Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современных социально-экономических условиях целью среднего профессионального образования становится развитие у будущего специалиста профессиональной компетентности и культуры, умений осуществлять и постоянно совершенствовать профессиональную деятельность. Особую значимость приобретает развитие духовной культуры будущих дизайнеров. Развитие духовной культуры студентов предусматривает непрерывное движение к высшим человеческим идеалам, ценностям.
Формирование эстетической культуры студентов осуществляется в условиях целостной системы эстетического воспитания, основанной на принципах гармонии, простоты и красоты. Среди приоритетных направлений воспитания отличаются: приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии.
В современном мире происходит общекультурный всеобъемлющий метаморфоз, который с неизбежностью захватывает все сферы и институты культуры. Многие из культурных феноменов действительно могут исчезнуть, подвергшись процедуре интеллектуальной деконструкции. И происходит это, непосредственно, потому что они перестают нести необходимость современному обществу. Пожалуй, именно в этом и состоит проблема трудности исследования аксеологической специфики эстетического воспитания как культурного феномена, каковы его функции и его значения для культуры сегодня, или в русле прогностической проблематики – какие аспекты сущности и функциональной структуры этого феномена унаследует то нечто, что, конечно, придёт на смену современной форме его существования.
1 Обоснование формирования ценностно-эстетической направленности студентов
Чтобы понять, что же такое «эстетическая культура», нужно для начала разобраться, что же означает понятие «культура».
Культура — понятие многозначное, и существует огромное количество определений, отражающих ее содержание, в соответствии с уровнем эрудиции авторов и их принадлежностью к той или иной научной школе (Ф. Ницше, X.Ортега-и-Гассет, А. Моль, П. А. Флоренский, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, М. С. Каган). Объединяет все эти определения признание культуры совокупностью материальных и духовных ценностей, всегда обращенных к своему творцу и восприемнику — человеку.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед институтом образования. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо, М.Н. Фроловская, О.Н. Апанасенко., А.В. Потемкин и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.
Наиболее удачно цель эстетического воспитания звучит так - формирование гармоничной индивидуальности, всесторонне развитого человека, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Итак, подэстетической воспитанностью будущего дизайнерапонимается профессионально-личностное качество, выражающееся в достаточно высоком уровне сформированности эстетической направленности, интегрированных художественно-профессиональных эстетических знаний, умений и навыков, интересов и потребностей; в наличии эстетического идеала и подлинного эстетического вкуса; развитости эстетических чувств, способности к профессиональной эстетической деятельности, к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию.
2 Сущность проектной методики в дизайн практике
Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний, наука развивается бурно, что приводит к стремительному устареванию ранее полученных знаний.
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение.
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции, параллельно развивая эстетическую сторону личности студента. Метод проектов позволяет решать следующие задачи в становлении специалиста-дизайнера:
- закрепляются теоретические знания,
- формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать,
- возникает более устойчивый интерес к специальности,
- расширяется представления о разнообразии задач и направлений работы в сфере производства,
- осуществляется возможность реализовать свои профессиональные знания и умения,
- совершенствуется умение владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса.
Студент-дизайнер, ориентированный на активное участие в создании прекрасного, непременно сталкивается с формированием эстетической культуры личности, которая включает:
- эстетическое восприятие;
- эстетические чувства;
- эстетические потребности;
- эстетические вкусы;
- эстетические идеалы.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.
Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Воспитание творческой личности - важнейшая цель всего процесса обучения специалиста-дизайнера. Повышение качества эстетического воспитания – одна из главных задач, которую помогает решить на учебных занятиях метод проектов.
При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.
Меняется и роль студента, который становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус не только в рамках изучения дисциплины или профессионального модуля на учебных занятиях, но и внеаудиторно.
3 Портфолио студента как ведущий критерий самоопределения
Содержательным наполнением любого конкурентоспособного выпускника являются умения осуществлять социально-значимую проектную деятельность, активность позиции на рынке труда, формирование ценностных ориентаций, определяющих социальную и гражданскую ответственность, осознание собственной социальной миссии. Таким образом, следует констатировать, что только портфолио, наполнение которого включает все три составляющие (профессиональную, личностную и социальную), будет обеспечивать конкурентоспособность выпускника и способствовать целостному и адекватному представлению претендентом на рабочее место своей кандидатуры.
Изучение структуры портфолио, представленных сегодня в теории и практике профессионального образования, показывает, что целостного подхода к решению этой проблемы пока не найдено. Традиционно предлагаются портфолио карьерного продвижения, которое представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте и отражает определенные достижения студента. Даннаяструктура портфолио, являясь набором грамот, дипломов и рекомендаций, не отражает концептуально линию их подбора, так как, имея неоформленную структуру, не может претендовать на целостность.
Позиционирование портфолио как эффективного механизма мотивации и развития личностно ориентированного образования является более полным, способствующее развитию способностей к самостоятельному обучению, творчеству, рефлексии и комплексному решению конкретных проблем.
Основная цель портфолио – накопление и сохранение документального подтверждения собственных достижений и роста студента в процессе обучения. По структуре портфолио делится на перечень индивидуальных достижений и пакет документов, подтверждающий их. Все индивидуальные достижения делятся на образовательную активность студента, которая включает освоение основной образовательной программы и дополнительное образование (профессиональные курсы); творческую активность, включающую исследовательскую и творческую деятельность и социальную и коммуникативную активность, под которой понимаются достижения в общественной деятельности.
Рассмотрим портфолио выпускника специальности «Дизайн (по отраслям)».
Портфолио студента отражает основные составляющие конкурентоспособности специалиста, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1- Структура портфолио выпускника
Составляющие портфолио |
Способы наполнения и предъявления результатов |
Профессиональная |
результаты освоения образовательной программы (грамоты, дипломы, стипендии и т.п.) |
характеристики с мест прохождения практик |
|
научно-исследовательская деятельность (участие в научно-практических конференциях, форумах, семинарах и пр.) |
|
апробация профессиональных навыков в деятельности профессиональных лабораторий, дизайн-агентства |
|
Личностная |
участие в творческих конкурсах, олимпиадах |
Социальная
|
создание и реализация социально-значимых проектов |
установление и развитие молодежных, культурных и личных всероссийских и международных контактов и связей |
|
общественно-полезная деятельность |
Данная концепция содержания портфолио была внедрена и апробирована в образовательном процессе, результатом является реальное обеспечение конкурентоспособного и востребованного выпускника на рынке труда.
Методика формирования портфолио позволяет вести прогностическую деятельность своего профессионального будущего, проектировать свой профессиональный маршрут. Студентка ГБПОУ «Дзержинский техникум бизнеса и технологий» специальности «Дизайн (по отраслям)» Абашина Е. В. принимала участие в муниципальном этапе конкурса «Моя профессиональная карьера». Студенткой были проанализированы:
Получив высокие оценки представителей коммерческих и социальных партнеров, была рекомендована к участию в областном этапе конкурса «Карьера ПРОФИ», где заняла второе место и, затем стала финалисткой межрегионального фестиваля карьерных перспектив «Карьера ПРОФИ» в номинации «Профи СТАФФ».
Таким образом, портфолио является эффективным механизмом мотивации и развития личностно ориентированного образования, способствующим развитию способностей к самостоятельному обучению, творчеству, рефлексии и комплексному решению конкретных проблем.
Список используемых источников
Приложение: Фрагменты портфолиовыпускника Альмяшева Никиты
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.