Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы социально-гуманитарного знания в языкознании, культурологи и литературоведении

27.11.2015 1270 2061
Вазанкова Светлана Витальевна
Вазанкова Светлана Витальевна, преподаватель

Юшина Анжелика Андреевна
Юшина Анжелика Андреевна, студент

Амурский медицинский колледж

Давайте начнём с того, что выясним: что жеподразумевается под наукой и как она развивалась.

Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о мире, полученных научным способом.

Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных тексов. Однако сами слова "наука" и "учёный" вошли в употребление лишь в XVIII и  XX веках, а до этого естествоиспытатели называли своё занятие  "натуральной философией".

За всю историю науки философия и методология ориентировались в основном на развитие естественных и технических наук, в то время как область гуманитарных наук оставалась вне поля зрения методологов и теоретиков философии познания.

Специфика социального и гуманитарного знания [1]

Социальное знание

Гуманитарное знание

Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей

Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере

Объект: общество

Объект: человек

Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп

Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.

Науки: социология, политология, право, политическая экономия, экономика

Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д.

Ведущая познавательная ориентация: - строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Ведущая познавательная ориентация: - рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; - рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; - предполагает диалогичность.

Темой моего исследования являются проблемы социально-гуманитарного знания. Мы начнём разбираться с проблемами данного вопроса поэтапно.

Что же мы подразумеваем под социальными и гуманитарными науками?

Социальные знания - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главной особенностью социального познания является совпадения субъекта и объекта познания.

К социальным наукам относится любое знание о социуме. Ядром этого знания является, конечно, социология, а также её разные направления, а именно: социальная антропология, экономическая социология, политология, социальная психология и другие.

Предметом исследования социальных наук считается групповое поведение человека. Основной философской проблемой социальных наук является вопрос: можно ли социальное рассматривать вне связи с существованием человека? Есть ли у него, у этого социального, какая-то своя логика существования, и в какой мере она определяет ролевое поведение человека?

Так что же изучают гуманитарные науки? [2]

Главным предметом изучения наук гуманитарного цикла является собственно сам человек, а также его духовная, умственная, нравственная и другие сферы жизни. Но какие дисциплины относятся к данному типу? В первую очередь, культурология, языкознание и литературоведение.

Интересно и то, что корпус гуманитарных наук оформился достаточно поздно - только в начале XIX века, когда его характеризовали словами "наука о духе". Впервые данный термин использовал Шильв переводе труда "Система логики".

Знаменитый русский учёный М.М.Бахтин, в свою очередь, полагал, что основной задачей настоящего гуманитарного исследования является проблема понимания и речи, и текста как объективной культурной реальности.

В ХХ веке развилось и одно из направлений философии, основывающееся на изучении литературного текста. Человек видит окружающую реальность исключительно через призму окружающего его культурного слоя или через совокупность определённого количества основных текстов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все науки сначала делятся на естественные, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социально-гуманитарные, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий.

В данной исследовательской работе я решила исследовать проблемы гуманитарного цикла (по рекомендации моего научного руководителя). Так как выше уже было сказано, какие науки относятся к гуманитарным знаниям, начну с культурологии.

Понятие "культура" восходит к античным временам. Первоначально слово "культура" означало "земледелие, возделывание земли". Далее слово "культура" восходит к почитанию культа Богов.

Как наука, культурология сформировалась только в XVIII веке. Культурология изучает культуру во всех её проявлениях и формах: взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы её развития, взаимодействие человека, культуры и общества.

Так какие проблемы есть при изучении предмета "культурология"?

Проблема - это некое противоречие между уверенностью и сомнением, очевидным и неопределённым.

Проблемой культурологии является не только объяснение устойчивых, повторяющихся и универсальных явлений, но также и понимание экстремальных, уникальных ситуаций, возникающих в жизни народа. Например: кризисы революции, выдающиеся открытия в науке, возникающие направления в философии, искусстве.

В начале третьего тысячелетия  кризис технической цивилизации, смена духовных ориентаций, тенденция глобализации, взаимопроникновение культуры и Запада и Востока чрезвычайно обостряют и актуализируют проблемы исследования и изучения как общечеловеческого культурно-исторического процесса, так и анализа конкретных особенностей каждого этапа этого единого процесса и дифференцированных форм его реализации. Среди комплекса современных проблем культурологии можно выделить наиболее значимые:

  1. Проблема методологических оснований изучения феномена культуры;
  2. Взаимосвязь и различия культуры Востока, Запада и Африки в условиях глобализации;
  3. Проблема форумности, т.е. равноценности культуры и их периодизации;
  4. Соотношение и духовно-ценностные ориентации элитарной и массовой культуры;
  5. Вопрос об особенностях "субкультур" в современных условиях.

Сегодня намечаются два противоположных пути разрешения этих проблем. Первый - это надежда разрешить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования за счёт разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии.

Второй путь разрешения этих кризисных проблем можно назвать "альтернативными". Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более "естественным" для человека и жизни.

Второй цикл гуманитарных наук я буду рассматривать на предмете "литературоведение".

На мой взгляд, основной проблемой в литературоведении является неумение выделить основные проблемы в художественном произведении.

Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отражённой реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определённым углом зрения. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы, приводятся  аргументы "за" и "против" той или иной жизненной позиции. Естественно, что проблематика требует повышенной активности от читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики у него могут и должны возникать собственные соображения, согласие или несогласие, размышления и переживания.

Также в литературоведении существуют следующие проблемы:

  1. Мифологическая проблематика. Это объяснение, которое даёт автор произведения возникновению тех или иных явлений (роман на Булгакова "Мастер и Маргарита");
  2. Национальная проблематика. Данный тип выделил Г.Н.Поспелов. Создатели произведений, в которых воплощается этот тип проблематики. "Интегрировались в основном историческом становлении и судьбой целых народов" (Ш.Руставели "Витязь в тигровой шкуре");
  3. Социокультурная проблематика. Данный тип также озвучил Поспелов. Это "осмысление гражданско-нравственного уклада социальной жизни, состояние общества и отдельных его слоёв". (М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города");
  4. Романная проблематика. Это идейные интересы писателей к "личностному началу в себе самих и в окружающей их обстановке". (Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание");
  5. Философская проблематика. Сюда входят произведения с философской проблематикой. (И.С.Тургенев "Стихотворение в прозе").

Наличие в содержании произведения разных типов проблематики - один из моментов художественного своеобразия произведений. Однако при анализе следует иметь в виду, что не всегда разные типы проблематики существуют в произведении "на равных правах". [3]

В 2012 году проводилось исследование «Проблемы и тенденции в чтении детей России в условиях развития новых информационных технологий». Результаты показали, что сегодня старшеклассники вынуждены осваивать определенный объем литературы, не предусмотренный школьной программой (рефераты, доклады, семинары). Любви к книге такое чтение не прививает, а, наоборот, из – за больших нагрузок происходит  неприятие , 25 % опрошенных практически не читает на досуге. [5]

Мною в колледже так же было проведено исследование, целью которого являлось выявить процент читающих и не читающих студентов.

Студентам были предоставлены следующие утверждения: 1)я читаю полный текст; 2) Читаю в кратком изложении 3) смотрю фильм 4)читаю и смотрю фильм 5) не читаю и не смотрю. В ходе исследования было опрошено 120 человек. В итоге получились следующие результаты:

Как мы видим из диаграммы, большинство студентов предпочитают читать книги в кратком изложении. Чтобы привить любовь к чтению,нужно совместить труд педагога и семьи, и тогда (может быть) наша страна снова станет самой читающей в мире.

Сейчас мы рассмотрим основные проблемы в языкознании.

Языкознание - наука об общих закономерностях внутреннего устройства, функционирования, развития языков и способах их изучения.

Основные  проблемы языкознания:

  1. проблема природы и сущности языка. Данная проблема ищет ответы на вопросы: что такое язык; в чём его сущность; в чём его специфика?
  2. проблема внутреннего устройства языка. Вопросы, которые ставит эта проблема:

- из каких блоков состоит язык;

- в чём специфика каждой части речи;

- какие типы языковых значений известны лингвистам;

- что такое части речи и члены предложения и другие.

  1. проблема структуры (строения) языкознания.

Языкознание и практическое изучение языков - принципиально разные вопросы. Можно знать несколько языков и даже быть полиглотом, но не иметь никакого представления о лингвистике, её проблемах и методике.

Я считаю, что ещё одной проблемой в языкознании, является коверкание языка. Происходит это из-за научно-технического прогресса человеческого общества. Молодёжь, которая сидит на форумах или в социальных сетях Интернета, часто используют сленг для того, чтобы упростить процедуру написания текста. Этот сленг непроизвольно переходит из виртуальной жизни в реальную. Сегодня  мало кто в мире говорит на правильном литературном языке. Повсюду используются сокращения, жаргон и другая лексика. Отказ от литературного языка обязательно приведёт к тому, что он  впоследствии может и совсем исчезнуть.

Также есть проблема в современной лингвистике - проникание одних языков в другой (явление лингвистической интерференции). Из-за этого явления язык постепенно теряет свою идентичность и особенность.

Подобная интерференция часто распространяется благодаря юмористическим сообществам, на которые люди заходят, чтобы почитать смешные истории или анекдоты. Таким образом, придуманное одним человеком слово быстро распространяется (красаффчик, здароф, медвед). Многие слова нарушают орфографическую норму (жывёшь, пишеш, йадумайю). Чаще всего распространяют такие слова люди, которые плохо знают правила родного языка. Это вызывает опасения - таких людей на просторах Интернета очень много!

Использование нецензурной лексики и жаргонов является нарушением стилистических норм литературного языка. Практически 70% Интернет-сообществ используют эти слова. Чаще всего такие слова используют школьники 14-летнего возраста, которые хотят казаться взрослыми, но при этом не понимая, что это их не красит.

Отсутствие знаков препинания это нарушение пунктуационной нормы. Это нарушение приводит к тому, что предложения часто получаются непонятными и несвязными: привет как дела; Алёнка дай списать контрольную пожалуйста.[4]

Среди студентов, обучающихся в нашем колледже, также было проведено анкетирование, в котором приняло участие 60 человек. Им был задан вопрос: коверкаете ли вы язык при общении в социальных сетях? Получили следующие результаты:

Среди наших преподавателей тоже была проведена анкета с таким же вопросом (было опрошено 10 человек). Итак,  обратимся к результатам:

Таким образом, проблемы в социально-гуманитарных знаниях остаются всегда на первом месте. Они не перестают обсуждаться философами  и по сей день. Чем шире кругозор исследования, тем меньше у него зависимость от узкоклассовой, национальной, религиозной системы идеологических ценностей, тем более он объективен.

Педагог должен приложить старания, чтобы ребята хорошо запомнили и применяли в своей жизни те умения и навыки, которые послужат  началом пути к правильному мировосприятию и грамотности поколений. Также я считаю, что мои усилия по проведению необычного исследования легли на благодатную почву и, надеюсь, что молодое поколение вынесет из  результатов исследования положительные выводы и будет успешно применять их  в своей будущей профессии.

Литература:

  1. Кохановский В.П., Шумейко М.К. Методология гуманитарного познания Генриха Риккерта. – Ростов-н/Д., 2004.
  2. Моисеев Н.Н. Естественно-научное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2.
  3. Познание в социальном контексте. – М., 1994.
  4. Бондалетов В.И. Искажение норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет. // «Русский язык». - №6, 2009
  5. П.С. Самава. Журнал воспитания в учебном процессе « Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников» № 7 2012.
  6. www.litera – ml.ru С.А Хейкинен «Будем ли мы летать?»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*