Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМетод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП'б ' в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в образовании. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался в США. Великобритании Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального
сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.
Фундаментальными особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения то мир информации, которая быстро устаревает.
Это мир, где идеи постоянного реконструируются, перепроверяются и переосмысливаются мир; где никто не может выжить с одним простым способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление кясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Никогда прежде система образования не готовила обучающихся к такой динамике изменений, непредсказуемости, сложности.
«Информационная революция предполагает совершенствование не только техники или технологии, но и самого человека, прежде всего его мышления».
Достижение высоких результатов в профессиональном образовании невозможно без использования компетентностного подхода. Одной из технологий, применяемых мной при обучении студентов является метод проектов.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);
— это совокупность приёмов, действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта.1
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. То есть метод проектов как педагогическая технология это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Преподавателю отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать студентам учиться, направлять их познавательную деятельность.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умении из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
_________________________________________________
1 https://ru.wikipedia.org
Цель проектного обучения — создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников: учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, что особенно важно при формировании и общих, и профессиональных компетенции, а также для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства.
В процессе проектной деятельности студенты приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения), развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — студент, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития:
4)комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студента;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Роль преподавателя - преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам, определяет замысел проекта, цели, задачи и ресурсы; участвует в обсуждении тем предложенных студентам консультирует, корректирует. организует экспертизу например, приглашает в качестве экспертов специалистов от работодателей.
Роль студентов - студенты обсуждают и принимают решение по теме, оформляют результаты в соответствии с принятыми методическими указаниями, докладывают о результатах своей работы, осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с у четом опенки других.
Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:
Результат. Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей студента и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
При подготовке к лабораторным работам по специальности «Технология продукции общественного питания» я разрабатываю систему проектов, где учитываю перечень формируемых профессиональных компетенций. Вместе со студентами группы обсуждаю содержание проектов, помогаю формулировать темы проектов, организовывать творческие группы с учетом их индивидуальных способностей. Каждая лабораторная работа представляет собой законченный учебный проект, продолжительностью 4 часа. По окончании изучения модуля, я предлагаю студентам оформить портфолио, в котором они должны представить результаты проектов по любой теме данного модуля.
Применение студентами метода проектов в ходе лабораторных работ помогает им: закреплять теоретические знания, возникновению более устойчивого интереса к специальности, осуществлять возможность реализовывать свои профессиональные компетенции, возможность активно включиться в целостный производственный процесс.
Проектный метод имеет широкие возможности применения и на практике (учебной и производственной). При выходе на практику, студенты получают проектное задание (индивидуальное или для творческих групп). По окончании производственной практики студенты пополняют портфолио результатами проектной деятельности.
Включение в образовательный процесс метода проектов значительно влияет на положительную динамику успеваемости и качество знаний.
В качестве рефлексии (обратная связь) выступает портфолио, в котором описываются все этапы работы, принимаемые решения с их обоснованием; все возникшие трудности и способы их решения. В портфолио вкладывается технологическая карта на приготовление блюда, описание технологии приготовления блюда, правила подачи, органолептические свойства и заключение дегустации блюда. Анализ портфолио студента помогает мне проводить мониторинг и вносить корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности.
В ходе реализации проекта обучение самомотивируемое, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения.
Сравнивая метод проекта с традиционными подходами, отмечаю ряд его преимуществ: процесс обучения максимально приближается к практике; меняется позиция обучающегося в образовании, обучающийся сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания. Обучающийся накапливает опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Подготовка к работе над методом проекта ставит обучающихся перед необходимостью отыскивать и принимать оптимальное решение. Они совершенствуют информационную и коммуникативную компетенции; создаются условия для формирования их профессиональной компетенции происходит творческое усвоение необходимой информации. Таким образом, метод проекта позволяет индивидуализировать учебный процесс и сделать его более интенсивным, предоставляя обучающимся возможность выбрать темп продвижения к конечным результатам обучения
Я считаю, что использование на занятиях ЛПР и учебных занятиях по практике метода проектов дает положительный результат, так как повышается степень самостоятельности студентов при выполнении учебно-производственных работ, развивается способность работать в команде, дает возможность более широко использовать свои творческие возможности, способствует повышению интереса к выбранной специальности, развивает исследовательские умения и самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.