Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа на уроках биологии в техникуме

18.11.2015 340 451
Розенштейн Виктория Вячеславовна
Розенштейн Виктория Вячеславовна, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Целью обучения в училище является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование студента, формирование у него научной картины мира.

Одна из задач училища  в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.

Для меня, как и для многих преподавателей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее обучать студентов? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача преподавателя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности студентов на уроке.

В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности обучающихся.

Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость ее развития в училище. Самостоятельность проявляется при усвоении обучающимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ.

Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления и воспитания положительных сторон психики обучающихся.

Что же такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность обучающихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями (авт. Бруновт Е. П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др.).

Самостоятельная работа на уроках биологии

В течение нескольких лет я работаю над методической темой по самообразованию «Самостоятельная работа на уроках биологии». Соответственно важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;

- в парах;

- групповой.

Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

- проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);

- работа с учебной литературой и наглядностью;

- использование рабочих тетрадей;

- работа со средствами ИКТ и др.

Проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы.

Очень важно как можно раньше использовать возможности каждого курса биологии для формирования у обучающихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков обучаю выполнять опыт в определенной последовательности. С этой целью предлагаю им такой план:

1.Цель опыта (что хотим выяснить?)

2.Ход опыта (что для этого делаем?)

3.Результаты опыта (что получили?)

4.Выводы (что выяснили?)

Такой план помогает приучить обучающихся к определенной логической последовательности проведения эксперимента. Поясняя студентам план работы, говорю, что они должны пользоваться им при выполнении всех последующих работ экспериментального характера. Чтобы научить обучающихся мыслить согласно предложенной планом логике, привлекаю их к активному участию в обсуждении эксперимента.

Поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут наиболее сильные обучающиеся, но при систематическом упражнении это становится посильным для всех.

На первых этапах, когда обучающиеся не располагают необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладку опытов осуществляю я сама. Познавательная деятельность обучающихся при этом носит репродуктивно-поисковый характер и направляется на выявление и сущности опыта, формирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения обучающимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень самостоятельности. Некоторые опыты предлагаю студентам провести дома – работа будет иметь исследовательский характер.

Биологический эксперимент неразрывно связан с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность студентов при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий обучающимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.

Одна из целей изучения биологии обучающимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебной книгой занимает большое место у меня в учебном процессе. Для обучающихся  овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к биологии.

При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:

- самостоятельная работа с ориентировочным аппаратом учебника;

- постановка вопросов к тексту;

- ответы на вопросы текста, раздела;

- поиск объяснений явлений;

- составление плана (простого, развернутого);

- пересказ по плану;

- составление тезисов, синквейнов;

- работа с иллюстрациями учебника;

- работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий;

- работа по плану.

Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически, на всех этапах:

- для нахождения и выделения основных понятий, определений;

- при описании опытов, справочных данных;

- для закрепления знаний и формирования умений;

- для подготовки к выполнению домашнего задания.

Работу с учебником провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц (настенных). При работе с учебником иногда (при изучении нового материала) использую карточки-задания для самостоятельной работы.

Использование рабочих тетрадей

Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по биологии на печатной основе. В которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления и для выполнения домашних заданий. Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы: инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. Органической частью тетрадей (как и учебников) являются рисунки, по которым учащиеся так же работают: они распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам.

Самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний.

В последнее время, когда большое внимание уделяется повышению качества знаний, возросла роль обобщающих уроков. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у обучающихся различных умений, например, умение ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты. То есть на этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю). На этих уроках использую и письменные проверочные работы, в которых использую разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.

Экскурсии

Важной формой организации обучения биологии, которую использую в своей работе, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание обучающихся к природным явлениям. На экскурсиях обучающиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.

Одним из этапов проведения экскурсии является самостоятельная работа (чаще всего групповая) по карточкам-заданиям, а основным методом получения новых знаний – наблюдение. Живое общение с природой стимулирует интерес студентов, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного.

Домашние задания

Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. Обучающимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов обучающихся

Летние задания

Еще большую самостоятельность ученики могут проявить при выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. Например:

- изучить стадии развития злаков;

- выявить влияние густоты посева на урожай;

- собрать сорные растения для гербария;

- собрать листья простые и сложные (по10 экз. для лабораторной работы);

- собрать растения одного из семейств (4 – 5 представителей);

- стихи или сочинения о природе;

- акварельные зарисовки цветов, опыляющиеся разными способами.

- наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого червя и т.д.) и др. А также предъявляю требования к их выполнению. Например:

- научиться грамотно вести себя в природе; не собирать гербарии растений и коллекции животных, взятых под охрану;

- подумать о возможностях использовать результаты летней работы на

уроках;

- позаботиться об оформлении работы, так как лучшие отчеты пополнят коллекцию кабинета биологии.

Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля.

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого даю студентам возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использую взаимоконтроль.

Заключение

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у обучающихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др. 

Список использованной литературы

1.Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 2010.

2.Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 2013.

3.Петрищева Г. С. Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию/ Педагог, - 2010. - № 4.Самостоятельные работы по биологии: Пособие для учителя/ Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. – М.: Просвещение, 2013.

5.Травникова В. В. Биологические экскурсии. Санкт-Петербург: Паритет, 2012. 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*