Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов как эффективная форма обучения на уроках химии

18.11.2015 331 451
Сазонова Татьяна Игоревна
Сазонова Татьяна Игоревна, преподаватель

Самойлова Оксана Петровна
Самойлова Оксана Петровна, Преподаватель

Политехнический колледж (г. Магнитогорск)

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

К сожалению, большинство студентов не вполне владеют приемами самостоятельной работы, и обучение их этому позволит осуществить основную функцию профессионального образования – подготовку квалификационных кадров, обладающих не только соответствующими знаниями, но и способных творчески применять эти знания в своей повседневной практической деятельности. Однако эта задача порой оказывается не под силу современному педагогу потому, что до сих пор в теории и практике обучения не решена проблема разумной организации самостоятельных работ студентов. И это, конечно, создает большие трудности на пути привития студентам любви и способностей к творческой деятельности, формирования у них мыслительных навыков, потребности в знаниях и в самом познании. Бессистемность самостоятельных работ, безотносительность их к уровню умственного развития студентов и характеру их деятельности часто порождают у них внутреннее безразличие к самому процессу самостоятельной работы. Это приводит к тому, что продуктивная внутренняя мыслительная деятельность зачастую подменяется чисто внешней активностью. Студенты выполняют огромное количество всевозможных заданий, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят, так как их мышление в таких случаях протекает в русле готовых схем и затверженных операций. Не подлежит сомнению, что указанные выше недостатки связаны прежде всего с разноречивостью толкования понятий воспроизводящей и творческой деятельности ученика, слабостью научной разработки теории самостоятельных работ.

Понятие «самостоятельная работа» в  педагогике  определяется по-разному.

Большинство современных исследователей представляют самостоятельную работу как метод обучения (Н.В.Кузьмина, А.В.Усова). Другие авторы (Б.П.Есипов, Н.К.Дайри, А.С.Лында, Т.А.Шамова) – как форму организации деятельности учащихся, как вид познавательной деятельности ученика (М.Н.Кашин, Н.А.Кочетков, О.А.Нильсон, П.И.Пидкасистый). В ряде исследований (И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин) самостоятельная работа рассматривается как средство обучения, с помощью которого учитель вовлекает студентов в познавательную практическую деятельность, целенаправленно организует и управляет этой деятельностью с учетом индивидуальных и возрастных особенностей студентов.

Виды самостоятельной работы студентов в обучении исследователи выделяют по разным основаниям. Это обуславливает появление разных ее классификаций. Б.П.Есипов [2] предлагает классификацию самостоятельных работ, согласно которой самостоятельная работа может решать разнообразные дидактические задачи. По дидактической цели Б.П.Есипов выделяет:

  1. Самостоятельные работы, применяемые с целью получения новых знаний:

а) предварительные:

б) выполняемые во время слушания объяснений учителя.

  1. Самостоятельная работа над материалом учебника.
  2. Самостоятельное приобретение обучающимися нового знания без предварительного его изложения учителем.
  3. Самостоятельная работа обучающихся на основе приобретенных знаний.
  4. Самостоятельная работа в целях повторения и проверки знаний, умений, навыков обучающихся.

Существуют следующие формы организации самостоятельной работы.

  1. Фронтальная самостоятельная работа.

Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся состоят в следующем:

1) все обучающиеся выполняют общее для всех задание (задания);

2)  учитель дает общий инструктаж к выполнению задания;

3) используются общие приемы организации и руководства действиями обучающихся [1].

Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих обучающихся к сотрудничеству.

  1. Индивидуальная самостоятельная работа.

Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество обучающихся [3]. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества педагога и обучающихся. Предложим задания, которые учащиеся могут выполнять индивидуально:

1) Небольшие по объему работы, которые педагог предлагает отдельным обучающимся или группам (2-4 человека). Задания выполняются в то время, когда в классе проводится фронтальная работа. Проверяются они здесь же или после урока.

2) Каждый обучающийся заранее оформляет по карточке задание, которое приносит на урок. Группе, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не преподавателем, а самими обучающимися. Проверяют и корректируют выполненную работу и обучающиеся, и преподаватели. Это - интересный прием сотрудничества ребят и педагога.

3) Выполнение текущих индивидуальных домашних заданий, предложенных педагогом, но выбираемых обучающимися на альтернативной основе.

4) Подготовка к уроку опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщений, докладов, опытов. На уроках для них выделяется 5-10 минут в процессе изучения нового материала.

5) Подготовка и проведение обучающимися отдельных уроков.

6) Длительная индивидуальная работа творческого характера, выполняемая теми обучающимися, у которых сформировался познавательный или профессиональный интерес в процессе того или иного предмета.

7) Внеучебная работа, связанная с самообразовательной деятельностью обучающихся, направленной на удовлетворение их интересов и познавательной потребности.

Ценность индивидуальной самостоятельной работы состоит в том, что возрастает роль самого обучающегося в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения. Индивидуальные задания требуют от обучающихся высокого уровня самостоятельности.

  1. Групповая самостоятельная работа.

Работа в группе – это возможность общения, дефицит которого наблюдается и в школе, и в семье.

Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества обучающихся – работа в парах постоянного состава. Такими парами постоянного состава являются два обучающихся, сидящие за одной партой. Поэтому взаимодействие налаживается без особых организационных затруднений и затрат времени. Установлено, что более эффективной парная работа является там, где сотрудничают обучающиеся разной успеваемости, где роли партнеров постоянно меняются.

Организация сотрудничества обучающихся в звеньях-группах, включающих 4-6 человек, более сложна. Она требует, прежде всего, формирования групп. В качестве оснований дифференциации педагоги выдвигают разные показатели: уровень знаний, общие способности, интерес к учению, уровень умений.

На основе нескольких классификаций была составлена таблица видов самостоятельной работы на уроках химии.

Таблица 1 – Виды самостоятельных работ на уроках химии

Виды самостоятельной работы

Цели

Источники и средства самостоятельнойдеятельности

Характер деятельности студентов

1.Работа с книгой

- усвоение новых знаний;

- закрепление знаний;

- развитие мышления, речевой деятельности;

- воспитание познавательных интересов.

- учебники;

- справочники;

- научно-популярная литература

-репродуктивный;

- поисковый;

- творческий

2.Упражнения

- закрепление знаний;

- применение знаний;

- развитие умений и навыков;

- воспитание воли, настойчивости, трудолюбия;

- воспитание самоконтроля

- учебники;

- пособия:

- сборники упражнений;

- дидактические материалы;

- программированные материалы;

- технические средства

- репродуктивный;

- поисковый

3.Заполнение таблиц

- обобщение и систематизация знаний;

- развитие логических умений;

- сравнение;

- выделение главного;

- доказательство

- учебники;

- пособия;

- справочники;

- изложение учителя;

- рабочие тетради

- репродуктивный;

- поисковый

4.Решение задач

- применение знаний;

- формирование предметных умений и навыков;

- развитие логического мышления;

- формирование навыков самоконтроля;

-воспитание воли, настойчивости, трудолюбия

- учебники;

- сборники задач;

- карточки;

- программированные материалы;

- практический опыт

репродуктивный;

поисковый;

- творческий

5.Доклады, сообщения, рефераты

- получение новых знаний;

- формирование умений и навыков публичных выступлений;

развитие самостоятельности учащихся

- научно-популярная литература

- радио- и телепередачи;

- опыты;

- наблюдения

- поисковый;

- творческий

6.Лабораторные опыты

-применение теоретических знаний;

- формирование практических умений;

- воспитание коллективизма

-материалы;

- вещества;

- приборы;

- посуда;

- приспособления;

- инструкции

- поисковый;

- творческий

7.Самостоятельные работы на основе наблюдений

- приобретение новых знаний;

- закрепление знаний;

- развитие наблюдательности;

- учебные фильмы;

- телепередачи;

- экскурсии;

- демонстрационный эксперимент

- репродуктивный;

- поисковый;

- творческий

Как видно из таблицы, пять из семи видов самостоятельных работ носят творческий характер. Они предполагают оценку явлений, всесторонний анализ заданной проблемы, высказывание собственных суждений, выдвижение гипотез и их доказательство, что требует активизации познавательной деятельности студентов.

Выбор того или иного вида самостоятельной работы зависит от конкретных условий: от содержания учебного материала, подготовленности группы, индивидуальных особенностей каждого студента и от того, каким дидактическим материалом располагает преподаватель.

Одним из распространенных видов самостоятельной работы на уроках химии является решение экспериментальных задач. Экспериментальные задачи – лучшее средством закрепления изученного материала. Их решение способствует определению степени понимания студентами нового материала, а также показывает им возможность использования полученных знаний для решения практических вопросов. Поскольку на закрепление нового материала отводится на уроке очень немного времени, то и задачи, предлагаемые в этой части урока, должны быть по возможности простыми как по своему решению, так и по эксперименту.

Экспериментальные задачи могут быть качественными и количественными. Качественные экспериментальные задачи решаются с применением опыта. Например: «Доказать опытным путем, что выданное вещество – нитрат аммония», «Определите опытным путем, в каких пробирках находятся растворы хлорида натрия, хлорида кальция и хлорида аммония».

Решение количественных экспериментальных задач осуществляется путем постановки опыта и обработки данных, полученных экспериментально. Например: «Получите осадок гидроксида меди (II) реакцией обмена. Рассчитать по количеству полученного осадка, сколько нужно взять для его получения 20-% -го раствора щелочи».

В целях сокращения времени на оформление отчетов следует отказаться от описания хода работы, которое отнимает много времени. Следует лишь указать название работы, перечень оборудования составить уравнения реакций, указать характерные особенности их протекания, проиллюстрировать работу рисунком или схемой, сделать выводы.

Таким образом, педагогическая ценность самостоятельной работы во многом зависит от формы организации.

Одним из самых существенных условий эффективности самостоятельной работы студентов является умение преподавателя планировать самостоятельные работы, включая различные задания в учебный процесс так, чтобы побуждать студентов к самостоятельному преодолению трудностей.

Также следует отметить, что использование предложенной методики организации самостоятельных работ вызывает у студентов интерес к своей учебной деятельности, формирует навыки самостоятельной работы и повышает уровень знаний по предмету.

Литература

  1. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя [Текст] / В.К. Буряк. – М.:Просвещение. – 2010. – 182 с.
  2. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения[Текст]/Б.П. Есипов. – М.: Глобус. – 2009. – 131с.
  3. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя[Текст] / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение. –2013. – 206с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*