Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Этика и деонтология: пациентоориентированность в образовательном процессе ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж»

13.11.2015 1991 3457
Степанова Анастасия Дмитриевна
Степанова Анастасия Дмитриевна, заместитель директора

Якутский медицинский колледж

Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии.

Каждый медицинский работник в своей повседневной деятельности должен исходить из личной и коллективной ответственности перед пациентами и, в конечном счёте, перед обществом. Личная ответственность опирается на его собственный опыт, человеческие качества, глубокое знание больного и его заболевания, индивидуальный подход к каждому. Коллективную ответственность можно трактовать как проведение в жизнь идей, концепций и традиций лечебного учреждения, накопленных и обобщённых учителями и старшими коллегами, в свете основных принципов здравоохранения. Личная ответственность должна исходить из постоянного стремления к углублению теоретических знаний и совершенствованию практических навыков, непрерывному повышению профессиональной классификации на основе критического анализа своих наблюдений, изучения ошибок, учебы у старших коллег и чтения литературы, воспитания этикодеонтологических норм.

28 октября 2015 г. в ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж» состоялось заседание Общественного совета Министерства Здравоохранения РС(Я) по теме «Этика и деонтология: пациентоориентированность в образовательном процессе ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж». На заседании присутствовали: Егоров И.Я. - председатель, члены - Назаров А.Н., Сидоров А.С., Винокуров М.М., Игнатьева З.Н., Борисов С.И., Шудря Е.И., Бугаева П.Т., также администрация колледжа.

На повестке дня рассматривались вопросы:

  1. Этика и деонтология: пациентоориентированность в образовательном процессе ГБОУ СПО РС (Я) «ЯМК»;
  2. Вопросы этики и деонтологии в практическом обучении студентов медицинского колледжа:
  • посещение занятий по доклинической практики;
  • выставки учебно-методической документации, электронных обучающихся пособий, видео-фильмов на тему: «Этико-деонтологические аспекты среднего медицинского персонала».

О важности воспитания этикодеонтологических норм выступил председатель Общественного совета МЗ РС (Я) Егоров И.Я.

Студенты колледжа изучают вопросы этики и деонтологии с первого курса по дисциплинам: психология, теория и практика сестринского дела, деловая речь, собриология. Молодым специалистам в современных условиях необходимы не только хорошие теоретические знания, но и общие и профессиональные компетенции, приобретаемые студентами в процессе учебных практических занятий и в период прохождения практики.

В учебный план практического обучения студентов ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский медицинский колледж» входит доклиническая, учебная, производственная практика по профилю специальности и преддипломная практика. Доклиническая и учебная практика проводятся в кабинетах доклинической практики, манипуляционных, на базах лечебных учреждений. Производственная практика – на базах лечебных учреждений, преддипломная практика (стажировка) - на потенциальных рабочих местах. Все виды практики способствуют достижению основной цели подготовки специалистов.

На основных клинических базах г. Якутска колледж располагает учебными комнатами. Учебный процесс осуществляют преподаватели колледжа в тесном контакте с ведущими клиницистами и опытными медицинскими работниками таких лечебных учреждений как РБ№1 НЦМ, РБ№2 ЦЭМП, РБ№3, ЯГКБ, ЯРОД, ДГКБ, НПЦ «Фтизиатрия», ССМП, МЦ г. Якутска, ГБУ РС(Я) «Поликлиника №1», ГБУ РС(Я) «Поликлиника №2», ГБУ РС(Я) «Поликлиника №3» г. Якутска.

На практических занятиях оцениваются общие и профессиональные компетенции: использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенства профессиональной деятельности; работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий; представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств; осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса; сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

Постоянной заботой коллектива колледжа является развитие милосердных качеств личности – эмпатии, терпимости, доброжелательности. Эти качества развиваются как в период всех видов практики, так в период подготовки к конференциям, конкурсам профессионального мастерства, ежегодных акциях милосердия, посвященных «Дню пожилых людей», «Дню донора», «Дню защиты детей», «Дню борьбы против СПИДа». Студенты колледжа – шефы домов ребенка, детского туберкулезного санатория, гериатрического отделения РБ №3. В колледже активно работает отряд волонтерского движения «Доброе сердце», студенты по графику ухаживают за пациентами травматологического и неврологического отделений.

Вопросы этики и деонтологии в медицине также рассматриваются на циклах повышения квалификации средних медицинских работников.

В ходе заседания председатель и члены Общественного совета МЗ РС (Я) посетили занятия по доклинической практики:

  1. «Технология оказания медицинских услуг», 1 курс отделения «Сестринское дело»;
  2. «Сестринский уход в педиатрии», 3 курс отделения «Сестринское дело»;
  3. «Оказание акушерско-гинекологической помощи», 2 курс отделения «Акушерское дело»;
  4. «Оказание неотложной помощи пациентам в послеоперационный период», 1 курс отделения «Сестринское дело».

В колледже функционируют 5 манипуляционных кабинета, оснащенных современными тренажерами, приобретенных на средства Гранта президента РС (Я): манипуляционная по сестринскому уходу, неотложной медицинской помощи, приемный покой, манипуляционная акушерско-гинекологической и педиатрической помощи.

На занятиях по каждой теме студенты имеют возможность отрабатывать манипуляции, приобретают навыки неотложной медицинской помощи больным.

Правильная организация практических занятий при подготовке средних медицинских работников способствует развитию мышления обучающихся, интеграции мыслительной и практической деятельности будущих специалистов.

Особое внимание студентов обращается на включение в работу элементов исследовательской работы, собственных наблюдений, получению у студентов навыков общения с пациентами, используя элементы психологии и психотерапии.

Для контроля уровня знаний на практических занятиях основными методами по-прежнему остаются опрос, тестирование и проверка практических навыков, но для приближения учебного процесса к реальным условиям деятельности будущих специалистов используются деловые игры. В ходе деловой игры студенты не только закрепляют пройденный материал, но и получают навыки устной коммуникации со своими будущими коллегами, вырабатывают уверенность в себе и в своих силах, получают понятие о том, что в большинстве реальных ситуаций не бывает единственно верного решения. Это помогает сформировать навыки рационального поведения в условиях дефицита информации, что является присущим большинству реальных клинических ситуаций.

Среди множества современных направлений педагогических технологий обучения, наиболее качественным является проблемное обучение. Повышается самостоятельность и активность будущего молодого специалиста: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. В ходе решения обучающей проблемы студенты колледжа углубляют свои знания по конкретному вопросу, развивают умения решать проблемы, применяя теоретические и практические знания, развивают социальные и коммуникативные умения.

Егоров И.Я. отметил с положительной стороны проводимую большую работу по формированию этики и деонтологии среди обучающихся «ЯМК», а также создание симуляционных кабинетов с современным оборудованием для отработки практических навыков и умений, соответствующих  требованиям ФГОС.

Назаров А.Н. отметил проводимую медицинским колледжем большую работу не только по этике и деонтологии, привитию ЗОЖ, но особую роль социального партнерства с ЛПУ республики. В рамках данного вопроса как выпускник ЯМУ оказывает помощь не только в проведении различных видов производственной практики обучающихся,  а также учредил личную ежегодную денежную премию в сумме 12 000 рублей «Семейная пара ЯМК», что является  примером и поддержкой становления семьи.

Указал на развитие и использование современных инновационных технологий  в образовательном процессе.

Высоко оценил организованные учебные кабинеты доклинической практики, приближенные к ЛПУ и посетившие учебные занятия.

Бугаева П.Т. отметила тесную работу с Рескомом профсоюза медицинских работников МЗ РС (Я) по вопросам обучения и воспитания молодежи, в т.ч. активную позицию администрации колледжа по сохранению здоровьесберегающего подхода к обучающимся и сотрудникам колледжа (оплата санаторно-курортного лечения).

Реском профсоюза работников продолжает добрую традицию вручения премии имени Лии Цугель в размере 3000 рублей, студентам отличникам и активистам.

По итогам совещания Общественного совета МЗ РС(Я) были сделаны выводы и даны соответсвующие рекомендации.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*