Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Историко – правовой клуб как эффективная форма работы по формированию правовой компетенции у студентов педагогического колледжа

19.11.2015 201 256
Лущенко Татьяна Альбертовна
Лущенко Татьяна Альбертовна, заместитель директора по ВР и социальным вопросам

Бунакова Анастасия
Бунакова Анастасия, студентка 3 курса

Мезенский педагогический колледж

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

Выпускники педагогического колледжа в настоящее время должны быть не только законопослушными гражданами и  ориентироваться в правовом поле, но и  формировать  уважение к законам у подрастающего поколения.

Безусловно, что составной частью профессиональной подготовки педагога является его правовая компетентность.

Правовая компетентность предполагает:

  • знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;
  • умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
  • способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учётом состязательности юридических процедур;
  • определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;
  • умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
  • готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Педагогическими условиями формирования правовой компетентности являются:

  • актуализация правовой информации субъектами образовательного процесса и её включение в содержание учебных дисциплин;
  • инициирование социально-правовой деятельности обучающихся;
  • активизация внеучебной деятельности обучающихся и усиление её правовой направленности.

В целях формирования правосознания и правовой культуры студентов и профилактики правонарушений, в колледже разработаны и реализуются  программа правового воспитания студентов, социальный проект «Правовое самосознание и правовая компетентность как залог успешного будущего», действует  студенческий историко-правовой клуб.

Студенческий историко-правовой клуб осуществляет свою работу через организацию и проведение лекций, семинаров, конференций, юридических консультаций, тренингов, деловых игр, встреч с сотрудниками правоохранительных органов.

Основной целью деятельности Клуба является формирование правовой культуры студентов, что означает правовую образованность личности, подчиняющей своё поведение требованиям юридических норм, обладающей умениями и навыками пользоваться правом.

Задачами деятельности Клуба знатоков права являются: правовое обучение студентов, их знакомство с нормами права, правами и обязанностями; формирование правосознания и правового кругозора будущих педагогов; формирование умения у студентов грамотно использовать нормативно-правовые документы на практике, понимать законы и подзаконные акты, ориентироваться во всём многообразии правовых документов, обеспечивать соблюдение законодательства; распространение правовых знаний среди студентов колледжа;

профилактика правонарушений среди студентов; формирование у студентов ответственного отношения к своим поступкам и деяниям, их соответствие правомерному поведению; создание условий для самореализации студентов, их творческой активности.

В рамках Клуба работают четыре секции, которые созданы по определённым видам деятельности:

информационно-техническая: по сбору информации, подготовки материалов к лекциям,  семинарам, научно-практическим конференциям и т.д.;

пропагандистская (лекторская группа): по правовому просвещению студентов (чтение лекций, проведение бесед, викторин, конкурсов и т.д.);

оформительская: по созданию наглядно-агитационных материалов (плакатов, мультимедийных презентаций, видеороликов, фотогазет, информационных листов «Консультация юриста» и т.д.);

по связям с общественностью.

Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями; когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания. И если человек до тридцати лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении; которого требует от него общество.  

Только реальное включение студентов в обсуждение и решение социально-правовых проблем способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления.

Тематика заседаний Клуба включает в себя изучение Конституции РФ, знакомство с законодательством Российской Федерации, основами отраслей российского права, профилактику правонарушений: «Основной закон государства», «Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: обзор основных изменений и новации», «Экстремизм как угроза национальной безопасности России. Правовые основы противодействия экстремизму», «Деформация правового сознания: причины, проявления и последствия», «Юридическая ответственность несовершеннолетних», «Вопросы допуска и законодательных ограничений на занятие педагогической и иной деятельностью в сфере образования», «Преступления против собственности» и другие злободневные темы.

Членами историко-правового клуба в учебных группах  проводятся юридические консультации: «Студенческая стипендия», «О комендантском часе для подростков», «Право на занятие педагогической деятельностью», «Основные положения ФЗ «Об хране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», «Ответственность за курение в общественных местах», «Если вы стали свидетелем преступления», «Правовая защита населения от наркомании». Членами Клуба были созданы оригинальные презентации по различным темам.

Регулярно проводятся встречи с сотрудниками правоохранительных органов: следственного управления Следственного комитета РФ по Орловской области,  отдела по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, Центра по противодействию экстремизму УМВД по Орловской области, отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Орловскому району, отделения по пропаганде ОГИБДД по г. Орлу и др.

Полезной и познавательной стала встреча студентов с сотрудниками УМВД по Орловской области, которые рассказали о спектре государственных услуг, оказываемых гражданам в электронном виде, о возможностях и назначении мобильного приложения МВД России.

Организованная начальником культурного центра УМВД  по Орловской области встреча расширила представление студентов о темах для общения с правоохранительными органами.  В её программе были  лекция о Великой Отечественной войне, выставка оружия, которую привезли сотрудники ОМОНа, концертные номера, исполненные сотрудниками полиции.

В рамках Клуба создана лекторская группа, члены которой проводят лектории для студентов колледжа по правовым вопросам.

Тематика правового лектория охватывает актуальные проблемы: «Юридическая ответственность за правонарушения, связанные с наркоманией», «Правовая защита несовершеннолетних», «Экологическое право», «Права и обязанности субъектов образовательного процесса», «Правовые основы противодействия экстремизму» и др.

В выступлении помощника прокурора Орловского района на открытом заседании студенческого историко – правового клуба прозвучала высокая оценка профилактической работы, проводимой органами студенческого самоуправления колледжа и, в частности, правового клуба.

Юридическое просвещение студентов осуществляется также через рубрику «Мы и право» в студенческой газете «ФИЛИН». Свою просветительскую роль играют и тематические стенгазеты по правовой тематике.

В октябре этого года состоялось тематическое заседание историко-правового клуба по теме: «Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России в современных условиях».

Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на 70–ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой образованию этой важнейшей международной организации стало основой для обсуждения данной темы.

В ходе дискуссии члены студенческого клуба отметили, что в последнее время представители отдельных стран слишком вольно обходятся с принципами международного права, что отрицательно сказывается на международной обстановке, студенты подчеркнули, что положение сейчас более тяжёлое, чем в годы «холодной войны», что идёт открытая экономическая и информационная война против России.

Однако  стало очевидно,  что без участия нашей страны невозможно решать проблемы планетарного масштаба.

В ходе диспута нашли своё отражение и угроза исламистского терроризма, и возможность проникновения исламистов в Европу и  сопредельные с Россией страны, и гуманитарная катастрофа в Сирии.

Члены клуба выразили своё одобрение позиции Президента РФ, которая нашла отражение в его выступлении на Генеральной Ассамблее ООН.

Обсуждение было предметным и эмоционально насыщенным.

В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, провозгласившей своей задачей построение правового государства в ст. 1 Конституции Российской Федерации. 

Деятельность студентов в рамках историко – правового клуба позволяет понять, что цель нашего профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», М., Проспект, 2013г.
  2. Лущенко Т.А., Иванова Г.А. Правовое самосознание и правовая компетентность как залог успешного будущего  (из опыта работы БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж») сайт «Информио»,2014г.
  3. Лущенко Т.А., Иванова Г.А. Повышение уровня компетентности молодёжи в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов – важнейшая задача гражданско-патриотического воспитания. сайт «Информио»,2015г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*