Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Сестринский подиум», или Новое место работы поликлинической медсестры

11.11.2015 5036 8671
Петрова Наталья Валерьевна
Петрова Наталья Валерьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Организация амбулаторного приема требует перемен

В одном из своих выступлений министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что медсестра должна не сидеть на амбулаторном приеме, а работать там, где нужна ее специализированная помощь. Глава министерства отметила, что «медучреждениям придется пересмотреть штатное расписание», чтобы устранить неэффективное использование кадров среднего звена. Министр уточнила, что врача лишат помощи медсестры на амбулаторном приеме только после того, как будет «полностью завершена информатизация здравоохранения и нажатием пальца врач сможет распечатать любое направление и лекарственный рецепт». Таким образом, амбулаторный прием больных ждут организационные перемены. И надо сказать, что некоторые ЛПО уже сделали на этом пути серьезные шаги.

Наиболее массовой и общедоступной формой первичной медико-санитарной помощи в системе отечественного здравоохранения, является амбулаторно-поликлиническая помощь населению (от лат. ambulatorius -подвижной). Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т. д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации.

Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.

Поликлиника (от греч. polis - город и klinike - врачевание) — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях.

В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т. д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и др.).

Основной принцип работы поликлиники - территориально-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).

Амбулатория - это лечебно-профилактическое учреждение, которое, как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным и больным в домашних условиях.

Принцип работы амбулатории также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями специализированной медицинской помощи. В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.

В последние годы большинство ЛПО испытывают серьезный дефицит сестринского персонала. Это сказывается на врачебном приеме, появились очереди, пациенты выражают недовольство, учащаются конфликтные ситуации. Решением проблемы стала организация «сестринских подиумов»

Что такое «сестринский подиум»?

«Сестринский подиум», или сестринский пост, - рабочее место медсестры. Мы очень хорошо знаем, как он устроен в стационарах. Однако, как показывает зарубежный опыт, подобное рабочее место может быть организованно для медсестры и в амбулаторном ЛПО. Обычно его располагают  не в кабинете врача – врач принимает пациента в режиме «один на один», а в холле для медсестры организован сестринский пост, своеобразный « подиум». При такой организации медсестра обычно может обслуживать прием не одного, а двух и даже трех врачей. Однако обычно за подиумом работает не одна, а две, а если врачей много, то и три медсестры. Число медсестер меньше числа врачей, ведущих прием.

 Одна из задач при организации «подиумов» - снять эмоциональную напряженность у пациентов, которых нервирует длительное ожидание приема. Это трудно, но все-таки не идет ни в какое сравнение со стрессом, который может испытать медсестра, сидящая на приеме врача, если ей приходится выйти из кабинета в холл, где ожидают приема раздраженные пациенты, которые могут выражать свое недовольство в самых разных, подчас совершенно неприемлемых формах. Работая в холле, медсестры должны уметь справляться с подобными ситуациями. Предвидеть негативные реакции больных и оперативно разбираться в них. Это самое главное отличие работы на подиуме от работы в кабинете.

На постах есть все, что необходимо для работы: бланки, статистические талоны, журналы. Когда медсестре необходимо покинуть пост, хорошо, что рядом работают два-три человека, все взаимозаменяемые. Работа динамична, требует большого умения в работе с несколькими пациентами сразу. Медсестра должны придерживаться определенных правил поведения. Быть так, сказать лицом учреждения.

Учитывая повсеместную потребность в сестринских кадрах в медицинских организациях различных форм собственности, внедрение постов позволит более рационально использовать потенциал сестринских кадров. В итоге повышается престиж профессии. Она соответствует современным требованиям. Также нововведения ведет к экономии средств фонда заработной платы. Решает кадровую проблему и положительно сказывается на имидже всего учреждения.

О сестринских постах и их устройстве

Сестринские посты стационаров отличаются от поликлинических ЛПО. Сестринский пост это территория, которая служит административным центром сестринской работы для находящихся здесь пациентов. Качество оказываемых медсестрой услуг и удовлетворенность своей работой зависит от качества рабочего пространства, его продуманности и современности.

 Планирование рабочего пространства должно быть индивидуальным для каждого конкретного места. Оно должно соответствовать требованиям конкретного коллектива. При планировании поста медицинской сестры нужно исходить из следующих принципов:

  1. доступность расположения;
  2. соответствие маршрутным потокам врачей, медсестер и пациентов, проходящих через этот пост;
  3. эстетичность;
  4. эргономичность (удобность)
  5. соответствие требованиям соблюдения конфиденциальности.

Необходимо с самого начала, как можно более подробно продумать обустройство поста, что обязательно отразится на качестве работы медицинской сестры. Чрезмерное пространство так же негативно скажется на работе, как и его недостаточность. Длина поста зависит от количества компьютеров и постовых медсестер. Область вокруг поста является самой посещаемой и оживленной на этаже. Лучше расположить его в холле, если позволяет архитектурная планировка.

При планировании поста необходимо четко представлять все рабочие процессы, которые будет выполнять медсестра. Обычно выделяют несколько функциональных зон.

Первая, «секретарская» зона занимает центральное место. Здесь обычно находятся телефон, телефонная книга, формы для заполнения документации, журналы регистрации, ручки, степлеры, и др.

Вторая зона – «пациентская». Здесь медсестра управляет пациентским потоком. В этой зоне должно быть удобно, сидя и стоя, общаться с пациентами, медицинские карты, списки учета пациентов, бланки направлений к специалистам.

Третью зону можно назвать «технической». Здесь стоит факс, принтер, ксерокс.

С поста должен быть хорошо виден холл и коридор, в котором находятся пациенты, ожидающие приема. Информация же, хранящаяся на посту не должна быть видна пациенту.

Очень важно обеспечить конфиденциальность пациентов, никто не должен слышать разговора, который медсестра ведет с пациентами. Поэтому при обустройстве поста следует использовать шумопоглащающие материалы. Хорошо отсекают звук стеклянные перегородки, медицинская зона, где медсестра непосредственно общается с пациентом, может быть отгорожена небольшим стеклянным барьером.

Современный сестринский пост должен выглядеть эстетично. И медсестре работать за таким постом спокойнее. И пациент не боится подойти к нему.

Таким образом, хорошо продуманный сестринский пост –

  1. это пост, на котором в течение всей смены сохраняется порядок,
  2. это пост с улучшенной эргономичностью, которая снижает уровень стресса и усталости
  3. это пост, который соответствует действующим требованиям законодательства, имеет приятный, эстетичный вид и, таким образом повышает имидж работника.

Использованная литература:

  1. Журнал «Сестринское дело».-2014-№4.-С.38-40
  2. www. Grandars.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*