Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы и методы обучения на уроках русского языка с учащимися, обладающими разными стилями восприятия и переработки информации

12.11.2015 166 212
Сологубова Ольга Викторовна
Сологубова Ольга Викторовна, методист, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Отечественная педагогика формировалась десятилетиями. Многое уже сказано нашими выдающими педагогами, написано огромное количество трудов о работе с детьми, но время вносит свои коррективы в уже сложившиеся, как нам кажется, методы работы. Всё течёт и изменяется, меняются и формы преподавания. И вот современное образование требует от нас внедрения различных научных достижений и технологий на уроках. Естественно, у нынешнего школьника изменились способы восприятия окружающего мира, всё их свободное время занимают не игры во дворе со сверстниками, а взаимоотношения в виртуальном мире, этого мы просто не можем не учитывать. И чтобы привлечь их внимание на уроке нам нельзя пренебрегать всем тем, что предлагает современная наука (создание презентаций к урокам, работа с интерактивной доской, работа за компьютером при проведении проверочных работ, тренажёры). Тем не менее, наряду со всем новым мы продолжаем работать и «старыми» методами. На мой взгляд, всё новое хорошо, если помещается на устойчивый фундамент классических методик, на которых долгое время основывалось преподавание школьных дисциплин. В своей деятельности  я стараюсь применять разные формы работы, не пренебрегая ни традиционными, ни появившимися совсем недавно.

Несомненно, каждому педагогу хотелось бы уделять больше внимания каждому ученику в отдельности, что, к сожалению, в современных условиях (при наполняемости 25-30 человек) не всегда удаётся. А ведь все мы знаем, что дети воспринимают, перерабатывают и усваивают новый материал по-разному. Поэтому каждый педагог старается использовать на уроках такие виды работ, которые позволят учитывать особенности каждого обучающегося.

В статье мы рассмотрим те формы занятости, которые можно использовать на уроках русского языка, занимаясь с ребятами, обладающими аналитическим способом восприятия информации. То есть учащиеся, которые способны не только на проведение какой-либо деятельности, но и способные потом оценить её результат. Конечно, это не значит, что все остальные в этот момент отдыхают. Как показывает практика любой ребёнок в той или иной степени справляется с заданием. Но самое главное, это то, в чём помогают каждому из них такие упражнения. Конечно, моя задача состоит в том, чтобы вся информация, произнесённая на уроке, была не только услышана, но и усвоена, что порой бывает непросто осуществить.

Рассмотрим некоторые из таких работ, их пользу, постараемся оценить результаты предлагаемых видов деятельности и ту практическую помощь, которую оказывают они обучающемуся.

Среди всех видов диктантов, которые используются на уроках русского языка, я бы выделила восстановленный диктант, который позволяет сделать переход от диктанта к изложению постепенным. Под восстановленным диктантом мы подразумеваем работу по связному тексту, в процессе которой обучающийся прослушивает целиком текст, затем пишет по нему выборочный диктант (выписывает только наречия или только простые предложения) и, наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям. С диктантом этот вид работы сближает то, что ученик прослушивает исходный текст не только целиком, но и по предложениям. С изложением - то, что содержание текста восстанавливается самостоятельно, хотя опорные слова или предложения, которые выписал ученик, помогают восстановить прослушанное с большей лёгкостью, чем при написании изложения.

Плюсы этой работы в том, что она может проводиться при изучении любой темы, но, как показывает практика, более эффективен при изучении лексики, словообразования, морфологии и орфографии.

Рассмотрим методику проведения восстановленного диктанта. Например, его можно провести при изучении глагола. Дается задание: выписать из диктуемого рассказа все глаголы, а затем по выписанным глаголам восстановить текст. Перед учащимися ставится цель: внимательно прослушать и постараться запомнить текст, выделить в нём глаголы.

Летом толстоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигает длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была пошире и попросторнее. Любит он лежать в таких местах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, рака сцапает и лягушку съест. Но зимой он лежит в ямке совсем неподвижно.

Применительно к другому тексту можно дать задание: выписать глаголы в форме прошедшего времени, обозначить их  суффиксы или выписать только возвратные глаголы и т.д.

Такая работа готовит обучающихся к написанию не только подробного изложения, но и сжатого (учит выделять главное и отсекать то, что второстепенно, без чего в тексте можно обойтись). Являясь промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая и некоторые элементы описания по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи. Он помогает усвоить композицию повествования, описания и рассуждения, поставить новые мыслительные задачи, для решения которых нужно использовать полученные ранее знания. А ведь для нас это очень важно. Мы не только узнаем новое, но и учимся выстраивать логические цепочки, делаем выводы, повторяем изученное ранее, а значит - закрепляем. В одной работе совмещается и повторение, и размышления на заданную тему, и обучение, и творческий поиск. Конечно, ребята, обладающие аналитическим способом восприятия, справятся с такой задачей легко. Ученикам, обладающим другими способами восприятия, которым, возможно, придётся сложнее, такая работа тоже пойдёт на пользу. Ведь такой диктант приучает одинаково внимательно относиться и к правописанию, и к содержанию текста, и к его логике, и к композиции, и к языковому оформлению материала. Кроме того, учит разбираться в особенностях каждого типа речи. Обучающийся может сам прийти к выводу о том, что за тип речи использован в предлагаемом тексте и доказать свою позицию, а это уже ответ-рассуждение с аргументацией сказанного. Он ещё и обогащает словарь учеников, что так важно для нас. Не стоит забывать, что для аналитика главное - проведение эксперимента и определение результата. Прослушали текст, выписали слова или предложения в соответствии с заданием, восстановили и оценили то, что получилось.

Составление таблиц и схем. Все мы помним таблицы на больших ватманах, которые в обучении использовали наши учителя. Оказывается, что такая форма обучения и обобщения изученного не устарела. Напротив, какое обилие пособий, именно в виде таблиц, предлагают нам сегодня.

На своих уроках, когда объясняю новый материал, очень часто использую таблицы и схемы. Например, при изучении видов сложного предложения.

Сложное предложение

союзные

бессоюзные

ССП

СПП

?

?

?

 

?

?

 

 

Причем я даю только основу, всё остальное по мере изучения нового материала ребята восстанавливают сами. В этой таблице они должны будут отразить, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных, привести примеры сочинительных союзов, которые связывают части сложносочинённого предложения и примеры подчинительных союзов и союзных слов, которые связывают части сложноподчиненного предложения. Тем самым объяснить, как отличаются эти союзные предложения, в чём их особенности, следовательно, и особенности в составлении схем ССП и СПП. Составив схемы, показать различие подчинительных союзов и союзных слов, проиллюстрировав всё примерами. Видно, что такая работа тренирует мыслительную деятельность и, как правило, интересна ребятам. Можно вызвать к доске ученика-аналитика, он быстро выполнит эту работу, а ребёнок-визуал посмотрит, проследит за рассуждениями товарища и запомнит. В следующий раз, на уроке обобщения можно вызвать уже его, поставить задачу: восстановить таблицу и попробовать всё записанное прокомментировать. Аудиалы в это время слушают и запоминают. При повторении материала можно разрешать ребятам пользоваться таблицами, так в памяти быстрее восстановится то, что было пройдено ранее.

Область использования таблиц широка: при изучении орфографии (например, мягкий знак на конце слов после шипящих или о-ё после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании), при изучении частей речи, строения предложения и словосочетания - словом, всего не перечислишь. При использовании таблиц и схем в обучении охваченными получаются практически все дети: и визуалы, и аудиалы, и аналитики. Последние, конечно, быстрее других подключаются к такой работе.

Описанные формы работы доказывают, что на уроке можно не только занять, но и научить  каждого ребёнка. Самое главное, найти ту форму работы, которая ему будет понятна и доступна. Конечно, важно, чтобы виды деятельности менялись в течение урока, так как необходимо учитывать особенности всех обучающихся.

Список используемой литературы:

  1. Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М.: «Педагогика», 1988. – С.-141-204.
  2. Журнал «Русский язык в школе» №6 – 1991г. С.6.
  3. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г. – С. – 14.
  4. Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф.Шаталова в обучении русскому языку. Москва, 1992.
  5. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся.- М.: научно-методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1992. – 109с.
  6. Одинцова Н.И. Надо ли изобретать велосипед или какие уроки нужны современной школе/ Н.И. Одинцова// Открытая шк.- 2002.- № 1.- С. 11-17



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*