучения, позволяющие  обеспечить активность познавательной деятельности.  Считаем, что именно эти методы позволяют организовать участие на уроке каждого обучающегося, повышать его интерес к предмету, повысить авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда.

Использование данных методов в преподавании анатомии и физиологии человека  имеет под собой определенную методическую основу.

Выбор  активных методов обучения осуществляется соответственно принципам активизации познавательной деятельности обучающихся, которые соответственно определятся с учетом особенностей учебного процесса по данной дисциплине. К ним относят: 1. Принцип проблемности. Учитывая данный принцип, предъявление обучающимсязадач или вопросов  происходит с последовательным усложнением, с целью  создания в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно их формировать. Данный принцип реализуется при решении практических задач обучающимися. 2.Принцип взаимообучения. В соответствии с эти принципом  учебный процесс  построен  таким образом,  где  студенты  обучают друг друга, обмениваясь знаниями. Например,  при организации учебной деятельности с обучающимися, испытывающие затруднения в освоении знаний, а также в организации групповой и коллективной работы. 3.Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. С учетом данного принципа организуется работа в творческих группах, при подготовке к НПК и самостоятельной роботы обучающихся. 4Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельностихарактеру практических задач.Следуя, данному принципу организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках анатомии по своему характеру максимально приближена к реальной деятельности. Например, изучение скелета и отдельных его костей осуществляется с опорой на модели костей, также изучаются и системы органов. 5.Принцип индивидуализации. Реализация данного принципа позволяет  организовать  учебно-познавательную деятельность с учетом индивидуальных интересов, особенностей и возможностей обучающихся.  6. Принцип самоконтроля и самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа указанного принципа. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации. Соблюдая данный принцип,  первостепенно  в начале активной деятельности формируется  желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить, а не вынужденность это делать.

При использовании  активных форм  для стимулирования познавательной активности в учебном процессе следует  учитывать такие факторы как  мотивы или стимулы,  побуждающие к активности. Главным мотивом активизации учащихсяявляется профессиональный интерес. Учащимся предъявляется для изучения   конкретные ситуации, которые отражают реальную  действительность.  Немало значимым является такой мотив как творческий характер учебно-познавательной деятельности. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Важным стимулом является состязательность. Каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений.  Значимым является и игровой характер проведения занятий. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию. На уроках используются дидактические  и ролевые игры, игры – ситуации. Таким образом, учитывая,  перечисленные факторы,  удается активизировать деятельность обучающихся, вызывая у них  интерес к занятиям.

Степень активности обучающихся зависит от  методов  и приемов работы преподавателя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В  преподавании анатомии и физиологии целесообразно  использовать проблемно – поисковые варианты словесных, наглядных и практических методов. Из группы  словесных методов: 1. Метод дискуссии применяем по вопросам, требующим размышлений, добиваемся, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. 2. Метод самостоятельной работы  учащихся. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план ответа, план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.  3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организуется самостоятельную работу следующим образом: группе дается  конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося. Используются  раздаточные дидактические материалы: например, карточки с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план, карточки с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы; карточки с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.4. Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.  5. Метод самостоятельного решения логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают логические (требующие размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Среди наглядных методов  частично-поисковый.  Организуется работа студентов таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Из группы практических методовчастично-поисковый практический. Студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения практического задания. До практической  работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по- настоящему современным, происходит индивидуализация обучения.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью обучающихся: 1. Активизирующие деятельность обучающихся  на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов; прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его медицинской ценностью; 2. Приемы активизации деятельности студентов на этапе усвоения изучаемого материала: эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу; исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод. 3. Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний: прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

Итак,  в условиях нового ФГОС задачей каждого преподавателя является научить студента  учиться самостоятельно, заинтересовать обучающегося  этим процессом, чтобы, в конечном счёте, они могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства.
Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях.
Анализ опыта применения активных форм обучения показывает,  что  можно достаточно эффективно решать такие задачи, поставленные перед преподавателем как: формирование  познавательных  и профессиональных мотивов  и интересов, воспитывать системное мышление специалиста – общие и профессиональные компетенции.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Щукиной Г.И. М., 1989 г.
  2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. М., “МарТ”, 2006 г.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*