Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ролевая игра как способ активизации деятельности обучающегося по дисциплинам педиатрического профиля.

12.11.2015 270 336
Краевская Нина Николаевна
Краевская Нина Николаевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Традиционные методы обучения — такие как лекция, опрос и письменная работа — успешно помогают студентам приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт. Но эти методы являются несовершенными по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, данными методами трудно помочь студенту изменить его установку или поведение. Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание приходят с реальным опытом. Кроме того, если задать студенту соответствующий вопрос или предложить прокомментировать конкретный случай, он может рассказать, как он поступит в данной ситуации; но если он займется этим на деле, то приобретет исключительно ценный опыт.

Ролевые игры моделируют общение и совместную деятельность. Суть игры заключается в разыгрывании ролей, которые позволяют участникам выражать свои мысли и чувства.

Отличительные черты ролевой игры:

- наличие ролей;

- различие целей участников, при наличии общей цели у всего коллектива;

- наличие системы индивидуального и группового оценивания;

- многоальтернативность решений

Ролевая игра требует предварительной подготовки всех участников. Помимо выбора темы преподаватель заранее определяет роли участников и форму проведения игры. Преподаватель координирует последовательность выступлений, подводит итоги. Кроме этого, ролевая игра помещает студента в ситуацию, которая включает те же условия, какие существуют в реальном мире.

Предлагаемая игра дает возможность группе развить навыки работы в команде. Она устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями. Особенностью этой ролевой игры является возможность менять, упрощать или усложнять сценарий путем введения новых условий.

Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает студенту справляться с неопределенностью и непростыми ситуациями.

Ролевая игра дает возможность приобрести навыки межличностного общения и коммуникации. Развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах.

В ходе применения ролевой игры на практическом занятии мы ожидаем некоторое повышение информационной составляющей занятия, активизации деятельности обучающихся, создание благоприятного эмоционального настроя.

Предлагаю Вашему вниманию план урока в виде ролевой игры.

Учебная, обучающая, ролевая игра для студентов 4 курса отделения «Сестринское дело» по ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Сестринский уход в педиатрии.

Цель: Оценка степени усвоения материала: знание анатомо-физиологических особенностей новорожденного ребенка,антропометрических показателей,  уход за новорожденными детьми с заболеваниями кожи, вакцинация, закаливание, массаж, питание.

Формирование:

  • Клинического (системного) мышления специалиста,
  • Умения применять теоретические знания и практические навыки в конкретной клинической ситуации

Выявление личностных особенностей студентов.

Воспитание:

  • Ответственного отношения к делу,
  • Гуманного отношения к пациентам.

Комплект ролей и функции игроков

  • Пациент 1 и мама ребенка с потницей.
  • Пациент 2 и мама ребенка с опрелостями.
  • Пациент 3 и мама ребенка с везикулопустулёзом.
  • Пациент 4 и мама ребенка с омфалитом.
  • Участковая медсестра
  • Участковый фельдшер
  • Лаборант
  • Медсестра ЛФК
  • Процедурная медсестра

Студенты, не принимающие непосредственного участия в сцене, становятся экспертами

Функциональные обязанности:

Участковая медсестра совместно с участковым фельдшером пришла на патронаж к новорожденному ребенку с потницей (либо ведут прием в поликлинике)

Участковый фельдшер осматривает ребенка, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие, выявляет потницу, отвечает на вопросы мамы, назначает обследование, заполняет историю развития (ученая форма 112), карту профилактических прививок (форма №63), карту диспансерного наблюдения (форма №30), определяет группу здоровья, дает рекомендации о режиме, закаливании, питании, мерах профилактики инфекционных заболеваний, дает рекомендации.

Участковая медсестра обучает маму уходу за новорожденным ребёнком, купанию, туалету, вскармливанию.

Аналогично с пациентом 2, 3, и 4.

Сценарий ролевой игры.

  • 1 этап. Получение исходных данных от руководителя игры. Распределение ролей с указание особенностей подготовки в соответствии со сценарием. Самостоятельная  аудиторная и внеаудиторная подготовка студентов с использованием литературы, методических пособий, лекций, сборника для самостоятельной работы студентов. Рабочее время – 15 мин.
  • 2 этап – проведение игры

             -знакомство с критериями оценки участия в игре

             - знакомство с ситуацией

             - разыгрывание сюжета, проведение манипуляций

Рабочее время –30 мин.

  • 3 этап. Обсуждение допущенных ошибок, обсуждение результатов, выносится заключение экспертов, преподавателя, коллегиальное выставление оценок, определение рейтинга.

Рабочее время – 15 мин

Эксперты оценивают правильность действий.

После написания плана игры, студенты разыгрывают данную ситуацию, имея возможность импровизировать.

Критерии оценки участников игры

Критерии оценки

Оценка участников по ролям, в баллах

пациент

мама

уч. медсестра

уч. фельдшер

лаборант

Медсестра ЛФК

Процедурная медсестра

1.Соответствие исполнения роли цели и задачам игры

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретическая подготовленность к выполнению роли

 

 

 

 

 

 

 

3. Выполнение практических навыков в соответствии с алгоритмом

 

 

 

 

 

 

 

4. Соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии

 

 

 

 

 

 

 

5. Умение работать в команде, уважать мнение коллег

 

 

 

 

 

 

 

Итого, баллов

 

 

 

 

 

 

 

Оценка проводится по 5-баллной системе

  • 5 баллов – замечаний, добавлений нет
  • 4 балла – имеются мелкие недочеты, не влияющие на результаты
  • 3 балла – имеются значительные пробелы в теоретической и практической подготовке, нарушение деонтологии, участник справился с ролью с помощью коллег
  • 2 балла – необходимо повторное изучение темы, с ролью не справился, произошла вынужденная замена

Заключение

Проведение ролевой игры позволяет выявить степень теоретической и практической подготовки студентов по текущему и ранее пройденному материалу, индивидуальные способности каждого студента.

Список литературы:

  1. Артюхина А.И.,  Чумаков  В.И.  Интерактивные  методы  обучения  в медицинском  вузе./Учебное  пособие.  Волгоград,    —  С.  4.
  2. Всемирная организация  здравоохранения.  Технические  обновления  руководств  по  Интегрированному  ведению  болезней  детского  возраста  (ИВБДВ).  —    —  C.  38.  —  ISBN:  9241593482.
  3. Горшунова Н.К.  Инновационные  технологии  в  подготовке  врача  в  системе  непрерывного  профессионального  образования//  Фундаментальные  исследования.  —    —  №  2  —  с.  86—88.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*