Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуальные проблемы современной педагогики

11.11.2015 21359 33742
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Педагогическое искусство - это искусство применения педагогики или искусство педагогической деятельности, искусство решения педагогических задач.

Составной частью педагогики является дидактика – наука о передаче знаний, о формировании и развитии умений, навыков и тренированности в применении этих знаний.

Педагогика включает в себя обеспечение ориентации в соответствующих общих и частных потребностях тех, ради кого она должна развиваться и использоваться на основе использования достижений других обществоведческих и человековедческих наук, не подменяя ни одну из них.

Управление педагогической деятельностью не должно быть утопичным. Но оно должно быть ориентировано на все более полное и эффективное использование имеющихся возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому педагогика включает в себя рассмотрение закономерностей формирования и развития системы наиболее важных качеств субъекта будущей деятельности, ради которой, собственно, и осуществляется педагогическая деятельность.

Учебный процесс необходимо считать важнейшим процессом положительного и отрицательного воспитания. Учитывая, что широкое понимание воспитания содержит два аспекта узкого понимания: организованное и неорганизованное воспитание, следует считать педагогику школы наукой об организованном воспитании школьников, которая состоит из двух разделов:

  1. теория воспитания посредством обучения (дидактика)
  2. теория воспитания посредством внеклассной деятельности

Для адекватного решения вопросов об организованном и неорганизованном воспитании и так называемом воспитывающем обучении, а также о воспитательном пространстве и о соотношении воспитания и обучения следует выяснить сущность процесса воспитания. В разнообразных определениях воспитания неприемлемое то, что оно представляется как результат деятельности не самих воспитуемых, а только лишь воспитателей. «В широком смысле оно (воспитание) включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формированияличности…». «Воспитание — процесс систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности».

«Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека…». «Воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим». «В самом общем виде воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка»

А.C. Макаренко, утверждая, что воспитание является процессом изменения воспитанника в результате его деятельности, писал: «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда он мог бы проявить мужество все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». Он же писал: «Передо мной ставилась, прежде всего, задача — воспитать. Мне дали правонарушителей со слишком яркими и опасными особенностями характера, и прежде всего передо мной ставилась цель — этот характер переделывать». И в настоящее время пишут: «Технология исходит из того, что цель обучения — изменение состояния ученика, его знаний, мыслей и чувств».

«В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека». Известно, что это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности. В этих определениях важно следующее: человек воспитывается в результате своей мыслительной и практической деятельности. Главное — это его деятельность и то, что он субъект деятельности. Чтобы обосновать правильность этого положения, имеющего методологическое значение, обратимся к различным определениям: «Воспитывают все… Со всем сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот хаос… создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка». Многие авторы, думая так же, всегда подчеркивают, что человек изменяется только в своей деятельности: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями».

В психологической литературе объектом внимания стал процесс становления человека в деятельности. Об этом пишет C.Л. Рубинштейн: «Подлинным достижением человека считается не только то, что откладывается вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-либо значительное, человек и сам растет, в творческих доблестных делах человека важнейший источник его роста». Накопленные исследователями педагогические, философские и психологические знания о внутренних, т. е. воспитательных результатах человеческой, и не только человеческой, деятельности, вынуждают рассматривать воспитание как процесс возникновения результатов человеческой деятельности в виде личностных изменений. Во всех видах деятельности человека функционирует этот процесс независимо от желания ее организатора. Это является объективно-закономерным процессом. Он или управляется или не управляется организаторами деятельности, дает положительный или отрицательный продукт в виде качества личности, но всегда он существует. Об этом и свидетельствует деятельностный подход. Значит, нет деятельности, в которой не функционировал бы механизм воспитания, т. е. становления человека, и нет воспитания без деятельности, т. е. не существует воспитание вне деятельности человека.

Посредством деятельности человек вносит заметные и незаметные изменения во внешний мир, тем самым этим процессом произвольно или непроизвольно вносятся определенные изменения в духовный и физический мир личности.

Человек - самое сложное явление из всех существующих на Земле, это интересный предмет познания и самопознания. Человек - замечательный результат уникальной социально-культурной революции, поскольку только человек способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира.

В начале нового тысячелетия все более очевидной становится непрерывная девальвация нравственных и духовных ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Причиной является системный кризис, который охватил важнейшие сферы жизни общества: культуру, науку, религию, образование. Поскольку образование является одним из основных факторов формирования общественного сознания, то именно образование, изменив парадигму, должно стать социальным институтом, который вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности бытия и смысл человеческой жизни, предотвратив тем самым реальную опасность необратимой духовной деградации человека и человечества. На наш взгляд, это одна из самых важных проблем в современном обществе.

Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке в жизнь, появилась большая мотивация обучения.

Большую важность для современного обучения имеет проблема формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний. Этой проблеме уделяется значительное внимание и на протяжении многих лет рассматривали ее в рамках различных подходов. Так, в литературе описаны особенности овладения приемами умственной деятельности и их переноса, показано значение для интеллектуального умения не только знания приема, но и использования его обучающимся в собственном опыте, выделены индивидуальные и типические различия овладения приемами, лежащими в основе исследования обучаемости.

Задачи формирования активного молодого человека нашего общества обусловливают необходимость изучать обучающихся как активного субъекта осуществляемых им видов труда. При этом психологи опираются на принцип единства психики и деятельности; по-видимому, необходимо различать методологический принцип единства психики и деятельности и собственно деятельностный подход, в рамках которого предметом анализа являются разные виды деятельности, их структура, динамика в ходе формирования.

Наряду с проблемой ценностей в образовании всегда была актуальной проблема целей, поскольку от того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности были для него приоритетны и особенно значимы, зависело, в каком направлении будет строиться, и осуществляться процесс обучения и воспитания. В истории развития образовательных систем можно выделить два подхода к проблеме целеполагания: формирующее (проективное) и свободное. Формирующий подход базируется на том, что высшей целью образования является наиболее полное удовлетворение требований государства к личности, к выпускнику, который должен обеспечить прогрессивное развитие экономики, науки, техники. В рамках этого подхода на первое место выходят интересы государства. Второй подход - свободное целеполагание - предполагает создание условий для максимального развития способностей каждой личности, ее восхождение к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, иными словами, максимальное развитие тех свойств человека, которые определяются потребностями личности.

В настоящее время обучение - это многосторонний процесс, включающий все элементы различных психологических направлений.

Ассоциативная психология - направление, разрабатываемое в ХУШ-Х1Х вв. сначала философами (Дж. Беркли, Д.Юм), предполагавшими, что человек запечатлевает внешние явления в виде следов, которые взаимосвязаны между собой. В 1880-1890-е гг. Г. Эббингауз, Г.Мюллер установили, что основой психики являются ощущения, связанные между собой по смежности, контрасту и сходству. Особенно сильное влияние ассоцианизм оказал на изучение памяти, которая, по их мнению, лежит в основе всего. Оказывалось, что процесс традиционного обучения детерминирован памятью.

Бихевиоризм, как одно из психологических направлений ХХ в., рассматривал в качестве основного предмета психологии поведение в отрыве от сознания. Бихевиоризм в лице Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера объявили главными стимулы и реакции, которые составляли систему навыков и их перенос в новые ситуации, что определяло процесс усвоения.

Гештальт-психология была представлена в исследовании восприятия, а затем мышления главным образом именами М. Вертгаймера, К. Дункера, Л. Секея и К. Коффки. В книге М. Вертгаймера «Продуктивное мышление» описано «усмотрение» известного и неизвестного в проблемной ситуации школьником - будущим великим математиком К.Ф. Гауссом, которое привело к мгновенному решению математической задачи. Главным в обучении гештальт- психология объявила развитие творческого мышления, выступив одновременно против прошлого опыта, который в новых ситуациях имел отрицательную функцию в виде психологических барьеров и стереотипов, мешающих поиску нового. Значит, продуктивные процессы могут развиваться тогда, когда учащийся выполняет тольконовый, неизвестный круг заданий, а использование известных способов действий и сформированных навыков тормозит умственное развитие. Такое развитие возможно в процессе обучения при решении разных типов проблемных ситуаций.

С нашей точки зрения, гуманистическое направление не является и эквивалентным рассмотренным выше теориям по методам и принципам исследования. Однако акцент, поставленный К. Роджерсом и А. Маслоу на возможностях реализации личности, помогает увидеть обучение с гуманистической стороны, где взаимодействуют два равноправных участника - Ученик и Учитель.

Следует отметить, что строить обучение только на одной психологической теории вряд ли целесообразно, поскольку в реальном образовательном процессе учитель может использовать элементы разных технологий (например, поэтапное формирование умственных действий и создание проблемных ситуаций), да и образовательный процесс должен быть гуманным.

Можно продолжать перечень неисследованных вопросов в различных областях обучения, однако и названных достаточно, чтобы убедиться в том, что психология обучения ждет своих авторов. Иначе пострадает практика, прежде всего ученик, которого необходимо обучать на основе его индивидуально-психологических особенностей и обучаемости.

На развитие в целом влияет также ранняя стимуляция, осуществляемая взрослыми. Для доказательства этого сошлемся на доклад, сделанный в Токио на ХХ Психологическом конгрессе в 1972 г. Он называется «Обучение до говорения». Детям, начиная с первого года жизни, многократно демонстрировались буквы алфавита, что сопровождалось заучиванием соответствующих фонем. Крупные изображения букв, кроме того, развешивались в кроватке ребенка и над ней. В результате этого обучения дети начинали читать слова сразу же, как только овладевали их значениями и произношением.

Развитие - это процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью. Ученик овладевает действительностью посредством учителя и других взрослых. Развитие может меняться в результате различных условий жизнедеятельности, общения, режима, питания и пр.

Развитию соответствуют биологические индикаторы того, что изменилось в личности обучаемого, переходит ли он на другую ступень развития и начинает ли выполнять элементы новой для него деятельности.

Таким образом, развитие психологии обучения нельзя рассматривать без анализа прошлых достижений ученых. Любая образовательная технология имеет право на существование, если она прогрессивна и не наносит вреда обучаемому. Новые подходы к обучению должны органично продолжать исследования психологов и дидактов ХХ столетия. Важно, чтобы в психике обучаемого могли бы формироваться такие новообразования, которые бы раскрывали его потенциал, инициировали познание и приводили к прогрессу все общество.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*