Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование подвижных игр в воспитании интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста

13.11.2015 1503 2505
Мандриченко Лидия Анатольевна
Мандриченко Лидия Анатольевна, преподаватель

Конусова Светлана Владимировна
Конусова Светлана Владимировна, воспитатель

Мезенский педагогический колледж

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать с ним.

По мнению психологов, деятельность малыша выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений один из показателей нервно-психического развития малышей. Движение является биологической потребностью в период роста, когда формируются его системы и функции. Поэтому причины полного отсутствия интереса к физическим упражнениям у ребенка могут быть разные: нездоровье, неумение, психологический дискомфорт. Насильное привлечение к занятиям физкультурой в этом случае ничего кроме вреда, не принесет – отрицательное отношение к ним будет только закрепляться. Нужно осторожно и терпеливо, на эмоциональной основе возвращать ребенку данный природой интерес к движению. И начинать это делать необходимо с раннего возраста.

Пробуждению у них интереса к занятиям физическими упражнениями. способствует разнообразно организованная двигательная деятельность детей

Интересна точка зрения на формирование интереса к выполнению физических упражнений авторов М. Асташиной и О. Трещевой. Они считают, что наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес физической культуре посредством русских национальных традиций, это вызывает у детей радость, удовольствие, желание заниматься физической культурой.

В младшем дошкольном возрасте одной из главных задач физического воспитания является создание интереса к физическим упражнениям.

Наиболее эффективным средством для решения этой задачи, на наш взгляд, является подвижная игра.

По мнению специалистов: Аркина Е.А., Аксариной Н.М., Гориневского В.В., Кенеман А.В., Менджерицкой Д.В., Флериной Е.А. и ряда психологов Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. и их последователей, игра является основной формой работы, источником бодрости; свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

В настоящее время проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом исследования научных и практических работников.

С. Прищепа отмечает снижение интереса у детей к подвижным играм. Происходит это по следующим причинам:

Во-первых; желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх.

Во-вторых; воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и её закреплением, опуская третий этап – совершенствование движений в подвижной игре.

В-третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, т.е. ограничивают принципом «Движение ради движения».

Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОУ невелико. Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

Какими могут быть эти варианты?

Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры, но, как правило, варианты их проведения отсутствуют.

Нами подобраны и разработаны варианты к подвижным играм, предусмотренным программой дошкольного образования в детском саду для детей младшей группы. Вот некоторые из них:

Название игры Варианты проведения

«Птички в гнездышках»

  1. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивают корм, снова летают, размахивают руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
  2. По словесному указанию воспитателя используется имитационные упражнения:

«Птички проснулись, потянулись» - дети встают на носочки, поднимают руки в сторону.

«Птички расправили крылышки» - легкие движения руками вверх-вниз.

«Птички спрыгнули с веточки» - выпрыгнуть из обруча, мягко приземлились на обе ноги.

3. Вместо стульев используют две гимнастические доски,          расположенные на противоположной стороне дома. По    команде «Птички в гнездышки», дети возвращаются на свое   «дерево».

«Мыши и кот»

  1. Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. (Кот мышей не ловит, а громко мяукает, показывает коготки и пугает).
  2. Пойманных мышек кот уводит к себе. (Учить детей ловить мышей, дотрагиваясь до плеча).
  3. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, смелые мыши могут выбежать из норки и быстро вернуться в нее.
  4. Вместо стульев могут служить дуги для подлезания и тогда дети-мышки выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за дугу, присев за ней.

«Лохматый пес»

  1. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находившийся на противоположной стороне, изображает пса. Дети гурьбой подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

 «Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему разбудим

И посмотрим: «Что-же будет?»

Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает.

2. Пес гонится за детьми и старается поймать кого-нибудь. Дети убегают на противоположную сторону, обозначенную шнуром.

«Воробышки и кот»

  1. Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой по 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. « Воробышки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, но не ловит их, а пугает.
  2. Кот ловит воробышков, дотрагиваясь до плеча, и отводит к себе в дом.
  3. 3.Невысокие скамейки расположены с двух сторон площадки или комнаты.
  4. Добавить имитационные движения, выполняют по словесному указанию воспитателя: «Воробышки прыгают по дорожке», «Клюют зернышки», «Летают».

«Наседка и цыплята»

  1. 1.Дети, изображающие цыплят вместе с наседкой (роль наседки в первое время выполняет воспитатель, находятся за веревкой, натянутой между стульями на высоте 30-40 см. Это - их дом. На противоположной стороне комнаты или площадки сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят; «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и в месте с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица» цыплята быстро убегают в свой дом.
  2. На роль наседки можно выделить детей, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.
  3. Добавить новые движения. Например: «Цыплята идут к маме», ходьба с высоким подниманием колена и плавным движением рук, имитирующие крылья птицы.

«Мыши в кладовой»

  1. Натянутой между стойками веревкой обозначается норка мышей, в противоположном конце зала на лежанке дремлет кот. Мыши пролезают под шнур, бегают на носочках по комнате, ищут сыр. По команде «Кот проснулся», он громко мяукает, ловит мышей, мыши возвращаются в норку, пролезая по веревку.
  1. Кот мышей не ловит, а только пугает их, громко мяукает, выпускает когти, смелые мыши не сразу возвращаются в норку.
  2. Мыши подлезают под дуги, расставленные по всей длине зала.


А.В. Кенеман предлагает использовать краткие образные сюжетные рассказы для активизации творчества детей в игре, поддержания у них интереса к подвижной игре. Чем ярче и образнее будет рассказ, тем выразительнее будет поведения ребенка в игре. Поэтому мы придумали сюжетные рассказы к подвижным играм.

Сюжетные рассказы

«Мыши в кладовой»

В одном доме в подвале жили мышки. Они были серенькие с черными глазками. Ночью, когда обитатели дома ложились спать, мыши тихо-тихо вылезали из своих норок и искали что-нибудь вкусное. Очень им нравились хлебные крошки и сыр. Мама-мышка учила маленьких мышат бегать тихо на носочках, потому что в доме жил серый кот. Если кот замечал мышей, то они быстро возвращались в свою норку и сидели тихо-тихо. Мышки были смелые, быстрые и ловкие.

«Воробышки и кот»

На крыше одного дома жили воробышки. Внизу на траве грелся белый пушистый кот, он притворялся, будто спит. Воробышки вылетали на дорожку и разлетались в разные стороны. Когда они приближались к коту, он громко мяукал и бежал ловить птичек. Воробышки быстро улетали на крышу.

«Наседка и цыплята»

Жили-были маленькие, пушистые, желтые цыплята. Их большая теплая ласковая мама-наседка всегда заботилась о них и защищала от разных бед. Она раскрывала свои большие крылья, и все цыплятки могли спрятаться под ними. Целый день птенцы проводили время вместе с мамой, братиками и сестричками: гуляли, веселились, клевали зернышки и червячков, пили водичку из ручья, наклоняя свои маленькие головки. А мама учила их быть внимательными и не убегать далеко. А боялись цыплятки только одного: большой серой хищной птицы – коршуна. И знали крепко-накрепко наставления мамы: как появится коршун, надо скорее спрятаться под крылом у мамы.

«Мыши и кот»

В одном доме жили мышки. Их было так много, что хозяева взяли к себе кота. Они думали, что кот громко будет мяукать, и все мыши убегут жить на улицу. Однажды кот спал на печке, а мыши выбежали из норок, и разбежались по всему дому. Кот притворился, что спит. Когда мыши подошли близко, кот стал их ловить и громко мяукать. Мыши были быстрые и сразу убежали на улицу и больше никогда не возвращались в дом.

«Птички и птенчики»

Жили в лесу птички, их гнездышки были в густой траве. Весной птички снесли яички, а летом вылупились маленькие пушистые птенчики. Мама-птичка учила своих птенчиков летать, размахивая крылышками, разыскивать корм в траве. Птенчики очень любили свою маму и были очень послушными. Когда мама звала их: «Птички в гнездышки», они быстро возвращались в свои гнездышки. За лето птички подросли и стали совсем большие. Мама-птичка отпускала их одних искать корм.

«Лохматый пес»

В одном доме жила семья, у них были маленькие дети. Утром они выходили гулять на улицу. Во дворе стояла конура, в ней жил большой лохматый пес, который грелся на солнышке. Дети подходили к собаке гладили и трогали за уши, а пес громко лаял и бегал за детьми. Дети быстро убегали домой.

Итак, ведущая роль в формировании детского интереса к движениям принадлежит педагогу, который должен использовать эффективные приемы воспитания интереса к ним: образный сюжетный рассказ, использование атрибутов, описание воображаемой ситуации, внесение изменений, новизны в содержание игры, непосредственное участие воспитателя в игре, участие малышей в подготовке к игре (привлечение детей к расстановке игрушек, пособий).

Использованная литература

  1. Асташина М., Трещева О. Фольклор в физическом воспитании.//Дошкольное воспитание. – М.,1997. - №3
  2. Кенеман А.В.. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1985.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М., 2014.
  4. Прищепа С. Как разнообразить подвижные игры.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №6, с.23.
  5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2006.
  6. Тимофеева, Е.А. Больше внимания подвижным играм / Е.А. Тимофеева // Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С. 18.
  7. Хухлаева Г.В.Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду. – М., 1992.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*