Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие эмпатии у будущих медицинских работников

27.11.2015 1123 1866
Галигберова Елена Борисовна
Галигберова Елена Борисовна, педагог-психолог

Джумалыева Гульнара
Джумалыева Гульнара, студентка 209 а группы

Гараева Джамиля
Гараева Джамиля, студентка 209 а группы

Амурский медицинский колледж

1. Теоретические основы изучения проблемы эмпатии в психологии

1.1. Понятие эмпатии и ее виды.

Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах [4, с. 27].

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) – не имеющее рационального объяснения понимание, постижение внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Является необходимым профессиональным качеством практических психологов, психотерапевтов. Эмпатия нужна для повышения продуктивности деятельности, для развития компетентности в общении, для создания более глубоких и личных отношений. Эмпатия также может пониматься как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, на основе полного отождествления. Помимо эмоциональной выделяют эстетическую эмпатию – в чувствование в художественный образ, объект, вызывающий эстетическую реакцию [3].

В справочной литературе этот термин не определялся до 1980 года. Психологический словарь определяет «эмпатию» следующим образом: «Эмпатия (от англ. empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [8, с.547].

С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее. Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра [1].

Выделяют следующие виды эмпатии:

  • Эмоциональная эмпатия- основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
  • Когнитивная эмпатия- базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
  • Предикативная эмпатия-проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных [9, с.162].

В свою очередь В.В.Бойко различает следующие виды эмпатии:

  • рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем;
  • эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта в процессе отражения состояний другого;
  • интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне [7, с. 102].

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:

  • Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
  • Сочувствие — это переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека [6, с. 56].

1.2. Функции эмпатии.

Существует достаточное количество исследований, в которых описываются различные функции эмпатии. Простое перечисление разнообразных мнений и точек зрения относительно роли эмпатии в общении не сможет обеспечить глубокий анализ всех функций. Поэтому был выбран путь анализа функций эмпатии на основе обозначения оснований для их классификации и подходов к рассмотрению взаимосвязи между эмпатией и отношениями.

Первым основанием для классификации функций эмпатии в общении может выступать многокомпонентность структуры самой эмпатии. Исходя из того, что эмпатия состоит из эмоциональной, когнитивной и поведенческой сторон, выделяется соответственно три группы функций. Так, в ряд эмоциональных функций эмпатии входят:

1) развитие социальных эмоций;

2) облегчение эмоционального отождествления;

3) актуализация собственного эмоционального опыта;

4) сопровождение эмоциональной социальной децентрации;

5) удовлетворение эмоциональных потребностей;

6) регуляция познавательных процессов на определенных этапах.

Группа когнитивных функций эмпатии состоит из:

1) отражения установок и ориентации объекта эмпатии к окружающим;

2) обеспечения опознания эмоциональных состояний других, их отношений, личностных характеристик по их выразительному поведению;

3) развития способности принять точку зрения другого;

4) снижения избыточной само концентрации;

5) порождения суждений в отношении другого, его сиюминутных мыслей, чувств;

6) ориентации в потенциальных и реальных эмоциональных состояниях другого;

7) построении предположений о направлении изменений в поведении другого;

8) оценки перспективы дальнейших взаимоотношений.

В набор поведенческих функций эмпатии можно включить следующие:

1) регуляция использования средств обращения субъекта посредством оценки их выбора через обратную связь с возможностью последующей корректировки;

2) сопровождение помогающего поведения;

3) выбор адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнера по общению на взаимнуюэмпатию;

4) выражение суждений по поводу мыслей и чувств другого в формах взаимодействия, актуальных для его личного опыта;

5) использование форм обращения, которые бы меньше всего причиняли бы вред другому человеку.

Выделение двух форм эмпатии - сочувствия и сопереживания, позволяет обозначить еще одно основание для классификации функций эмпатии. Указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Эмпатия также несет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения. Особое внимание влиянию эмпатии на результаты совместной деятельности членов реальной группы уделено в работах А.В. Петровского и его школы, в которых исследуется феномен действенной групповой эмоциональной идентификации [5, с. 346].

1.3. Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам медицинского работника

Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Василькова, 1997). Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента (Keef, 1973). Наряду с этим, как отмечала М. А. Юровская (1925), врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления.

Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Харди, 1988). Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимационного отделения наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов эмоционального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное выгорание сильнее выражено у врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов и стоматологов (Малышева, 2000). Это объясняется тем, что кардиологи чаще находятся в экстремальных ситуациях.

Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий (Ореховский и др., 1989) [2].

2 Изучение эмпатии как психологического качества личности студента в процессе профессионального образования

Эмпатия как личностная особенность является профессионально необходимым качеством будущего медицинского работника. Успешная деятельность специалиста не возможна при низком уровне развития эмпатии. Важно умение приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием. Исследования показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому. С этим связана актуальность данной работы, в основе которой лежит изучение эмпатии у студентов – медиков.

2.1 Организация и методика проведения исследования

Практическая часть нашей работы заключалась в следующем:

  1. Подбор и организация групп для проведения диагностического обследования.
  2. Отбор методик, наиболее подходящих для группового исследования, интерпретируемые однозначно и точно.
  3. Проведение диагностическое обследование выборки.
  4. Интерпретация и анализ данных.

- -определение уровня эмпатии;

- определение канала эмпатии;

- на основе количественной и качественной обработки данных подтвердить или опровергнуть гипотезу;

- разработка комплекса рекомендаций, способствующих повышению уровня эмпатии.

В своей работе мы исходим из предположения о том, уровень развития эмпатии у студентов, получающих медицинское образование необходимо повышать в процессе обучения.

Цель исследования: изучить уровень развития эмпатии у студентов, получающих медицинское образование.

В исследовании приняли участие 53 человека.

На первом этапе исследования нами был определён набор методик, с помощью которых мы предполагали выявить уровень эмпатии. Этот набор составили следующие методики:

- Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.

- Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

В ходе исследования использовался набор основных и вспомогательных методов психологического исследования: наблюдение, беседа и тестирование.

Математический анализ результатов исследования проводился на персональном компьютере с использованием программы Microsoft Excel.

Впервые опросник для оценки свойства эмпатии был предложен А. Меграбяном и Н. Эпштейном. В опроснике 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить степень своего согласия с ним.

Испытуемому выдается ответный лист. Зачитывается инструкция: «Прочитайте приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе ответного листа поставьте галочку».

Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ присваивается 1,2,3 или 4 балла, затем, путем суммирования, подсчитывается общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко проводилась для того, чтобы определить, в какой мере развит один из параметров эмпатии. Данная методика состоит из 36 вопросов, по поводу которых следует выразить свое согласие или несогласие, то есть ответить «да» или «нет». Отвечать нужно быстро, не тратя времени на размышление. Ответы заносятся в специальный бланк.

После проведения тестирования подсчитывается число правильных ответов, соответствующих «ключу», по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. В. В. Бойко выделяет 6 таких параметров: рациональный канал эмпатии; эмоциональный канал; интуитивный канал; установки, способствующие или препятствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение.

Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать можно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание играет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условии дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности, препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация в эмпатии – важно условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации – легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29- 22 - средний; 21-15 - заниженный; менее 14 баллов - очень низкий.

2.2 Анализ полученных результатов

Анализ результатов методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко позволил нам определить преобладающий параметр эмпатии.

У 16 % испытуемых высокие показатели по шкале эмоциональный канал эмпатии, 32 % - интуитивный,29 % - идентификация, 26 %- рациональный канал эмпатии, 19 % - установки, 39% - проникающая способность. (Рисунок 1).

Рисунок 1 –Ведущий канал эмпатии по результатам теста В.Бойко

Очень высокий уровень эмпатии у 4% опрошенных. 35% студентов имеют средний уровень развития эмпатии. У 61% студентов уровень эмпатии занижен. Очень низкого уровня эмпатии не выявлено (Рисунок 2).

Для испытуемых с высоким и средним уровнем эмпатии в 55 % случаев характерны высокие показатели по шкале эмоциональный канал эмпатии, это значит, что эмпатирующий обладает высокой способностью входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют при этом роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

В 64 % случаев у студентов развитинтуитивный канал эмпатии, что свидетельствует о способности респондентов видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Рисунок 2 – Уровень развития эмпатии по результатам теста В.В. Бойко

Для определения уровня эмпатии было использовано две методики с целью верификации полученных результатов.

Анализ результатов по тесту А. Меаграбяна и Н. Эпштейна показал, что 40,2 %  студентов имеют пониженный уровень эмпатии, 28,6 % - средний, 17,8% - низкий, 5,4 % - повышенный уровень эмпатии (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Уровень развития эмпатии по результатам теста А. Меаграбяна и Н. Эпштейна

Таким образом, результаты, полученные при помощи методики В.В. Бойко,подтвердились.

3.3 Практические рекомендации

Современные исследования подтверждают возможность формирования эмпатии. К основным методам развития эмпатических качеств можно отнести обучение пониманию знаков, которыми выражаются чувствования (звуки, мимика, пантомимика); развитие воображения, внимания, памяти, живой фантазии, общей впечатлительности; формирование непроизвольно действующих нравственных мотивов, направленности в пользу другого. Необходимо ввести в процесс обучения и воспитания полную и значимую информацию об эмоциональных переживаниях, потенциальных эмпатическому переживанию, о роли эмпатии в межличностных отношениях. Важным является также использование конкретно-жизненного материала и эмоциональных методов воздействия.

Формированию эмпатии будет способствовать прием, называемый «подстановка мотива». Суть данного приема заключается в следующем: осознанная подмена реального мотива поступка другим, реализация которого не удалась по каким-либо причинам. Студенты учатся осознанно применять прием подстановки мотива. Целью его является повышение самооценки студента и развитие у него эмпатии по отношению к людям вообще. Подстановка мотива кардинально меняет вектор поведения, и содержание поступка преображается из негативного в позитивное. Как правило, данный прием позволяет скорректировать поведение студента, но учащийся делает это сам, по собственному выбору, который ему как бы предлагают сделать.

Прием, способствующий формированию эмпатии студентов - положительное подкрепление. Это самого разного рода воздействия, вызывающие у студентов удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления - формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований.

Отметим и то, что положительные подкрепления всегда эмоционально окрашены. В них должно звучать признание достоинств студента как личности, а не как человека, совершающего те или иные поступки. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение сувениров, цветов и т.п.), действенным (протягивание руки, предложение чего-либо, уступка).

Формированию эмпатии способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социально-психологический тренинг, безусловно, представляется нам как метод формирования эмпатической культуры студентов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет:

- приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;

- приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;

- сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под «другим углом»;

- развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;

- скорректировать систему отношений к окружающему миру.

Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия.

Библиографический список

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмпатия#.D0.92.D0.B8.D0.B4.D1.8B_.D1.8D.D0.BC.D0.BF.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.B8
  2. http://www.emotionlabs.ru/content/146/
  3. http://www.psychologies.ru/glossary/dict/3/
  4. Боуэн М. В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психол. 1992.- № 3 — 4.- С. 24 – 33.
  5. Джрназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях. - М.:1996.-376 с.
  6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 1997. – 234 с.
  7. Емельянов Практикум по конфликтологии.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 368с.
  8. Конфликтология. / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. -  443 с.
  9. Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта: Как превратить работу в творчество: Пер. с англ. / Отв. ред. А.А. Стативка. - М.: Рефлбук: АСТ, 2000ю - 283 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*