Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих компетенций на занятиях физической культурой

11.11.2015 3420 6270
Плетнева Вита Игнацасовна
Плетнева Вита Игнацасовна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

B настоящее время проблема здоровья подра­стающего поколения приобретает все большую актуальность. О плохом здоровье детей стали го­ворить на всех уровнях. На физическое воспита­ние возлагаются обоснованные надежды по ко­ренному изменению сложившейся ситуации, так как физические упражнения являются уникаль­ным и эффективным средством профилактики и коррекции заболеваний, повышения уровня функциональных возможностей организма, все­стороннего физического развития,

Среди множества лекарств нет ни одного, ко­торое бы могло конкурировать с физическими упражнениями по диапазону своего воздействия и отсутствию отрицательного влияния на орга­низм

Здоровье является залогом полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью. Только здоровый человек может быть успешен и уверен в своем будущем, в нашем динамичном и информационно насыщенном современном мире.

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают положительное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека и имеют важнейшее значение на протяжении всей его жизни.

Стремление  современного студента сохранить и укрепить свое здоровье обусловлено пониманием важности состояния собственного здоровья для  творческой, активной, социально полезном и, главное, будущей трудовой деятельности.

Образовательный процесс в области физической культуры в техникуме строится так, чтобы были решены следующие задачи:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корректирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и спорту, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- обучение навыкам и умениям в физкультурно -  оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества  в учебной и соревновательной деятельности.

Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях не соответствует современным требованиям, интересам и потребностям общества. Дискуссия о  приоритетной направленности учебного предмета Физическая культура» ведется давно. Чему отдать предпочтение: образовательному, оздоровительному или тренировочному направлению? Существует мнение, что на уроках физической культуры в первую очередь необходимо решать образовательные задачи, то есть дать учащимся определенные знания. Наши исследования показывают: физическое воспитание в образовательных учреждениях должно иметь оздоровительную направленность.

При организации занятий по физической культуре строго соблюдаются правила техники безопасности учащимися,  обеспечивается дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся  с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности и особенностей развития технических свойств и качеств, как важнейшие требования современного занятия.

Процесс физического воспитания в техникуме способствует формированию общих компетенций: ключевые (формирование воли к победе), социальные (спортивные игры как средства развития социальной компетенции), познавательные, личностные, информационные, коммуникативные, самообразовательные, компетентное отношение к собственному здоровью; предметные: оздоровительно – адаптивная, организационная (режим дня).

Социальная компетенция:

- сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

- способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

- социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

- развитие личностных качеств, саморегулирование.     

В игре физические, эмоциональные, умственные качества обучающихся включаются в творческий процесс, при котором обучающиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией.

 Основными критериями социальной компетенции обучающихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:

* Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

* Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры;

* Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;

* Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;

* Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива;

* Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры;

* Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками;

* Умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.

 Познавательная компетенция:

- учебные достижения;

- интеллектуальные задания;

- умение учиться и оперировать знаниями.

Личностная компетенция:

- развитие индивидуальных способностей и талантов;

- знание своих сильных и слабых сторон;

- способность к рефлексии;

- динамичность знаний.

 Самообразовательная компетенция:

- способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

- ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

- гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

- постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Компетенция самоконтроля и индивидуального физического - особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями;

- особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование;

- выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

в организации и планировании содержания индивидуальных занятий физическими упражнениями (подбирать упражнения и их последовательность, осуществлять регулирование физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия, соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений).

Компетентное отношение к собственному здоровью:

- соматическое здоровье;

- клиническое здоровье;

- физическое здоровье;

- уровень валеологических знаний.

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметами образовательных областях, а также в окружающем мире.

Содействие образованию здоровой личности понимается нами как:

физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития  студента;

психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности, как баланс различных психических свойств и процессов (умение отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любовь к себе и любовь к другим и т.д.);

психологическое оздоровление как "интеграл жизнеспособности" и человечности индивида, как самоцель человека и глобальная цель развития. Оздоровительно-адаптивная компетенция:

- особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры;

- факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека.

- выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности);

- выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Проблема здоровья нации – актуальная проблема современности. Решение этой  проблемы  попытки, направленные на улучшение здоровья любыми достижениями, методами, среди которых немаловажная роль принадлежит методам педагогическим.

Учитывая резкое снижение уровня здоровья студентов в техникуме внедряются инновационные здровьесберегающие технологии, которые имеют профилактическую направленность, положительно воздействуют на организм, а также в содержании занятий введены высокоэффективные средства и методы, которые обеспечивают оптимальную деятельную активность и не требует большого материально-технического обеспечения: стретчинг, степ-аэробика, калланетика, шейпинг, хатха-йога.

Формирование общих компетенций и внедрение в учебный процесс техникума по физическому воспитанию инновационных здоровье сберегающих технологий позволяет проводить занятие в свете современных требований, значительно повысить эффективность системы физического воспитания студентов, осуществлять воздействие на развитие физических и психологических качеств.

Цель преподавания физического воспитания техникума:  создать среду обучающей, воспитывающей, оздоравливающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков у студентов, обеспечивает ему условия для формирования общих компетенций.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость  творчества »

Литература

  1. Е.А. Бабенкова. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. – М., 2003.
  2. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М., 2003.
  3. Научно-практическим журналом «Здоровьесберегающее образование», №2 (14), 2011 г.
  4. Бюллетень Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири, №4, - Иркутск, 2003.
  5. Станкин М.Н. Нравственное воспитание школьников на занятиях физкультурой. М., Просвещение, 2005.
  6. Хуторский А.В. Ключевые компетентности, как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. М.: Народное образование, 2003. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*