Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Компьютерные вирусы как проблема информатизации общества

27.11.2015 4851 9829
Редина Евгения Борисовна
Редина Евгения Борисовна, преподаватель

Трапезникова Анжелика Владимировна
Трапезникова Анжелика Владимировна, студент

Амурский медицинский колледж

Темпы информатизации общества превышают темпы развития всех других отраслей. Персональный компьютер играет в жизни современного человека важную роль, поскольку он помогает ему почти во всех областях деятельности.

Сегодня массовое применение персональных компьютеров оказалось связанным с появлением самовоспроизводящихся программ-вирусов, препятствующих нормальной работе компьютера, разрушающих файловую структуру дисков и наносящих ущерб хранимой в компьютере информации. Несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вирусов, способах заражения вирусами и защиты от них.

Чтобы подготовить высококвалифицированного востребованного специалиста, в медицинском колледже большое внимание отводится подготовке студентов к использованию информационных технологий. Однако, по данным социологических исследований, наблюдается определенная беспечность пользователей по отношению к компьютерной технике. Это послужило стимулом для выбора темы работы.

Учитывая актуальность данной темы, целью нашего исследования явилось изучение природы компьютерных вирусов и их влияние на работоспособность компьютеров студентов Амурского медицинского колледжа.

Основными  задачами проводимого исследования явились:

  • теоретический анализ существующих печатных изданий и интернет-источников о компьютерной вирусологии;
  • определение наличия проблемы негативного воздействия вирусов на персональные компьютеры (ПК)студентов колледжа;
  • диагностика уровня  воздействия вирусов на компьютерыобучающихся;
  • подготовка рекомендаций по теме исследования.

Гипотеза: можно предположить, что  студенты колледжа недостаточно осведомлены в вопросах влияния компьютерных вирусовна электронно-вычислительные системы.

Объект исследования: студенты колледжа.

Предмет исследования: компьютерные вирусы и компьютеры студентов АМК.

Методы исследования:

  • организационный;
  • теоретический: библиографический анализ литературы и источников сети Интернет;
  • эмпирические:социологический опрос-анкетирование, анализ полученных данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

1)информационная часть работы может быть использована для профилактики внедрения вирусов в персональные компьютеры студентов;

2)полученные данные могут быть использованы в качестве практического руководства и составления рекомендаций, как студентам, так и преподавателям.

Теоретические аспекты изучения компьютерных вирусов

Компьютерным вирусомназывается программа, способная создавать свои копии и внедрять их в различные объекты или ресурсы компьютерных систем, сетей и так далее без ведома пользователя. При этом копии сохраняют способность дальнейшего распространения. На сегодняшний день известно шесть основных типов вирусов: файловые, загрузочные, призраки (полиморфные), невидимки, скрипт-вирусы и макро-вирусы. [3]

Основы теории самовоспроизводящихся механизмов заложил американец венгерского происхождения Джон фон Нейман, который в 1951 году предложил метод создания таких механизмов. Начиная с 1990 года проблема вирусов начинает принимать глобальный размах. [6]

После заражения компьютера вирус может активизироваться и начать выполнять вредные действия по уничтожению программ и данных:

  • блокировать доступ к операционной системе или программе;
  • необратимо модифицировать, удалять и шифровать данные;
  • скачивать новые вирусы, превращая компьютер в рассадник вирусов;
  • выводить из строя операционную систему;
  • замедлять работу программ;
  • следить за действиями пользователя: фиксировать вводимые пароли, открываемые документы и т.д.

Основными путями проникновения вирусов в систему являются:

  • глобальные сети - электронная почта, электронные конференции, файл-серверы;
  • локальные сети;
  • пиратское программное обеспечение;
  • персональные компьютеры «общего пользования»;
  • «случайные» пользователи компьютера;
  • ремонтные службы и т.п.

При заражении компьютера вирусом важно его обнаружить. Для этого следует знать об основных признаках проявления вирусов.

Одним из основных методов борьбы с вирусами является, своевременная профилактика. Компьютерная профилактика предполагает соблюдение небольшого числа правил, которое позволяет значительно снизить вероятность заражения вирусом и потери каких-либо данных.

Для обнаружения, удаления вирусов и защиты от них разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют находить и уничтожать их. Такие программы называются антивирусными. Различают следующие виды антивирусных программ:

  • программы-детекторыосуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение;
  • программы-доктора, или фагине только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т.е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние;
  • программы-ревизорызапоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным;
  • программы-фильтрыпредставляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов;
  • программы-вакцины, или иммунизаторы - это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов.[4]

Своевременное обнаружение зараженных вирусами файлов и дисков, полное уничтожение обнаруженных вирусов на каждом компьютере позволяют избежать распространения вирусной эпидемии на другие компьютеры.

Изучение влияния вирусов на работоспособность компьютеров студентов Амурского медицинского колледжа

Исследование проводилось на базе Амурского медицинского колледжа. В ходе проводимого опроса приняли участие 72 человека в возрасте от 15 до 18 лет (студенты 1курса).

Для определения наличия проблемы нами использовались анкета, направленная на выявление степени осведомлённости студентов колледжа о влиянии  вирусовна работоспособность их компьютеров(Приложение1).

В ходе обработки результатов анкетирования мы выяснили, что персональный компьютер используют 92% опрошенных.

На вопрос: «Зачем человеку нужен компьютер?» ответили: облегчает работу и учёбу – 42% студентов; для игр и развлечений – 29% студентов; для использования ресурсов Интернет – 12% студентов, для всего вышеперечисленного – 17% студентов. (Приложение 2, Диаграмма 1).Большинство студенческих компьютеров подключено к глобальной сети Интернет (71%).

О возможных негативных последствиях работы компьютера при заражении его вирусами  и методах защиты от них знают большинство опрошенных – 83% (Приложение 2 Диаграмма 2). Однако 96% респондентов наблюдали различные действия компьютерных вирусов на своих ПК (Приложение 2 Диаграмма 3). В данном вопросе предполагалось несколько вариантов ответов. Т. е., опрошенные, зная о возможной угрозе их компьютеру, не пытались его защитить.

Путями заражения компьютерными вирусами чаще всего являлись флеш-носители, оптические диски, а также компьютерные сети (Приложение 2 Диаграмма 4).

Нетрудно проследить причины беспечного отношения студентов АМК к личной компьютерной технике: нехватка времени и средств для оснащения компьютеров нужным программным обеспечением, частое использование компьютеров общего назначения (библиотеки, компьютеры в учебных кабинетах), нежелание уделять проблеме должного внимания.

Таким образом, можно считать, что опрошенные студенты считают компьютер источником информации, знаний, который необходимо использовать в учебе, знают о компьютерных вирусах, их действиях и методах защиты, но не всегда их используют.

В ходе исследования нами было выявлены следующие моменты и сделаны следующие выводы.

  1. Выборочное исследование студентов показало, что проблема влияния компьютерных вирусов на электронно-вычислительные системы у студентов существует.
  2. Большая часть студентов относится к категории обычных пользователей.
  3. Интернет используется в учебных целях для получения необходимой информации. Развлекательная мотивация характерна для 29% испытуемых. Интернет выступает помощником в учёбе, источником информации.
  4. Большинство респондентов пользуются различными носителями информации: съёмными дисками, оптическими дисками, флеш-носителями.
  5. В колледже активно используются компьютеры общего назначения.
  6. С действиями компьютерных вирусов встречались 96% опрошенных.
  7. Основные путипроникновения вирусов - флеш-носители, оптические диски, глобальная компьютерная сеть Интернет.
  8. Беспечное отношение к собственной технике может быть обусловлено нежеланием уделять проблеме должного внимания.
  9. Студенты знают о факторах риска и потенциальномвреде для компьютера недостаточно.

В ходе планирования и реализации нашего исследования мы ставили перед собой в качестве основной рабочей цели -изучение природы компьютерных вирусов и их влияние на работоспособность ПК студентов Амурского медицинского колледжа. 

По данным проведенного нами исследования и в соответствии с полученными результатами мы подтвердили гипотезу о том, что студенты колледжа недостаточно осведомлены в вопросах компьютерной вирусологии.

Можно сказать, что большая часть студентов колледжа знает о негативном влиянии вирусов на работоспособность компьютеров, но недостаточно бдительны к угрозеинфицирования ПК.

Невозможно полностью или частично оградить студента от компьютера - это непозволительная ошибка, поскольку компьютер - это неотъемлемая часть настоящего и будущего, в котором ему предстоит жить. Важно научить пользователя бережно обращаться с компьютерной техникой и предотвращать угрозы внедрения вирусов в систему.

Мы хотим предложить следующий путь решения этой проблемы - это  - начальное антивирусное образованиестудентов колледжа.

Стопроцентной защиты от вирусов не существует. Ни один антивирус в мире не способен на все 100% защитить систему от проникновения. Существуют простые правила, чтобы свести все попытки вредоносного программного обеспечения на нет.Предлагаем памятку для пользователя ПК, которая поможетминимизировать угрозу заражения компьютерными вирусами (Приложение 3).

Приложение

Библиографический список

  1. Информатика: Учебник / под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2012.
  2. Информатика. Базовый курс. / Под ред. С.В.Симоновича. - СПб., 2000 г.
  3. Вирусная энциклопедии «Лаборатории Касперского» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: https://securelist.ru/enciklopediya/. -12.11.2015.
  4. Большая энциклопедии Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]: электрон.справ. М.: ООО «Кирилл и Мефодий» 2010. – 3 CD-ROM
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка  [Электронный ресурс] : офиц. сайт. -  Режим доступа: http://www.ozhegov-shvedova.ru . -12.11.2015.
  6. Компьютерный вирус [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерный_вирус-12.11.2015.
  7. Вирусы, компьютерные вирусы, откуда берутся вирусы, все о вирусах вирус [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://rabochiy-lad.hut2.ru/s2.html. -12.11.2015.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*