Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Эколого-развивающая предметная среда в ДОО

12.11.2015 7807 13166
Ильинская Ирина Николаевна
Ильинская Ирина Николаевна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

К.Д. Ушинский отмечал, что «...прекрасный ландшафт имеет такое громадное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влияниям педагога».

Экологическое пространство – это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

- познавательному развитию ребёнка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов );

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребёнка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);

- оздоровлению ребёнка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе);

-формированию нравственных качеств ребёнка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

-формированию экологически правильного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

-экологизации различных видов деятельности ребёнка (условия для самостоятельных игр с природным материалом , использование природного материала на занятиях).

Рыжова Н.А. предлагает некоторые объекты, помогающие создать экологическую развивающую среду в детском саду.

Живой уголок.

Живые уголки (уголки природы) – достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них.

В течении многих лет в живом уголке рекомендовалось содержать как типично комнатных животных (морская свинка, золотистый хомячок и т.п.), так и диких, которых дети вместе со взрослыми могут принести с прогулки в лес, на реку, луг (ежик, дикие птицы, лягушки).Но с точки зрения экологического воспитания человек не может по своей прихоти приносить диких животных к себе в дом так же как и в детский сад. Наоборот, мы должны приучать ребёнка бережно относится к зверям, птицам и т.д. Наиболее просты для содержания и легко доступны для приобретения морские свинки, золотистые хомячки, белые крысы, декоративные лягушки, волнистые попугайчики, канарейки, черепахи. Однако при неправильном уходе и эти животные часто болеют и погибают. Если есть условия, можно приобрести кроликов, декоративных кур.

В состав живого уголка рекомендуется включать, прежде всего, виды, которые не могут прожить в данной природной зоне без помощи человека и которые широко разводятся в домашних условиях: канарейки, попугайчики, некоторые виды грызунов и т.п.

Для удобства работы рекомендуется оформить паспорта животных и растений. Варианты оформления могут быть разными: альбом: тетрадь или папка из так называемых прозрачных «файлов», соединенных вместе. В паспорте растения (животного) следует поместить фотографию (её можно сделать прямо в живом уголке) или рисунок этого объекта, указать научное и бытовое название растения (например, бальзамин или Ванька мокрый) и животного; если есть интересная информация – происхождение названия (например, почему морскую свинку зовут именно морской, хотя к морю она не имеет никакого отношения); родину растения или животного, условия, в которых оно живет в природе, экологические особенности, тип питания для животных, особенности образа жизни (ночной, дневной); связи с другими животными и растениями.

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, каждая характеристика животного обозначается квадратиком, растения- кругом.

В живом уголке необходимо выделить полочки или шкаф для хранения корма и ухода за растениями, животными. Здесь можно поместить красочную литературу по уходу за животными. Теплица в живом уголке может служить, прежде всего, местом выращивания самими детьми корма для животных, наблюдений за растениями и пополнения рациона дошкольников витаминами (лук, чеснок).

Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений. При правильно организованной работе живой уголок может способствовать и формированию экологически грамотного поведения детей в природе. Важно, чтобы каждый ребёнок выбрал для ухода то растение, животное, которое ему больше всего нравится, то есть общался с живыми объектами по желанию, а не по указанию взрослых.

  1. Нужно познакомить детей заранее с особенностями растений, животных.
  2. Важно также объяснить дошкольникам, что животным не подходит «человеческая пища», их нужно кормить определённое количество раз, определённым объемом пищи.
  3. Для более эмоционального контакта дети могут дать имена обитателям уголка. Наиболее простой вариант, которому они обычно следуют – присвоить животному человеческое имя. Однако вы можете предложить детям сначала понаблюдать за животными, выяснить их особенности, а потом уже, исходя из результатов этих наблюдений, давать имена.
  4. Во время ухода. Наблюдений за обитателями живого уголка постоянно нужно обсуждать с детьми различные вопросы, например: какую роль играет свет, вода, тепло в жизни животных и растений живого уголка? Почему животные едят разную пищу? Чем домашние животные похожи на своих родственников в природе и чем отличаются от них? Почему некоторые спят днём?

Зимний сад.

Зимний сад – относительно традиционный элемент среды. В нём могут быть размещены как различные группы растений. Так и отдельные животные (прежде всего птицы), аквариумы и т.д. Зимний сад традиционно выполняет оздоровительную и релаксационную функции. Здесь активизируется познавательная деятельность ребёнка, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ.

Музеи.

Относительно новым для детских садов является создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. В качестве элементов предметной развивающей среды создаются ландшафтно–этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Ландшафтно–этнографические музеи позволяют познакомить дошкольников с национальными и природными особенностями региона, с вопросами использования природы и отношения к ней людей в конкретном районе, с экологическими проблемами на примере своей местности. Музеи природы могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями (отдельные коллекции): красивых камней, сухих веток, наростов на деревьях, брошенных гнёзд (например, синички-ремеза или осиное), открыток о природе. В музеях, как и в коллекциях экологического класса не должно быть чучел животных. Ребёнок должен общаться с живыми существами своего ближайшего окружения. Для создания картинных галерей рационально использовать стены холлов и коридоров, в том числе и лестничных. В целях экологического воспитания здесь могут быть размещены пейзажи, «портреты» животных, желательно, чтобы они были представлены в разных жанрах. Создаются также мини-музеи в группах: музей дерева, музей «Друг человека» (собаки) и т.д.

Фитобар.

В последние годы во многих учреждениях, особенно оздоровительного типа, выделяются небольшие помещения, где детям после процедур и занятийв бассейне предлагается набор витаминных чаев, настоев из трав, плодов. Оздоровительное значение фитобара может дополнено познавательным и эстетическим. Использование различных лекарственных растений может послужить отправной точкой для разговора с детьми об особенностях этих растений, местах их произрастания, правилах сбора и охраны. Их красоте, привлекательности. Желательно подобрать фотографии или художественно выполненные рисунки целебных растений. Наборы таких картинок вывешиваются на стены фитобара и меняются в зависимости от составов лекарственных сборов. Во время процедур воспитатель обращает внимание детей на внешний вид растений, их названия, особенности, рассказывает посвященные им легенды.

Огород, сад.

Эти элементы развивающей предметной среды можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой. Традиционно огород используют с цель. Выработки у детей навыков ухода за растениями . знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду (как для употребления в пищу детьми и взрослыми, так и на корм для животных). Можно выделить три основных типа огородов:

1.Огород во дворе дошкольного учреждения.

2.Мини-огороды на окнах.

3.Огороды в теплицах, парниках.

Категорически запрещено употреблять в пищу продукцию с огородов, расположенных вблизи автотрасс с интенсивным движением, в экологически загрязнённых районах. Вторая проблема экологической безопасности, которая может быть рассмотрена на примере огорода (сада) – необходимость организации экологически чистого сельского хозяйства: выращивание растений без применения ядохимикатов, химических удобрений, использование биологических методов защиты растений, использование пищевых отходов, компоста в качестве удобрений.

Альпийская горка.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Вариативность проявляется в месторасположении горки, в видовом составе растений, внешнем виде, размерах. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает в детях эстетические чувства, любознательность, воспитывает бережное отношение к живым существам. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. Важной особенностью альпийских горок является то, что они позволяют разместить на сравнительно небольшом участке множество разнообразных растений. Если растения подобраны правильно. Альпинарий будет выглядеть привлекательно в любой сезон года – с ранней весны до поздней осени. К тому же, время от времени, вы можете изменять видовой состав растительности, создавать различные композиции растений на горке.

В условиях городов возникают трудности с сохранностью альпийской горки, поэтому один из вариантов – размещение её в экологической комнате, зимнем саду или живом уголке. В этом случае вам придется подбирать растения методом проб и ошибок, так как в комнатных условиях смогут выжить прежде всего низкорослые комнатные растения, суккуленты (с толстыми листьями). В помещениях детского сада м – это можно так же создать и мини-альпинарии – это сооружения в поддонах, крупных бетонированных емкостях, на дно которых кладется дробленый щебень, кирпич или черепица. Так же мини-альпинарий можно создать в аквариуме. Насыпав на дно керамзит и мелкие камни, среди которых будет спрятана емкость с кактусами или другими мелкими растениями.

Мини-фермы.

Многие городские дети не имеют возможности познакомиться с обычными домашними животными, поэтому некоторые детские сады, имеющие соответствующие условия, создают на своей территории мини-фермы. Как правило, они представляют собой комплекс подсобных помещений и вольер. Мини-фермы не только дают детям возможность общения с животными, но и приучают выполнять определённые обязанности, самая простая из которых – выращивание на территории сада необходимых растений и кормление животных. На примере животных мини-фермы можно обсудить с ребятами целый комплекс вопросов, касающихся их роста, развития, питания, пользы для людей и т.д.

Территория.

Грамотное оформление территории позволит педагогам эффективно организовывать процесс экологического образования.  Хорошо продуманное оборудование территории позволяет воспитателю использовать обычную ежедневную прогулку для ознакомления дошкольников с новым материалом, закреплять пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах. На территории могут быть созданы мини-парки, сады, клумбы, газоны, небольшие искусственные водоемы с растительностью, воссозданы фрагменты различных природных и культурных ландшафтов (леса, луга, поля). Можно выделит участки для экспериментирования, на которых всегда будет чистый песок, вода, камни. Зимой их заменят снег и лёд.

Экологическая тропинка.

В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: 1) на территории дошкольного учреждения; 2) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер). В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы с растениями и животными, огороды, отдельные камни, которые послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть ящериц, альпийская горка. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Литература

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., Карапуз. 2000.
  2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. М., 2010.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М., 2014.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*