Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Индивидуализированное профильное обучение в школе III ступени

19.01.2012 1846 8057
Млынковская Инна Леонидовна
Млынковская Инна Леонидовна, Заместитель директора по УВР

Андронова Ольга Владимировна
Андронова Ольга Владимировна, Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

I. Характеристики проекта

 

Название проекта

Проект «Индивидуализированное профильное обучение в школе III ступени»

Организация-исполнитель

 

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,  город Ноябрьск, микрорайон Вынгапуровский,

 ул. Ленина, 29

Руководитель проекта

Андронова Ольга Владимировна,

заместитель директора школы по УВР

Млынковская Инна Леонидовна,

заместитель директора школы по УВР

Сроки выполнения

2011-2013 гг.

 

II. Значимость проекта

 

Моделирование  проекта «Индивидуализированное профильное обучения в школе III ступени» обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе. Проект разработан в рамках Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в котором говорится о необходимости «обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

 

Стратегия  проекта определена в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и разрабатывалась на основе Федеральных образовательных стандартов и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Кроме этого, при проектировании использованы рекомендации Министерства образования РФ по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся от 20.04.2004  № 14-51-102/13.

 

На современном этапе Россия стала на путь внедрения инновационных технологий во всех сферах общественной жизни. Общество предъявляет все больше требований к современной молодежи в плане образования. Перспективным направлением модернизации российского образования является профилизация старшей школы. Основная педагогическая идея профильного обучения заключается в том, чтобы придать системе образования индивидуализированный, личностный характер, а саму систему сделать более эффективной и качественной.

 

Особенно сложно осуществляется профилизация школы в случае оторванности учебного заведения от центра, от города, где возможно создание сети разных профильных классов в разных школах и существуют необходимые для этого условия. Полагаем, что следует видоизменить конфигурацию нашего образовательного учреждения.  Следует подумать о возможном создании многопрофильной ступени в отдельно стоящем образовательном учреждении. Поэтому мы предлагаем создать многопрофильную школу на третьей ступени обучения, школу интеллектуальных современных технологий, построенную по принципам доступности и массовости образования, решающую следующие проблемы:

  1. Недостаточный уровень качества образования, необходимого для обеспечения социальной успешности выпускников, их готовности к саморазвитию и самосовершенствованию
  2. Тенденция к понижению количества учащихся (за последние три года общее количество обучающихся снизилось в школе III ступени с 163 в 2008 до 138 в 2011 году). Наличие в школе  не более 3х классов в параллели 10х.
  3. Учебный план школы не в полном объеме реализует принцип вариативности содержания, направленного на удовлетворение различных образовательных потребностей.
  4. Классно-урочная система не соответствует задачам формирования академической мобильности, принципам индивидуализации и деятельностного подхода, процессам социализации молодого поколения.
  5. Репродуктивные методы обучения не решают задачу формирования базовых (ключевых), не предметных компетентностей – коммуникативных, информационных, социальных, которые в дальнейшем будут способствовать успешной социализации выпускников школы.
  6. Отсутствие технологических профилей в школах, отсутствие выхода на производство не позволяет формировать перспективный профессиональный выбор обучающихся, не способствует оформлению социальных амбиций, идентификации личности. 

Таким образом, перед нами встает проблема: существующие организационно - педагогические условия и содержание образования не соответствуют ведущей деятельности юношеского периода жизни человека - самоопределению и  связанное с ним проектирование и планирование своей индивидуальной траектории.

 

III. Цель и задачи проекта

 

Цель проекта: Создание многопрофильной школы третьей ступени, реализующей профильную общеобразовательную программу, основной содержательной единицей которой является индивидуальный учебный план, позволяющей сформировать индивидуальную образовательную активность учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных (жизненных) перспектив.

 

Объект исследования:  образовательный процесс в многопрофильной школе  по индивидуальным учебным планам.

 

Предмет исследования: организация образовательного процесса по ИУП.

 

Гипотеза исследования: получение прогнозируемых результатов (индивидуальная образовательная активность учащегося, становление его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных и жизненных перспектив)  будет достигнуто при условии  организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов, создание образовательного пространства на основе деятельностного подхода.

 

Задачи проекта:

1. Создать возможность обучающимся выбирать из нескольких профилей обучения.

2. Создать инфраструктуру образовательного учреждения, соответствующую задачам и возрастным особенностям старших школьников.  

3. Внедрить поточно-групповую систему занятий вместо классно-урочной.

4. Апробировать структуру и содержание  учебного плана в рамках новой организационной единицы в системе образования, способной заменить классно-урочную систему.

5. Освоить стартовые формы университетского образования (лекции, семинары, модульные формы, зачётные системы, тренинги).

6. Организовать дистанционное взаимодействие школы с другими ресурсными центрами образования: вузами, музеями, библиотеками.

7. Разработать систему оценки достижения планируемых результатов   индивидуального учебного плана (учебные и внеучебные достижения «Портфолио»).

 

IV. Управление проектом

 

4.1 Управление проектом (схема)

 

 

V. Этапы реализации проекта

 

5.1 Аналитический этап (2010-2011)

- изучение мнения родителей учащихся 9х классов о реализации профильного обучения на старшей ступени;

- выявление основных проблем по организации профильного обучения;

- изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических источников по проблемам организации профильного обучения, организационно-педагогических условий построения индивидуальных учебных планов обучающихся в школе III ступени

 

5.2 Проектный этап (2010-2011)

- организация рабочей группы по разработке модели многопрофильной школы третьей ступени;

- формирование пакета нормативных документов по организации обучения на основе индивидуальных учебных планов;

- подбор и курсовая подготовка руководящих и педагогических кадров;

- проведение серии стратегических семинаров и деловых игр по освоению новых технологий (дебаты, деловые и организационно - деятельностные игры, тьюторство);

- заключение договоров с другими учреждениями с целью ресурсного обеспечения образовательного процесса школы;

- создание инфраструктуры школы третьей ступени, материально-технической базы для реализации профилей;

- осуществление приема в школу;

- разработка механизма составления расписания на основе индивидуальных учебных планов.

 

5.3 Практический этап (2011-2013)

- организация деятельности по адаптации обучающихся;

- построение индивидуальных учебных планов;

- создание рабочих программ;

- организация образовательного процесса на основе индивидуальных уч6ебных планов;

- создание и внедрение системы мониторинга образовательных результатов;

- открытие трех профилей на базе 10а и 10б классов;

- разработка и внедрение формы оценки успешности «портфолио», «зачетная книжка».

 

5.4 Рефлексивно-диагностический этап (2013)

- анализ результатов проекта;

- внутренняя и внешняя экспертиза;

- корректировка проекта;

- разработка новых профилей.

 

5.5 Обобщающий этап (2013)

- предъявление результатов проекта;

- обобщение и предъявление опыта.

 

VI. Содержание и механизмы реализации проекта

 

6.1. Организационно-методические условия обучения учеников

Образовательный процесс в школе третьей ступени осуществляется в соответствии с поставленными целями и задачами. Учебный план формируется на основе примерного Федерального базисного учебного плана. Построение профилей ориентируется на запросы обучающихся.

 

Профилилизация осуществляется на основе государственного стандарта путем формирования индивидуального учебного плана для отдельных групп учащихся.  Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана.Каждый профиль состоит из набора базовых предметов, профильных предметов, элективных курсов, проектов, исследовательской деятельности, тренингов.

 

Базовые общеобразовательные предметы определены для каждого профиля и являются обязательными для всех учащихся данного класса.

 

Профильные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

 

Элективные учебные предметы – предметы по выбору учащихся. Каждый учащийся может их выбрать по своему усмотрению. Элективные учебные предметы могут быть одного из двух видов:

- «надстройка» – дополнение содержания профильного курса;

- для удовлетворения познавательных интересов отдельных школьников и обеспечивающие межпредметные связи.

 

Рабочие программы по предметам, составленные учителями школы на основе Государственного образовательного стандарта, примерных программ (Базовый уровень. Профильный уровень.) и авторских программ, утверждены Методическим советом.

 

Контроль за соответствием общего количества часов на изучение предмета требованиям профильного уровня обучения возлагается на зам. директора по УВР, курирующего профильное обучение.

 

Образовательный процесс в профильных классах предусматривает различные формы и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, ее творческих способностей, самостоятельности в работе и профессиональное самоопределение. Учебная и внеучебная деятельность осуществляется через школьные научные общества учащихся, организационно-учебные элементы и формы высшего образования, научные сессии, практико-ориентированные курсы.

 

Инфраструктуру школы отличает наличие лабораторий, мастерских, конференц-зала и дискуссионного зала.

 

В своей деятельности школа использует технологии, где субъектом деятельности является сам учащийся – проекты, обучение в сотрудничестве, мозговой штурм, портфолио.

 

Таким образом, отличительными характеристиками организации образовательного процесса в школе 3 ступени при внутришкольной многопрофильной модели являются:

- три профиля на базе двух десятых классов (физико-математический, химико-биологический и гуманитарный);

- индивидуальный учебный план;

- элементы вузовских организационных форм работы;

- деятельностные технологии.

 

6.2. Индивидуальный учебный план

Профильное обучения в школе 3 ступени предполагает, что учащиеся смогут выбирать один из трех рекомендуемых профилей и выстраивать свой собственный индивидуальный учебный план. Индивидуальным при этом считается план обучения каждой профильной группы, состоящей из учащихся 2х классов, включающий совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения из рабочего учебного плана образовательного учреждения. В школе третьей ступени мы предлагаем каждому ученику ИУП. Обучающиеся смогут самостоятельно определить интересующий его набор элективный учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционные сочетания. Эти планы будут различными по содержанию.

 

- Построение обучения на основе ИУП меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, составления школьного расписания занятий. Сначала определяется общий набор учебных предметов и курсов общеобразовательного и профильного уровня, затем учащимся предлагается сделать выбор, на основе которого формируется ИУП. Перед осуществлением выбора с каждым ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа, подготовив к процедуре выбора.

- При выборе школьникам известно, что им нужно будет обязательно указать в перечне избираемых предметов дисциплины, обязательные для изучения, не менее 2 профильных и 7-9 элективных учебных предметов, поддерживающих изучение дисциплин на базовом или профильном уровне. Изменить ИУП можно после окончания четверти, с условием выполнения учеником зачетной работы на положительную оценку по всем курсам.

- Классно-урочная система частично заменяется предметно-поточной. В классных журналах  ведутся записи предметов, изучаемых на базовом уровне, в общем журнале для 10а и 10б классов ведутся записи профильных предметов, в отдельном журнале ведутся записи по элективным учебным предметам для 10а, 10б и 10в классов.

- Реализация ИУП происходит через расписание учебных занятий. Поэтому работа над ним начинается с анализа учебного плана для параллели будущих десятиклассников, проектирования и расчета часов, которые необходимы для  осуществления спроектированного. Один из важных и обязательных этапов – определение соответствия запланированных часов нормативному финансированию.

- Обязательная максимальная учебная нагрузка каждого учащегося 10-х классов выдержана по перечню предметов и объему часов и должна составлять 37 учебных часов в неделю.

 

6.3. Технологии

- В образовательном процессе школы 3 ступени будут использоваться  следующие технологии:

1. Проектная технология – самостоятельное формулирование учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, выводы и анализ. общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.

2. Деловые и организационно-деятельный игры – объединение в малые группы, наличие общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.

3. Мозговой штурм – поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы.

4. Портфолио – фиксированное, накопление и система оценивания, самооценивания и оценивания с помощью различных экспертов индивидуальных достижений.

 

Такие технологии позволяют ставить проблему, формулировать задачи, проводить самооценку, самостоятельно создавать продукт, вести поисковую работу с информационными источниками.

 

Такие технологии обеспечат:

- индивидуализацию образовательного процесса;

- преемственность образовательных программ;

- формирование базовых компетенций: предметных, учебных, социальных;

- мотивацию на продолжения обучения;

- переход к самообразованию.

 

6.4 План перехода на профильное обучение

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно-управленческое обеспечение

- разработка модели профильного обучения;

- разработка модели организационной структуры управления системой профильного обучения;

- коррекция работы научно-методического совета как органа, обеспечивающего научно-методическое сопровождение системы профильного обучения;

- коррекция содержания деятельности психологической и социально-педагогической служб в соответствии с целями и задачами профильного обучения;

2010-11

 

 

 

 

Инициативная группа

Заместители директора по УВР

 

 

 

 

Информационное обеспечение

- создание буклетов в редакции школьной газеты по освещению вопросов реорганизации школы;

- проведение тренинга для старшеклассников

- проведение презентации профилей на выставке в библиотеке.

- создание и пополнение информационной базы по содержанию и всем направлениям профильного обучения в школе;

- использование INTERNET для обеспечения оперативного обновления информации по содержанию и организации профильного обучения;

- создание системы обмена информации между участниками образовательного процесса;

- ежегодное определение номенклатуры возможных профилей, к реализации которых готова школа на соответствующий текущий учебный год в соответствии с запросами учащихся;

- организация системы информирования социума обо всех текущих (актуальных) изменениях в содержании и организации профильного обучения;

- подготовка информационного сборника материалов по организации профильного обучения в школе.

2010-11

 

 

 

Редакция школьной газеты

Педагог-психолог школы

Зав. библиотекой

Заместители директора по УВР

Инициативная группа

 

 

 

 

 

Нормативно-правовое обеспечение

- разработка Устава школы;

- разработка новых правил трудового распорядка, режима работы школы;

- разработка основных положений функционирования школы;

- согласование нормативно-правовой базы школы с Департаментом образования;

- заключение договоров с депутатами и градообразующим предприятием на частичное финансирование системы профильного обучения ;

- заключение договоров с образовательными учреждениями по проведению спецкурсов для старшеклассников;

- издание приказов и распоряжений по введению профильного обучения;

- создание и текущее обновление банка нормативно-правовой документации по профильному обучению;

- подготовка пакета нормативно-правовой документации, обеспечивающей организацию профильного обучения в школе и единых требований по различным направлениям УВП (Положение о профильном обучении, Положение о профильных классах, Положение о Совете по профильному обучению и др.);

- разработка вариативного Учебного плана школы с учетом изменяющихся (во времени) образовательных потребностей учащихся;

- разработка годовых рабочих учебных планов школы;

- работа по коррекции и текущему обновлению нормативно-правовых документов школы в соответствии с реальными возможностями и потребностями образовательного процесса - по мере изменения содержания целей и задач деятельности;

- разработка Положения о системе стимулирования участия педагогов школы в процессе введения и организации  профильного обучения.

2010-2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместители директора по УВР

 

Научно-методическое обеспечение

- обновление школьной концепции с учетом введения системы профильного обучения;

- коррекция  учебных программ и планов, внесение изменений в учебные программы;

- разработка форм аналитической документации по отражению процесса введения и организации профильного обучения;

 - выявление и обобщение эффективного опыта реализации профильного обучения;

- разработка образовательной программы школы в соответствии с требованиями профильного обучения;

- реализация образовательной программы школы в системе профильного обучения;

- освоение в образовательном процессе инновационных технологий, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся;

- разработка и реализация диагностических и контрольно-измерительных материалов для мониторинга реализации программ профильного обучения.

- выявление и апробация диагностических методик определения уровня и качества влияний воспитательной системы на участников системы профильного обучения;

- разработка и введение механизма школьной модели портфолио для  старшей школы.

2011-2012

Заместители директора по УВР

Кадровое обеспечение

- подбор кадрового состава для многопрофильной школы;

- создание комиссии по выявлению профессионального соответствия кадрового состава школы для работы в условиях многопрофильной школы;

- согласование кадрового состава с методическим отделом Департамента образования;

- изучение и освоение педагогическим коллективом нормативно-правовых и научно-методических материалов по  организации профильного обучения;

- реализация перспективного плана курсовой подготовки и переподготовки педагогов школы;

- проведение установочных семинаров и методических (производственных) совещаний для педагогов:

- организация консультаций для педагогов школы по проблемам профильного обучения;

- оказание практической помощи педагогам школы в реализации профессионального потенциала.

2010-2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор школы

Заместители директора по УВР

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

- экспертиза технического оборудования кабинетов физики, химии, информатики и школьных мастерских на предмет соответствия профильному обучению;

- инвентаризация материально-технических средств  школы с целью определения потребностей для реализации программ профильного обучения;

- инвентаризация библиотечного фонда школы (в том числе учебных пособий, научно-методической литературы для педагогов, научно-популярной  литературы для учащихся), мультимедийного фонда с целью выявления потребностей для качественной реализации программ профильного обучения в целом и элективных курсов в частности;

- оформление заявок на необходимые материально-технические средства и обновление библиотечного фонда в соответствии с требованиями содержания профильного обучения;

- реализация заявок на обновление материально-технической базы и обновление библиотечного фонда школы;

- развитие кабинетов информационных технологий;

- оформление и систематическое обновление серии стендов по профильному обучению и профориентации.

2010-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместители директора по УВР

 

Зав.библиотекой

 

Зам.директора по АХЧ

 

 

Финансовое обеспечение системы профильного обучения

- разработка, согласование и утверждение смет расходов на профильное обучение в ДО города

2010-12

 

 

Директор школы

 

 

 

VII. Ожидаемые результаты проекта

 

1) создана многопрофильна школа третьей ступени;

2) разработана и реализуется образовательная программа школы с учетом профильного обучения на третьей ступени;

3) апробированы программы профилей; 

4) апробирована технология организации образовательного процесса на основе   индивидуальных учебных планов групп обучающихся;

5) создана система оценки достижений планируемых результатов освоения   индивидуальных учебных планов (учебные и внеучебные достижения «Портфолио», зачетная книжка);

6) педагоги и специалисты других сфер овладели технологиями, актуальными для школы третьей ступени.

7) выпускники:

- освоили на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;

- освоили содержание выбранного профиля обучения на уровне, обеспечивающем поступление и дальнейшее успешное обучение;

- умеют быстро "встраиваться" в систему социально-экономических отношений;

- владеют культурой интеллектуальной деятельности;

- обладают индивидуальной образовательной активностью;  

- умеют осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

 

VIII. Финансовое обоснование проекта

 

Ресурсное обеспечение модели профильного обучения обучающихся осуществляется в рамках нормативного финансирования.

 

IX. Список литературы

  1. Юношеское образование [текст] материалы к построению юношеского образования / А. А Попов; Открытый корпоративный институт/  М, 2009 – 61 стр.
  2. Педагогика самоопределения: сфера поиска [текст] / Н. Рыбалкина М, 2009 – 100 стр.
  3. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Авт.-сост. Л.П. Ашихмина, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина Немова Н. В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «Образовательные информационные карты» // Директор школы. – 2005. - №6. – С.57-63.
  4. Петренко А. Предпрофильная подготовка в основной школе: управление процессом введения // Управление школой. – 2005. - №20. – С.6-12.
  5. Серебренников Л. Содержание предпрофильной подготовки школьников // Народное образование. – 2005. - №7. – С.127-132.
  6. О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума РАО от 28 октября 2003 года №15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»: Приказ Минобразования России и РАО от 5 декабря 2003г. №4509/49 // Вестник образования. – 2004. - №6. – С.23-24.
  7. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год: Письмо Минобразования России от 20.08.03 № 03-157ин/13-03 // Вестник образования. – 2003. - №20. – С. 36- 46.
  8. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02г. № 2783 // Официальные документы в образовании. – 2002. - №27. – С. 12-34.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [текст]
  10. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана (ИУП) обучающихся. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Р.Ф от 20.04.2004 г. №14-51-1-2/13 [текст]



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*