Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация и проведение лабораторно-практических занятий в процессе обучения студентов (на примере специальности 18.02.01 (240138) «Аналитический контроль качества химических соединений»)

12.11.2015 268 358
Сазонова Татьяна Игоревна
Сазонова Татьяна Игоревна, преподаватель

Самойлова Оксана Петровна
Самойлова Оксана Петровна, Преподаватель

Политехнический колледж (г. Магнитогорск)

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выдвигается требование подготовить специалиста по специальности Аналитический контроль качества химических соединений, обладающих следующими общими и профессиональными компетенциями: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности.

ПК 1.2. Выбирать оптимальные методы анализа.

ПК 1.3. Оценивать экономическую целесообразность использования методов и средств анализа и измерений.

ПК 2.1. Обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.2. Подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа.

ПК 2.3. Обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.4. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами.

ПК 2.5. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами.

ПК 2.6. Проводить обработку результатов анализовс использованием аппаратно-программных комплексов.

ПК 2.7. Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности.

ПК 3.1. Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений.

ПК 3.2. Организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

ПК 3.3. Анализировать производственную деятельность подразделения.

ПК 3.4. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.

Формирование данных компетенций происходит в процессе обучения студентов по специальности СПО18.02.01 (240138)«Аналитический контроль качества химических соединений». Согласно учебному плану имеется много профессиональныхдисциплин и профессиональных модулей, на которые запланировано большое количество часов и при этомзначительная часть часов отводится налабораторно-практические занятия (ЛПЗ). ЛПЗ включают в себя различные виды деятельности студентов, способствующие формированию профессиональных и общих компетенций.

На современном этапе ЛПЗ согласно федеральному государственному образовательному стандартуявляются видамиорганизации учебных занятий, направленныхна экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных, профессиональных, практических умений студентов, и составляют важную часть их профессиональной подготовки.

Значение лабораторного практикума заключается в практическом освоении студентами научно–теоретических положений изучаемого предмета, овладения ими новейшей техникой экспериментирования в химической отрасли науки, инструментализация полученных знаний, то есть превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач в процессе прохождения производственной практики и при участии в научно-исследовательской деятельности по специальности.

Основные цели ЛПЗ следующие:

  • экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений(законов, зависимостей);
  • формирование практических умений – профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по профессиональным дисциплинам (выполнение расчетов, работа с измерительными приборами и оборудованием, справочной литературой).

Особенно важными для студентов химиков являются лабораторные работы. Подготовкалабораторной работы включает в себя следующие этапы:

1) Утверждение рабочей программы;

2) Составление технологической карты преподавателем и лаборантом;

3) Апробация лабораторной работыпреподавателем вместе с лаборантом;

4) Проведение лабораторной работы на занятии.

Преподавателями химии совместно с лаборантом был разработан следующийалгоритмтехнологической карты лабораторных работ, который включает в себя следующие пункты:

  1. Название работы.
  2. Специальность.
  3. Дисциплина.
  4. Цель работы
  5. Теоретическая часть.
  6. Порядок выполнения работы в лаборатории.

6.1. Подготовка к выполнению.

6.2. Проведение химического эксперимента.

6.3. Оборудование и реактивы.

6.4. Ход работы.

  1. Оформление.
  2. Закрепление (контрольные вопросы).

Технологические карты складываются в папку согласно номеру в календарно-тематическом планировании, количество папок соответствует количеству рабочих мест в химической лаборатории.

Существует следующий порядок организации и проведения лабораторной работы на занятии.

  1. Проведение текущего инструктажа (оформление журнала по ТБ);
  2. Изучение технологической карты лабораторной работы студентами;
  3. Выполнение лабораторной работы студентами
  4. Оформление результатов работы в тетрадь;
  5. Ответы на контрольные вопросы;
  6. Проверка и оценка лабораторных работ преподавателем.

Большое значение при подготовке и проведении лабораторных работ отводится технике безопасности. В лаборатории студенты находятся вбелых халатах, волосы собраны, вторая обувь, также проводится текущий инструктаж перед каждой лабораторной работой, как правило, это рассказ преподавателя с использованиемоформления журнала потехнике безопасности лаборантом.

После проведения лабораторной работы студенты оформляют результаты лабораторной работы и отвечают на контрольные вопросы, после этого сдают на проверку преподавателю.

Очень важным видом деятельности студентов на ЛПЗ является решение экспериментальных и расчетных задач; расчет результатов анализа, погрешностей и ошибок анализа.

По мимо этого на ЛПЗ при помощи информационных технологий рассматриваютсяи изучаются оборудование и приборы (оптические схемы, устройства и принцип работы), а также методики выполнения определенных анализов, которые не могут бытьвыполненыв учебной лаборатории,чтобы в дальнейшем студенты Политехнического колледжа при прохождении практики итрудоустройстве были знакомы с новейшим оборудованием и технологиями современного производства.

В ходе обучения студент должен приобрести определенный багаж профессиональных умений и навыков. Поэтому для занятий со студентами младших курсов на первое место выступают методические приемы, которые позволяют традиционной лабораторной работе придать исследовательский характер.

Проведение, например, анализа какого-либо вещества, даже по хорошо известным методикам, для начинающего химика всегда является субъективно-новой работой. Поэтому придать ей исследовательский характер можно за счет постановки в работе контрольных вопросов типа: «Можно ли заменить при проведении анализа один из реактивов на другой?», «Почему анализ необходимо проводить в кислой (щелочной) среде?», и т.п. Ответы на такие вопросы, даже после выполнения работы по достаточно детальной методике требуют творческого осмысления всего хода работы, проведения дополнительных опытов, планируемых студентом уже самостоятельно, поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация и ЛПЗ в максимальной степени активизирует интеллектуальную работу студентов, формирует у них опыт творческого мышления, а также способствует формированию общих и профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности Аналитический контроль качества химических соединений.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*