Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

02.12.2015 491 654
Федорова Марина Валерьевна
Федорова Марина Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы

Новокузнецкий строительный техникум

С введением ФГОС нового поколения существенно возрастает значение внеаудиторной самостоятельной работы студентов,  целью которой является не только овладение определёнными знаниями по  учебным дисциплинам, но и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов должна  способствовать развитию ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, а ее эффективная

  организация зависит от того, насколько чётко и продумано преподаватель спланировал весь процесс, правильно определил объём и содержание домашнего задания,  насколько им предусмотрены разнообразные формы и виды работ. При этом нужно четко прописать алгоритм выполнения самостоятельной работы. Поэтому особую роль приобретает разработка методических указаний по выполнению самостоятельной работы.

При разработке методических указаний мы исходили из содержания разделов и тем рабочей программы, а также из задач выполнения самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;

- развитие познавательных способностей и активности студентов; творческой инициативы, самостоятельности, организованности;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного в ходе самостоятельной работы, для  подготовки к  зачётам и экзаменам.

 Одна из задач дисциплины «Русский язык и культура речи»формирование умений  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Чтобы повысить общую языковую культуру студентов, расширить их знания, пробудить интерес к учебной дисциплине студентам  даётся  творческое задание  составить  словарик (от 10 до 20 слов)  орфоэпических ошибок в речи  современной молодёжи  и  подготовить устное выступление о том, какую роль в обществе играют нормы ударения. И очень радует, что большинство из выступающих приходит к выводу, что говорить правильно необходимо.

При изучении раздела «Лексика и фразеология» студенты должны подобрать примеры немотивированного использования заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журналы, ТВ- и радиопередачи). Им необходимо подтвердить правильность своих наблюдений и выводов с помощью различных словарей. При выполнении таких заданий у студентов развивается интерес к слову, они стремятся правильно и грамотно  строить свою речь. Более сильные студенты оформляют свои работы в виде презентаций, которые потом используются на учебных занятиях и конференциях разного уровня.

К.Д. Ушинский писал: «Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Поэтому  организация внеаудиторной самостоятельной работы  студентов должна способствовать приобретению  ими новых знаний и умений, способности формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения. Творческие задания позволяют активизировать познавательную деятельность студентов. Например,  предлагается составить мини-словарь фразеологических и крылатых выражений, объяснить их смысл, вспомнить историю их происхождения, выписать несколько крылатых выражений из произведений А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.Горького и др. Ещё один вид самостоятельной работы – это написание сочинения о знакомой ситуации с использованием фразеологизмов.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной  работы таким образом, чтобы происходил процесс формирования общих компетенций у студентов.   Поскольку мы готовим руководителей младшего звена, то они обязательно должны уметь:

  - выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;

  - владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;

  -  адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;

  -  создавать письменные и устные высказывания.

Так при изучении темы «Публицистический стиль и его особенности» на занятии мы говорим  об основной функции данного стиля, его языковых особенностях в области лексики, морфологии, синтаксиса. И студенты получают задание написать эссе по тексту В.Розова. Предварительно студенты знакомятся с историей появления эссе,  особенностями этого жанра, получая методические указания  по оформлению данного вида сочинения. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать  мысли, излагать свою точку зрения, студент должен проявить индивидуальность, оригинальность изложения.

 Изучая особенности официально-делового стиля, студенты оформляют  резюме, что пригодится при устройстве на работу.

 С целью развития коммуникативного потенциала личности, формирования умений правильно и образно говорить студентам предлагаются  упражнения для самопроверки знаний различной степени трудности, тесты, диктанты.  Творческие задания позволяют активизировать познавательную деятельность студентов. Например,  исправить ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных и деепричастных оборотов, найти и устранить грамматические и речевые ошибки, большое внимание уделяется работе по редактированию текстов.  Выполнение этих заданий позволяет совершенствовать практические навыки в области фонетики, орфографии, синтаксиса, речевых норм, что позволит в дальнейшем студентам успешно подготовиться к ЕГЭ.

Живой интерес у студентов вызывает раздел «Культура деловой речи».Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах на 15%  зависят от его профессиональных знаний и на 85 % - от его умения общаться с людьми».  С интересом  воспринимается студентами информация о том, что по тому, как человек сидит, стоит, даже подаёт руку для приветствия, можно определить его характер. И умелое использование невербальных средств общения позволяет повысить коммуникативнуюкультуру. Например:

  - улыбка рефлекторно порождает ответную улыбку,

  - если при выступлении вам нужно держать текст, то лучше одной рукой, чтобы другая оставалась свободной,

  -  перемещаться в аудитории старайтесь  во время речевых пауз,

  - не зависайте над кем-либо из участников: уважайте их личное пространство.

Для самостоятельной работы студенты получают задания: понаблюдать за своими собеседниками, описать невербальные средства, проанализировать, о чём «говорят»  жесты, мимика, позы,  дистанция; описать несколько жестов, сопровождающих речь, и записать высказывания, которые могли бы сопровождаться этими жестами.

Заключительным видом внеаудиторной самостоятельной работы является работа над рефератом. Написание реферата – это достаточно объёмный вид самостоятельной работы. Студентам предлагаются темы, представляющие интерес для дальнейшей профессиональной деятельности. Например: «Правильность речи: орфоэпические нормы современного русского языка», «Чистота и выразительность речи. Необходимость  изживания  ненормативной лексики», «Проблемы языковой культуры в современном российском обществе»,  «Язык современной рекламы», «Язык эффективного общения современного человека», «Имидж  современного делового человека: язык, речь, манера общения», «Правила построения ораторской речи»,  «Невербальные средства общения» и др. Заранее выдаётся список литературы, объясняются цели и задачи данного вида работы. Студенты знакомятся со структурой реферата и с критериями оценки. На зачётном занятии интересные работы студенты представляют в виде выступления.     Ежегодно происходит корректировка заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Это связано с уровнем подготовленности студентов по русскому языку, а также  анализом выполненных работ за предыдущий учебный год. Меняется тематика некоторых заданий, их уровень сложности, объём времени на их выполнение, корректируются методические указания.  Всё это позволяет сделать внеаудиторную самостоятельную работу студентов более эффективной.

Список литературы:

  1. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 2002.
  2. Полуянов В.Б., Перминова В.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов// Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений РФ. Екатеринбург: издательство Российского педагогического университета, 2006, - №1.
  3. 3.Семушина А.Г,  Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях», Москва, изд. «Мастерство», 2001.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*