Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы и методы обучения на уроках русского языка с учащимися, обладающими разными стилями восприятия и переработки информации

12.11.2015 227 295
Сологубова Ольга Викторовна
Сологубова Ольга Викторовна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Отечественная педагогика формировалась десятилетиями. Многое уже сказано нашими выдающими педагогами, написано огромное количество трудов о работе с детьми, но время вносит свои коррективы в уже сложившиеся, как нам кажется, методы работы. Всё течёт и изменяется, меняются и формы преподавания. И вот современное образование требует от нас внедрения различных научных достижений и технологий на уроках. Естественно, у нынешнего школьника изменились способы восприятия окружающего мира, всё их свободное время занимают не игры во дворе со сверстниками, а взаимоотношения в виртуальном мире, этого мы просто не можем не учитывать. И чтобы привлечь их внимание на уроке нам нельзя пренебрегать всем тем, что предлагает современная наука (создание презентаций к урокам, работа с интерактивной доской, работа за компьютером при проведении проверочных работ, тренажёры). Тем не менее, наряду со всем новым мы продолжаем работать и «старыми» методами. На мой взгляд, всё новое хорошо, если помещается на устойчивый фундамент классических методик, на которых долгое время основывалось преподавание школьных дисциплин. В своей деятельности  я стараюсь применять разные формы работы, не пренебрегая ни традиционными, ни появившимися совсем недавно.

Несомненно, каждому педагогу хотелось бы уделять больше внимания каждому ученику в отдельности, что, к сожалению, в современных условиях (при наполняемости 25-30 человек) не всегда удаётся. А ведь все мы знаем, что дети воспринимают, перерабатывают и усваивают новый материал по-разному. Поэтому каждый педагог старается использовать на уроках такие виды работ, которые позволят учитывать особенности каждого обучающегося.

В статье мы рассмотрим те формы занятости, которые можно использовать на уроках русского языка, занимаясь с ребятами, обладающими аналитическим способом восприятия информации. То есть учащиеся, которые способны не только на проведение какой-либо деятельности, но и способные потом оценить её результат. Конечно, это не значит, что все остальные в этот момент отдыхают. Как показывает практика любой ребёнок в той или иной степени справляется с заданием. Но самое главное, это то, в чём помогают каждому из них такие упражнения. Конечно, моя задача состоит в том, чтобы вся информация, произнесённая на уроке, была не только услышана, но и усвоена, что порой бывает непросто осуществить.

Рассмотрим некоторые из таких работ, их пользу, постараемся оценить результаты предлагаемых видов деятельности и ту практическую помощь, которую оказывают они обучающемуся.

Среди всех видов диктантов, которые используются на уроках русского языка, я бы выделила восстановленный диктант, который позволяет сделать переход от диктанта к изложению постепенным. Под восстановленным диктантом мы подразумеваем работу по связному тексту, в процессе которой обучающийся прослушивает целиком текст, затем пишет по нему выборочный диктант (выписывает только наречия или только простые предложения) и, наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям. С диктантом этот вид работы сближает то, что ученик прослушивает исходный текст не только целиком, но и по предложениям. С изложением - то, что содержание текста восстанавливается самостоятельно, хотя опорные слова или предложения, которые выписал ученик, помогают восстановить прослушанное с большей лёгкостью, чем при написании изложения.

Плюсы этой работы в том, что она может проводиться при изучении любой темы, но, как показывает практика, более эффективен при изучении лексики, словообразования, морфологии и орфографии.

Рассмотрим методику проведения восстановленного диктанта. Например, его можно провести при изучении глагола. Дается задание: выписать из диктуемого рассказа все глаголы, а затем по выписанным глаголам восстановить текст. Перед учащимися ставится цель: внимательно прослушать и постараться запомнить текст, выделить в нём глаголы.

Летом толстоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигает длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была пошире и попросторнее. Любит он лежать в таких местах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, рака сцапает и лягушку съест. Но зимой он лежит в ямке совсем неподвижно.

Применительно к другому тексту можно дать задание: выписать глаголы в форме прошедшего времени, обозначить их  суффиксы или выписать только возвратные глаголы и т.д.

Такая работа готовит обучающихся к написанию не только подробного изложения, но и сжатого (учит выделять главное и отсекать то, что второстепенно, без чего в тексте можно обойтись). Являясь промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая и некоторые элементы описания по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи. Он помогает усвоить композицию повествования, описания и рассуждения, поставить новые мыслительные задачи, для решения которых нужно использовать полученные ранее знания. А ведь для нас это очень важно. Мы не только узнаем новое, но и учимся выстраивать логические цепочки, делаем выводы, повторяем изученное ранее, а значит - закрепляем. В одной работе совмещается и повторение, и размышления на заданную тему, и обучение, и творческий поиск. Конечно, ребята, обладающие аналитическим способом восприятия, справятся с такой задачей легко. Ученикам, обладающим другими способами восприятия, которым, возможно, придётся сложнее, такая работа тоже пойдёт на пользу. Ведь такой диктант приучает одинаково внимательно относиться и к правописанию, и к содержанию текста, и к его логике, и к композиции, и к языковому оформлению материала. Кроме того, учит разбираться в особенностях каждого типа речи. Обучающийся может сам прийти к выводу о том, что за тип речи использован в предлагаемом тексте и доказать свою позицию, а это уже ответ-рассуждение с аргументацией сказанного. Он ещё и обогащает словарь учеников, что так важно для нас. Не стоит забывать, что для аналитика главное - проведение эксперимента и определение результата. Прослушали текст, выписали слова или предложения в соответствии с заданием, восстановили и оценили то, что получилось.

Составление таблиц и схем. Все мы помним таблицы на больших ватманах, которые в обучении использовали наши учителя. Оказывается, что такая форма обучения и обобщения изученного не устарела. Напротив, какое обилие пособий, именно в виде таблиц, предлагают нам сегодня.

На своих уроках, когда объясняю новый материал, очень часто использую таблицы и схемы. Например, при изучении видов сложного предложения.

Сложное предложение

союзные

бессоюзные

ССП

СПП

?

?

?

 

?

?

 

 

Причем я даю только основу, всё остальное по мере изучения нового материала ребята восстанавливают сами. В этой таблице они должны будут отразить, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных, привести примеры сочинительных союзов, которые связывают части сложносочинённого предложения и примеры подчинительных союзов и союзных слов, которые связывают части сложноподчиненного предложения. Тем самым объяснить, как отличаются эти союзные предложения, в чём их особенности, следовательно, и особенности в составлении схем ССП и СПП. Составив схемы, показать различие подчинительных союзов и союзных слов, проиллюстрировав всё примерами. Видно, что такая работа тренирует мыслительную деятельность и, как правило, интересна ребятам. Можно вызвать к доске ученика-аналитика, он быстро выполнит эту работу, а ребёнок-визуал посмотрит, проследит за рассуждениями товарища и запомнит. В следующий раз, на уроке обобщения можно вызвать уже его, поставить задачу: восстановить таблицу и попробовать всё записанное прокомментировать. Аудиалы в это время слушают и запоминают. При повторении материала можно разрешать ребятам пользоваться таблицами, так в памяти быстрее восстановится то, что было пройдено ранее.

Область использования таблиц широка: при изучении орфографии (например, мягкий знак на конце слов после шипящих или о-ё после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании), при изучении частей речи, строения предложения и словосочетания - словом, всего не перечислишь. При использовании таблиц и схем в обучении охваченными получаются практически все дети: и визуалы, и аудиалы, и аналитики. Последние, конечно, быстрее других подключаются к такой работе.

Описанные формы работы доказывают, что на уроке можно не только занять, но и научить  каждого ребёнка. Самое главное, найти ту форму работы, которая ему будет понятна и доступна. Конечно, важно, чтобы виды деятельности менялись в течение урока, так как необходимо учитывать особенности всех обучающихся.

Список используемой литературы:

  1. Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М.: «Педагогика», 1988. – С.-141-204.
  2. Журнал «Русский язык в школе» №6 – 1991г. С.6.
  3. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г. – С. – 14.
  4. Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф.Шаталова в обучении русскому языку. Москва, 1992.
  5. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся.- М.: научно-методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1992. – 109с.
  6. Одинцова Н.И. Надо ли изобретать велосипед или какие уроки нужны современной школе/ Н.И. Одинцова// Открытая шк.- 2002.- № 1.- С. 11-17



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*