Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод проектов и его роль в формировании профессиональных компетенций студентов по специальности «Технология продукции общественного питания»

10.11.2015 1414 9154
Леонтьева Лариса Валентиновна
Леонтьева Лариса Валентиновна, мастер производственного обучения

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских  педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП'б ' в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в образовании. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался в США. Великобритании Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии,  Нидерландах и многих других странах. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального
сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.

Фундаментальными особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения то мир информации, которая быстро устаревает.
Это мир, где идеи постоянного реконструируются, перепроверяются и переосмысливаются  мир; где никто не может выжить с одним простым способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление кясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Никогда прежде система образования не готовила обучающихся к такой динамике изменений, непредсказуемости, сложности.

«Информационная революция предполагает совершенствование не только техники или технологии, но и самого человека, прежде всего его мышления».

Достижение высоких результатов в профессиональном  образовании невозможно без использования компетентностного подхода. Одной из технологий, применяемых мной при обучении студентов является метод проектов.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);

— это совокупность приёмов, действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта.1

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. То есть метод проектов как педагогическая технология это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Преподавателю отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать студентам учиться, направлять их познавательную деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты   выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умении из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

_________________________________________________

1 https://ru.wikipedia.org

Цель проектного обучения — создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников: учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, что особенно важно при формировании и общих, и профессиональных компетенции, а также для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства.

В процессе проектной деятельности студенты приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения), развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — студент, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности,  имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента  на свой уровень развития:

4)комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических  и психических функций студента;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Роль преподавателя  - преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам,  определяет замысел проекта, цели, задачи и ресурсы; участвует в обсуждении тем   предложенных студентам консультирует, корректирует. организует экспертизу например, приглашает в  качестве экспертов специалистов  от работодателей.

Роль студентов - студенты обсуждают и принимают решение по теме, оформляют результаты в соответствии с принятыми методическими указаниями, докладывают о результатах своей работы, осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с у четом опенки других.

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

  • краткосрочные (2-6 ч):
  • среднесрочные (12-15 ч):
  • долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей студента и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

При подготовке к лабораторным работам  по специальности «Технология продукции общественного питания» я  разрабатываю систему проектов, где учитываю перечень формируемых профессиональных компетенций. Вместе со студентами группы обсуждаю содержание проектов, помогаю формулировать темы проектов, организовывать творческие группы с учетом их индивидуальных способностей.  Каждая лабораторная работа представляет собой законченный учебный проект, продолжительностью 4 часа. По окончании изучения модуля, я предлагаю студентам оформить портфолио, в котором они должны представить  результаты проектов по любой теме данного модуля.

Применение студентами  метода проектов в ходе лабораторных работ помогает им:  закреплять  теоретические знания,  возникновению  более устойчивого  интереса к специальности, осуществлять  возможность реализовывать свои профессиональные компетенции, возможность активно включиться в целостный производственный процесс.

Проектный метод имеет широкие возможности применения и на практике (учебной и производственной). При выходе на практику, студенты получают проектное задание (индивидуальное или для творческих групп). По окончании производственной практики студенты пополняют портфолио результатами проектной деятельности.

Включение  в образовательный процесс метода проектов значительно влияет на положительную динамику успеваемости и качество знаний.

В качестве рефлексии (обратная связь) выступает портфолио, в котором описываются все этапы работы, принимаемые решения с их обоснованием; все возникшие трудности и способы их решения.  В портфолио вкладывается технологическая карта на приготовление блюда, описание технологии приготовления блюда, правила подачи, органолептические свойства и заключение  дегустации блюда. Анализ портфолио студента помогает мне проводить мониторинг  и  вносить корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности.

В ходе реализации проекта обучение самомотивируемое, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения.

Сравнивая метод проекта с традиционными подходами, отмечаю ряд его преимуществ: процесс обучения максимально приближается к практике; меняется позиция обучающегося в образовании, обучающийся сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания. Обучающийся  накапливает опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Подготовка к работе над методом проекта ставит обучающихся перед необходимостью отыскивать и принимать оптимальное решение. Они совершенствуют информационную и коммуникативную компетенции; создаются условия для формирования их профессиональной компетенции  происходит творческое усвоение необходимой информации. Таким образом, метод проекта позволяет индивидуализировать учебный процесс и сделать его более интенсивным, предоставляя обучающимся возможность выбрать темп продвижения к конечным результатам обучения

Я считаю, что использование на занятиях ЛПР и учебных занятиях по  практике метода проектов дает положительный результат, так как повышается степень самостоятельности студентов при выполнении учебно-производственных работ, развивается способность работать в команде, дает возможность более широко использовать свои творческие возможности, способствует повышению интереса к выбранной специальности, развивает исследовательские умения и самостоятельность  в учебно-познавательной деятельности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*