Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Досуговая деятельность как средство социализации подростков

27.11.2015 876 1335
Рычкова Людмила Ивановна
Рычкова Людмила Ивановна, преподаватель общественных дисциплин

Морозов Сергей Андреевич
Морозов Сергей Андреевич, студент 107 группы

Амурский медицинский колледж

Во все времена важной проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для современного общества является социализация подрастающего поколения. Именно в подростковый период складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от развития окружающей среды [4].

Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся по своему характеру [3].

Социализация подрастающего поколения, есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятого человека адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах [16].

Проблемами и вопросами социализации занимались: Л.С. Выготский, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, М. Каплан, который рассматривал в социализации досуговую деятельность, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, разработал факторы социализации, Ф. Гиддингс, первый употребил определение социализации в книге «Теория социализации» и многие другие [24].

Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существуют и мало исследованные области, одна из таких проблем - досуговая деятельность как средство социализации подростков.

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений - дружба, вражда, любовь и другие. На подростка сильное влияние оказывают микро и макро среды, а так же различные социальные институты [28]. «Досуговая деятельность как средства социализации подростков» - этому вопросу будет посвящена данная работа.

Объект исследования: процесс социализации подростков.

Предмет исследования: досуговая деятельность как средства социализации подростков.

Цель исследования: определить роль и влияние досуговой деятельности на процесс социализации подростков.

Задачи исследования:

- теоретический анализ проблемы влияния досуговой деятельности на социализацию подростков;

- диагностика социализированности подростков;

- разработка и реализация комплекса досуговых мероприятий, направленных на повышение уровня социализированности подростков.

Методы исследования:

- анализ документации;

- беседа;

- анкетирование;

- количественная и качественная обработка результатов.

База исследования:

ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж»

Актуальность данной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России, увеличением количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей, положением социально - досуговых центров, нехваткой материальных средств, квалифицированных кадров, экономикой и политикой России на данном этапе развития, наличием различных конфликтов, вопросами по использованию бюджета и разработкой программ по защите детства.

1. Теоретические аспекты досуговой деятельности как средства социализации подроков

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнить определенно жизненно важные социальные роли. Благодаря социализации подросток приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль [26].

Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы. С другой - в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно[30]. Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть

спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность и возможность личностного роста [28].

Средства социализации специфичны в зависимости от социального слоя и возраста. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры: стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания и многое другое [20].

Таким образом, социализация играет важную роль в развитии подростков. Любой социальный институт будь то школа или любительское объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал это рационально, продуктивно и творчески. До сих пор нет общепринятого определения досуговой деятельности. Более того, в специальной литературе она имеет самые разнообразные определения и толкования [12].

Досуг - часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых [27].

Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору [18].

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование [11].

Определение досуговой деятельности распадается на четыре основные группы:

- досуговая деятельность как созерцание, связанное с высоким уровнем

культуры и интеллекта

- досуговая деятельность характеризуется как деятельность не связанная с работой, она включает в себя ценности самореализации;

- досуговая деятельность, как свободное время, время выбора.

- досуговая деятельность рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью [18].

В нашей стране широко развита сеть учреждений культуры для подростков с целью организации их досуга, направленного на социализацию. К ним относятся Дома детского творчества, Дома и Дворцы молодежи, Центры эстетического воспитания. Для этого в культурно - досуговых учреждениях для детей и подростков функционируют кружки и студии различных направлений -художественной самодеятельности, художественного творчества, технического творчества, любительские объединения [5].

2. Мероприятия по организации досуговой деятельности подростков

Изучив теоретические аспекты проблемы досуговой деятельности как средства социализации подростков, приступили к исследовательской работе.

Исследовательская работа проводилась на базе Амурского медицинского колледжа и включала следующие методы исследования:

- беседа;

- анкетирование.

Была проведена анкета «Досуг молодого поколения».  (Приложение 1).

Цель:выявление интересов подростков.

По результатам анкет мы узнали, насколько учащиеся  активны, дружелюбны, целеустремленны, в свободное от учебы время читают книги, слушают современную музыку.

Далее нами была проведена методика изучения социализированностиподростков  Е.В. Мишуринской. (Приложение 2)

В результате исследования мы  пришли к выводу, что подростки заинтересованы в том, чтобы развиваться в обществе, вести здоровый образ жизни, с пользой проводить свое досуговое время, которое должно быть направлено на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию.

Так как многие подростки не любят трудности и ищут неприемлемые для общества формы самоутверждения, задачей педагогов, психологов, родителей и всего общества в целом является то, чтобы подвести подростков к осознанному развитию и воспитанию, успешной социализации в обществе через свою досуговую деятельность.

Заключение

Для человечества проблема социализации подрастающего поколения существовала во все времена. Проблема досуговой деятельности как средства социализации подростков является многократной социальной проблемой, которая на протяжении многих лет носит ярко выраженный характер.

Социализация - это сложный непрерывный процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Во время досуговой деятельности подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Благодаря коллективной досуговой деятельности происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, на учение нормам поведения в обществе. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на подростков бывает случайным, мало организованным в целостную систему, что дает меньше эффективности в данной проблеме, поэтому необходимо больше внимания уделять социализации подростков в этом столь переломном возрасте, когда ребенок пересматривает свои жизненные ценности и нормы.

Таким образом, необходимо больше внимания уделять подросткам в их свободное время, занимать их полезной досуговой деятельностью, что будет служить средством их социализации и развитием дальнейших перспектив в жизни.

Тем самым можно подвести итог, что цель достигнута, задачи реализованы. Гипотеза, выдвинутая на начало исследования, нашла свое подтверждение.

 

Приложение

Библиографический список

  1. Алексеева, Е.В. Наш проблемный подросток: учеб.пос. С-П,2009
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект пресс,2005
  3. Андреева, Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2007. - №4. - С.31.
  4. Веденцева Л.Н., Рыбакова М.Г. Педагогика. - М.: 2006
  5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. - М.: Академия., 2007. 345с
  6. Волков, Б.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Гуманитарный издательский центр,2005
  7. Воспитание трудного подростка/под ред. М.И. Рожкова, Б.: Приамурье.,2008
  8. Галагузова М.А. Социальная педагогика.- М.:2004
  9. Гамаузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателя и студентов - М.:2005
  10. Дебес, М. Подросток. СПб.: Питер, 2007
  11. 11. Демченко, А. Возможности российского досуга// клуб. - М.: 2008
  12. Ерошенков, И.Н. Культурно - досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК,2004
  13. Ж. Воспитание школьника № 8,9 - 2005
  14. Ж. Классный руководитель № 7,8,11 - 2006
  15. Ильина Т.А. Формирование мировоззрения и социализация личности.-Школа,2009,№5 ,с.З 8-40
  16. Ищук Г.И. Дополнительное образование детей как фактор социализации современной профильной школы,- Образование в современной школе,2007,№10,сЗ-8
  17. Классные часы в лицее и колледже/Н.Ф. Дик - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.-314 с
  18. Классные часы: 9 класс (Авт - сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2008.-С.208-211
  19. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. М.: Академия. 2006
  20. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.: 2006
  21. Мишуринская Е.В. Методика изучения социализированное™ воспитанника// Работа соц. Педагога в школе и микрорайоне.- 2010. - №2.-С. 112-113
  22. Немов Р.С. Возрастные особенности детей: (Вопросы теории). - М.: психология, 2005
  23. Невирко Д.Д. Методические основы изучения социализации личности на основе принципа минимального универсума // Личность, творчество и современность. 2008 . Вып. 3. - С. 3-11.
  24. Пахомов В.Н. Проект "гражданин"- способ социализации подростков // Народное образование. 2009. №7. с. 163.
  25. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб., 2005.
  26. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2006.
  27. Титова Г.П. Современный справочник необходимых знаний. - М.: Славянский дом книги, 2008
  28. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 2005
  29. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. - СПб 2008г. -
  30. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 2009. - №6. - С.54-58.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*