Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-исследовательская работа «Цифровое слабоумие – болезнь XXI века»

11.11.2015 243 361
Петрова Наталья Валерьевна
Петрова Наталья Валерьевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Цифровое слабоумие – новая болезнь XXI века. Этот термин означает снижение когнитивных способностей человека, которое обычно отмечается у людей, переживших серьезные черепно-мозговые травмы или психические заболевания. В это понятие входят как физиологические изменения, происходящие с человеком, так и трансформацию психики, вызванные влиянием различных гаджетов – мобильных телефонов, смартфонов, айпадов, планшетов и других достижений технического прогресса.

Парадокс заключается в том, что все эти приспособления, изобретенные для того, чтобы сделать жизнь человека более простой, интересной, разнообразной и удобной, активно способствуют деградации личности человека.

В первую очередь эксперты обращают внимание, что люди, регулярно использующие гаджеты, страдают расстройством памяти и снижением когнитивных способностей – человеку нет необходимости запоминать те или иные факты, когда под рукой всегда есть свободный доступ к информационному потоку и возможность«цифрового» планирования своей деятельности.

Однако, даже не это вызывает обеспокоенность специалистов – больше всего от гаджетов страдают дети и подростки. Их формирующаяся психика оказывается безоружной перед огромным потоком информации, выливающейся ежедневно через интернет. Молодые люди, полагающиеся только на электронные девайсы, более активно развивают левое полушарие мозга, правое же остается в этом случае недоразвитым. А ведь именно правое полушарие отвечает за концентрацию и память. Такая задержка его развития в 15% случаев приводит к раннему развитию слабоумия.

Негативно влияет на людей и популярность социальных сетей – реальные связи теряют значимость, уступая место «виртуальному» общению, что сказывается и на формировании типа поведения в повседневной жизни – трудности с социальной адаптацией и проблем в поведении. Известны случаи поведенческого расстройства среди подростков в ситуациях, когда их лишали доступа к привычным условиям общения и невозможности использования мобильных телефонов (последнее уже назвали синдромом «НоМоФобия» - когда поведение человека обусловлено страхом потерять мобильный телефон)

Симптомы «цифрового слабоумия» – резкое ухудшение памяти и познавательных способностей, а также тяжелая зависимость от разного рода гаджетов. Каждый десятый житель страны уже не представляет свою жизнь без смартфона. Специалисты сравнивают проблему с алкоголизмом – человек становится зависимым психологически и физически.

Под  интеллектуальными расстройствами - слабоумием - понимается такое нарушение интеллектуальной деятельности, при котором страдает абстрактное мышление, процесс рационального познания, обусловленный нарушением памяти, утрачивается способность выделять главное и существенное, критически оценивать свое состояние. Одним из важных признаков приобретенного слабоумия является полная или частичная малообратимая или необратимая утрата ранее приобретенных знаний и практического опыта. Важным признаком являются нарушения предпосылок интеллекта: памяти, внимания, психической активности и работоспособности, целенаправленности психической деятельности.

Под памятью принято понимать такую особенность психической деятельности, с помощью которой отражается прошлый опыт и события, происходящие в жизни человека и общества. Выделяют кратковременную и долговременную память.

При кратковременной памяти следы от восприятий удерживаются короткое время, пока существует источник воздействия.

При долговременной памяти фиксация информации, навыков, двигательных актов оставляет след на долгие годы или на всю жизнь.

Кроме этого различают механическую и логическую память. Выделяют следующие компоненты памяти: рецепция - восприятие нового; ретенция - удержание полученной информации; репродукция - воспроизведение имеющейся информации. Нарушения памяти бывают представлены дисмнезиями - количественными расстройствами и парамнезиями - качественными расстройствами памяти.

Внимание является одним из важнейших элементов психической деятельности человека, обеспечивающих познавательный процесс Внимание связано со всеми психическими процессами, прежде всего с памятью, мышлением, эмоциями, волей, потребностями, интересами От состояния внимания зависят деятельность человека, его ориентировка, адаптация в окружающей среде.

Внимание - это направленность, сосредоточенность сознания человека на каком-либо объекте, явлении или виде деятельности. Это могут быть объекты внецгнего мира или собственные мысли и переживания.

Виды внимания

Непроизвольное (пассивное) внимание осуществляется непреднамеренно, без волевых усилий, определяется самим объектом и актуальным психическим состоянием человека. Влияние внешних факторов заключается в том, что для поддержания непроизвольного внимания имеют значение новизна раздражителей, их контрастность. Так, монотонный звук или приглушенный свет притупляют внимание человека, вспышка же света или увеличение интенсивности звука - обостряют. Примером непроизвольного внимания является внимание детей, характеризующееся неустойчивостью, отвлекаемостью.

Произвольное (активное) внимание - сознательное, волевое cocсредоточение на каком-либо объекте или виде деятельности, нередко с включением установок в форме внутренней речи.

Признаками техногенной зависимости также могут быть резкие перепады настроения, нездоровый интерес ко всему, что связано с цифровыми медиатехнологиями, неспособность следить за временем, проведённым в интернете, отказ от социальной активности, ухудшение производительности и качества труда. А способности к познанию обычно резко падают у людей, переживших черепно-мозговые травмы или психические заболевания.

Ранее сообщалось, что интернет-зависимость провоцирует депрессию и абстинентный синдром. Исследовав 60 взрослых людей, регулярно пользующихся Интернетом, ученые обнаружили среди них значительные расстройства настроения и даже состояние, похожее на синдром "ломки" (абстинентный синдром) у наркоманов.

«Компьютер – это электронный кокаин. Он стимулирует фазы маниакального возбуждения, после которых приходят фазы депрессии», - предостерегает нейролог из Лос-Анджелеса Питер Уайброу. Миллионы людей в мире не могут вообразить свою жизнь без интернета, мобильного телефона, смартфона, iPad и прочих электронных диковинок. День, даже час без смс-сообщений или посещения сайта социальной сети кажутся им потраченными впустую. 

Подрастает поколение digitale natives, рожденных в цифровую эпоху и не помнящих времен без глобальной паутины. Люди, которые попали в зависимость от электронных игрушек, превращаются в киборгов, разговаривающих с собственным смартфоном при помощи программы Siri. Среднестатистический американский подросток отправляет в месяц 3700 смс, в два раза больше, чем в 2007 году. 

Многочисленные исследования доказывают, что интернет отупляет и даже может довести до депрессии и психологических расстройств. Известно, что пользователи смартфонов в ожидании звонка чувствуют фантомную вибрацию, думая, что им кто-то звонит или пришло сообщение. Умные молодые люди превращаются в рабов экрана. «Интернет крадет наши души, мозг теряется в облаках данных, жесткие диски и память мобильных телефонов отнимают у нас остатки нашей памяти», - сетовал Билл Келлер (Bill Keller), который был в 2003-2011 годах главным редактором New York Times. 

Исследовательская работа УИРС проводилась среди студентов  Черемховского медицинского техникума первого и второго курса отделение «Сестринское дело». Общее число исследуемых 60 человек, они были разделены на три группы по 20 человек. На первом этапе в первый день исследования был предложен текст с набором слов.

Участников первой группы просили указать, какие слова написаны строчными буквами, а какие - прописными. Задание участникам второй группы было: указать, что из перечисленного — существительное, а что — глагол. Задание для  участников третьей группы: им надо было отделить одушевленное от неодушевленного. На втором этапе, который проходил на следующий день всех тестируемых попросили припомнить слова из этого текста, с которыми они работали накануне.

Данные полученные в результате исследования показывают, что у студентов отмечается снижение функций головного мозга. Некоторые студенты не справились ни с одним из предложенных заданий.

На первом этапе исследования первая группа справилась с заданием на 30%.  Вторая группа справилась с заданием на 100%, а третья группа справилась с задание на 50%. При выполнении исследования студенты затруднялись с заданием в распределении слов по категориям.

На втором этапе исследования в первой группе вспомнили 20% , во второй – 40%, в третьей – 35% слов из текста над которым работали накануне.

После обобщения показателей проведенного исследования, можно сказать, что у студентов, которые участвовали в эксперименте, низкие показатели функций головного мозга, которые отвечают за внимательность, память, мышление, анализ полученной информации.

Несмотря на компьютеризацию многих видов повседневной  деятельности, необходимо тренировать мозговые функции.

Для улучшения деятельности мозговых функций студентам, обучающимся в медицинском техникуме можно порекомендовать,  пользоваться цифровыми устройствами только в случае острой необходимости. Побольше общаться с одногруппниками, посещать спортивные секции, организовывать коллективные выходы в кинотеатр, с последующим обсуждением просмотренного фильма, устраивать литературные вечеринки с чтением стихов, с анализом прочитанных произведений. Можно организовать методический кружок, на заседаниях которого проводить тренинги и решать логические задачи на улучшение памяти, внимания, мышления, проводить анализ информации.

Список используемой литературы:

  1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  2. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг, 2014. С 105 – 115.
  3. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость, 2006. С 131 – 137
  4. 4.Научно - популярный журнал «Химия и Жизнь», 2014, №12
  5. 5.Сайт Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher.
  6. http://www.newsko.ru/articles/nk-1813884.html
  7. http://zdrava.in/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*