Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование портфолио студента как средства реализации проектной методики в становлении и развитии художественно-эстетической культуры специалиста в области дизайн (по отраслям)

10.11.2015 310 391
Игумнова Татьяна Вячеславовна
Игумнова Татьяна Вячеславовна, преподаватель профессиональных модулей

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

В современных социально-экономических условиях целью среднего профессионального образования становится развитие у будущего специалиста профессиональной компетентности и культуры, умений осуществлять и постоянно совершенствовать профессиональную деятельность. Особую значимость приобретает развитие духовной культуры будущих дизайнеров. Развитие духовной культуры студентов предусматривает непрерывное движение к высшим человеческим идеалам, ценностям.

Формирование эстетической культуры студентов осуществляется в условиях целостной системы эстетического воспитания, основанной на принципах гармонии, простоты и красоты. Среди приоритетных направлений воспитания отличаются: приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии.

В современном мире происходит общекультурный всеобъемлющий метаморфоз, который с неизбежностью захватывает все сферы и институты культуры. Многие из культурных феноменов действительно могут исчезнуть, подвергшись процедуре интеллектуальной деконструкции. И происходит это, непосредственно, потому что они перестают нести необходимость современному обществу. Пожалуй, именно в этом и состоит проблема трудности исследования аксеологической специфики эстетического воспитания как культурного феномена, каковы его функции и его значения для культуры сегодня, или в русле прогностической проблематики – какие аспекты сущности и функциональной структуры этого феномена унаследует то нечто, что, конечно, придёт на смену современной форме его существования.

1 Обоснование формирования ценностно-эстетической направленности студентов

Чтобы понять, что же такое «эстетическая культура», нужно для начала разобраться, что же означает понятие «культура».

Культура — понятие многозначное, и существует огромное ко­личество определений, отражающих ее содержание, в соответствии с уровнем эрудиции авторов и их принадлежностью к той или иной научной школе (Ф. Ницше, X.Ортега-и-Гассет, А. Моль, П. А. Флоренский, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, М. С. Каган). Объединяет все эти определения признание куль­туры совокупностью материальных и духовных ценностей, всегда обращенных к своему творцу и восприемнику — человеку.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед институтом образования. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо, М.Н. Фроловская, О.Н. Апанасенко., А.В. Потемкин и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Наиболее удачно цель эстетического воспитания звучит так - формирование гармоничной индивидуальности, всесторонне развитого человека, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Итак, подэстетической воспитанностью будущего дизайнерапонимается профессионально-личностное качество, выражающееся в достаточно высоком уровне сформированности эстетической направленности,  интегрированных художественно-профессиональных эстетических знаний, умений и навыков, интересов и потребностей;  в наличии эстетического идеала и подлинного эстетического вкуса; развитости эстетических чувств, способности к профессиональной эстетической деятельности, к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию.

2 Сущность проектной методики в дизайн практике

Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний, наука развивается бурно, что приводит к стремительному устареванию ранее полученных знаний.

Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение.

Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции, параллельно развивая эстетическую сторону личности студента. Метод проектов позволяет решать следующие задачи в становлении специалиста-дизайнера:

- закрепляются теоретические знания,

- формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать,

- возникает более устойчивый интерес к специальности,

- расширяется представления о разнообразии задач и направлений работы в сфере производства,

- осуществляется возможность реализовать свои профессиональные знания и умения,

- совершенствуется умение владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса.

Студент-дизайнер, ориентированный на активное участие в создании прекрасного, непременно сталкивается с формированием эстетической культуры личности, которая включает:

-    эстетическое восприятие;

-    эстетические чувства;

-    эстетические потребности;

-    эстетические вкусы;

-    эстетические идеалы.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.

Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Воспитание творческой личности - важнейшая цель всего процесса обучения специалиста-дизайнера.  Повышение качества эстетического воспитания – одна из главных задач, которую помогает решить на учебных занятиях метод проектов.

При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.

Меняется и роль студента, который становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус не только в рамках изучения дисциплины или профессионального модуля на учебных занятиях, но и внеаудиторно.

3 Портфолио студента как ведущий критерий самоопределения

Содержательным наполнением любого конкурентоспособного выпускника являются умения осуществлять социально-значимую проектную деятельность, активность позиции на рынке труда, формирование ценностных ориентаций, определяющих социальную и гражданскую ответственность, осознание собственной социальной миссии. Таким образом, следует констатировать, что только портфолио, наполнение которого включает все три составляющие (профессиональную, личностную и социальную), будет обеспечивать конкурентоспособность выпускника и способствовать целостному и адекватному представлению претендентом на рабочее место своей кандидатуры.

Изучение структуры портфолио, представленных сегодня в теории и практике профессионального образования, показывает, что целостного подхода к решению этой проблемы пока не найдено. Традиционно предлагаются портфолио карьерного продвижения, которое представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте и отражает определенные достижения студента. Даннаяструктура портфолио, являясь набором грамот, дипломов и рекомендаций, не отражает концептуально линию их подбора, так как, имея неоформленную структуру, не может претендовать на целостность.

Позиционирование портфолио как эффективного механизма мотивации и развития личностно ориентированного образования является более полным, способствующее развитию способностей к самостоятельному обучению, творчеству, рефлексии и комплексному решению конкретных проблем.

Основная цель портфолио – накопление и сохранение документального подтверждения собственных достижений и роста студента в процессе обучения. По структуре портфолио делится на перечень индивидуальных достижений и пакет документов, подтверждающий их. Все индивидуальные достижения делятся на образовательную активность студента, которая включает освоение основной образовательной программы и дополнительное образование (профессиональные курсы); творческую активность, включающую исследовательскую и творческую деятельность и социальную и коммуникативную активность, под которой понимаются достижения в общественной деятельности.

Рассмотрим портфолио выпускника специальности «Дизайн (по отраслям)».

Портфолио студента отражает основные составляющие конкурентоспособности специалиста, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1- Структура портфолио выпускника


Составляющие портфолио

Способы наполнения и предъявления результатов

 Профессиональная

результаты освоения образовательной программы (грамоты, дипломы, стипендии и т.п.)

характеристики с мест прохождения практик

научно-исследовательская деятельность (участие в научно-практических конференциях, форумах, семинарах и пр.)

апробация профессиональных навыков в деятельности профессиональных лабораторий, дизайн-агентства

Личностная

участие в творческих конкурсах, олимпиадах

Социальная

 

создание и реализация социально-значимых проектов

установление и развитие молодежных, культурных и личных всероссийских и международных контактов и связей

общественно-полезная деятельность

Данная концепция содержания портфолио была внедрена и апробирована в образовательном процессе, результатом является реальное обеспечение конкурентоспособного и востребованного выпускника на рынке труда.

Методика формирования портфолио позволяет вести прогностическую деятельность своего профессионального будущего, проектировать свой профессиональный маршрут. Студентка ГБПОУ «Дзержинский техникум бизнеса и технологий» специальности «Дизайн (по отраслям)» Абашина Е. В. принимала участие в муниципальном этапе конкурса «Моя профессиональная карьера». Студенткой были проанализированы:

  • стартовые условия для достижения поставленных целей (способности, собственные интересы, успехи в учебной деятельности);
  • возможности продолжения дальнейшего обучения по специальности;
  • варианты трудоустройства по полученной специальности.

Получив высокие оценки представителей коммерческих и социальных партнеров, была рекомендована к участию в областном этапе конкурса «Карьера ПРОФИ», где заняла второе место и, затем стала финалисткой межрегионального фестиваля карьерных перспектив «Карьера ПРОФИ» в номинации «Профи СТАФФ».

Таким образом, портфолио является эффективным механизмом мотивации и развития личностно ориентированного образования, способствующим развитию способностей к самостоятельному обучению, творчеству, рефлексии и комплексному решению конкретных проблем.

Список используемых источников

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: Учебное пособие для вузов. – Казань: Изд-во Казань, кН 1, 1996.
  2. Арнхейм Р. Искусство как терапия // Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  4. Буров А. И. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников. Серия — Мир художника. Москва, «Искусство», 1980 г. −297 с.
  5. Дремов А. К. Эстетика и современность. - М., 1988.
  6. Кутырев А. В. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс – Традиция, 2001. С. 65.
  7. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М. Педагогика, 1972.
  8. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М. Педагогика, 1974.
  9. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М. Просвещение, 1987.
  10. Основы социологии: Курс лекций. – М., 1993.
  11. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания. – М., Наука, 1989.

Приложение: Фрагменты портфолиовыпускника Альмяшева Никиты 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*