Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Алгоритмы по русскому языку

19.01.2012 625 4804
Вагазова Надежда Леонидовна, воспитатель группы продлённого дня

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Проверка орфограмм слабых позиций


1) Чтобы найти сильную позицию в корне слова, нужно изменить слово (сады - сад)

 

 

2) подобрать родственное слово (земляной - земли)

3) посмотреть в словаре


Комментирование

 

1) «Сначала поставлю ударение холодо-о-ок, ударение падает на (о), остальные гласные пропущу;

2) Послушаю, есть ли на конце слова согласный, парный по звонкости- глухости ; холодок-к-к. Есть звук (к), его пропущу

3) Послушаю, встретились ли два согласных, парных по звонкости- глухости хо-ло-док. Нет

4) Пишу, диктуя себе по слогам х-(пропускаю (а), л- пропускаю (а), до- пропускаю (к)

5) Проверяю «хо-ло-док».


Постановка знаков препинания в конце предложения:

 

 

1. Прочитай предложение. О ком, о чём говорится в нём?

2. Как произносится предложение?

3. Какой знак нужно поставить в конце предложения?


 

ПРОВЕРЬ!

1. Не пропустил ли ты букву?

2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?

3. Не уверен – спроси у учителя!


ПРОВЕРЬ!


     
  1. С какой буквы пишу слово?
  2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?
  3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.


     

 

Памятка (алгоритм) фонетического анализа слова.

 

1. Произнеси вслух слово, которое будешь анализировать.

2. Используя приём говорения или скандирования, раздели слово на слоги, назови отдельно каждый слог, составь слоговую модель.

3. Позови слово или спроси с удивлением, используя слово (это), (например: Это берёза ?), - выдели в слоговой модели ударный слог.

4. Определи слоговой состав каждого слова, обозначь количество звуков в слоговой модели.

5. Интонацией последовательно выдели каждый звук и дай ему характеристику.

Специальными значками обозначь её в слоговой модели.

6. Прочитай слово по слоговой модели, чтобы проверить себя.

 

 

Алгоритм обучения изложению:

вариант - 1

  • Учитель читает текст;
  • Ученики составляют (или им предлагают в готовом виде) план;
  • Ученики записывают опорные слова по памяти (или получают в готовом виде);
  • Изложение по плану выполняет один или несколько учеников;
  • Ученики приступают к самостоятельной работе над изложением (в черновике);
  • Учитель читает текст повторно;
  • Ученики вносят дополнения и исправления и записывают изложение в тетрадь.

вариант - 2

  • возьмите черновики и простой карандаш;
  • начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
  • слова-памятки каждого предложения записывай;
  • между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
  • окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
  • помоги себе рисунком или схемой, сделай их на обратной стороне листа;
  • из слов составь все предложения;
  • активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках (первая строчка);
  • закончи работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запиши на второй строчке, оставленной тобою после первого слушания;
  • прочитай написанное, исправь ошибки;
  • запиши изложение в тетрадь.

 

ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ по развитию речи

 

Условное обозначение ошибки

 

Ошибка

 

Способ исправления

Ф

Фактическая ошибка

Написать так, как было в тексте (в жизни)

V

Пропуск важного слова или предложения.

Вставить пропущенное слово или предложение.

Z

Не выделен абзац

Начать с красной строки

( . )

Нет точки в конце предложения

Поставить точку в конце предложения

1,2,3…

Неудачный порядок слов

Изменить порядок слов

Н

Неудачное слово или предложение

Заменить другим словом или составить другое предложение

П

Повтор

Заменить или исключить повторяющееся слово

[ ]

Лишнее

Убрать лишнее

 

ОЦЕНКА ИЗЛОЖЕНИЙ И СОЧИНЕНИЙ


Первая оценка ставится за содержание (с) и речь (Р).

Например ,0-2 «4»

При выставлении первой оценки учитывается:

1) точность, богатство, выразительность речи;

2) правильность и полнота раскрытия темы;

3) наличие и реализация замысла;

4) композиционная стройность работы;

Ошибки в содержании:

Ф - фактическая ошибка;

Н - неудачное слово или предложение;

1,2,3…неудачный порядок слов;

[ ] - лишняя часть;

V - пропуск;

Z - не выделен абзац;

< - следует расширить;

Х – неоправданно выделен абзац;

- нарушена последовательность в изложении мысли.

Речевые ошибки: П - повтор, недочёт.


Вторая оценка – за грамотность.

Указываются орфографические (/), пунктуационные( ),

Грамматические (Г) ошибки.

Например:1-2-1 «4».

Грамматические ошибки:

1. Нарушение границ предложения.

2. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

 

Как подготовиться к изложению текста из учебника.


1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.

2. Если нет заголовка, озаглавь текст.

3. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

4. Найди в словах орфограммы. Подумай, как объяснить их написание.

5. Ещё раз внимательно прочитай тест. Найди в нём опорные слова. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний. После того как напишешь изложение, не забудь проверить свою работу по учебнику.

 

Как составить текст - повествование?


1. Подумай, о чём будешь рассказывать (какова тема текста).

2. Какая мысль в рассказе является основной?

3. Как лучше озаглавить текст?

4. С чего можно начать рассказ (о чём будешь говорить во вводной части)?

5. О чём расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряжённым, чем всё завершилось)?

6.  Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

 

Как составить текст - описание?


1. Выдели признаки предмета или явления, которые нужно описывать.

2. Определи своё отношение к нему. Что ты хочешь доказать в своём тексте?

3. Подумай, какие можно употребить слова, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

4. Озаглавь текст и напиши его. Проверь.

 

Как составить текст - рассуждение?


1. Кратко назови то, что будешь доказывать.

2. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно, например, начать так: «Происходит это потому что…» «Объясняется это тем, что…»

 

Как работать над ошибками и исправлять текст своего сочинения?


Прочитай сочинение и ознакомься с замечаниями учителя.

Выполни замечания по содержанию (С), найди лишнее (не на тему). Дополни, если нужно, текст. Замени неудачный заголовок. Напиши новое начало или другую концовку.

Измени, если нужно, части текста, их порядок, количество предложений в каждой части. (Z)

Подумай, какие слова лучше употреблять в тексте, чтобы он был более точным. Подбери эти слова.

Исправь те предложения, которые неверно построены (П).

Найди слова, которые написаны с ошибкой (/). Исправь.

Напиши после исправления второй вариант сочинения. Стремись к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляй слова точно. Используй синонимы.

 

Виды работ над текстом

 

1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10-15 слов выше)

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышленно (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21. Подготовка звукового оформления отрывка.

22. Беседа с сопровождением выборочного текста.

23. Нахождение в тексте 3 (5,7…)выводов.

24. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

25. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

26. Установление путём чтения причинно-следственных связей.

27. Чтение названия рассказа. Как ещё можно назвать, почему?

28. Чтение по ролям.

29. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

30. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики,позы.

31. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное ).

32. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

33. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и т.д.

34. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса).

35. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

36. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

37. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

38. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

39. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

40. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

41. Нахождение в рассказе самого длинного слова

42. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

43. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) существительное + прилагательное;

б) существительное + глагол;

в) местоимение + глагол;

44. Чтение, пометка непонятных слов.

45. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

46. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

47. Чтение слов, к которым даны сноски.

48. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

49. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.

50. Чтение с попутным комментарием и беседой.

51. Составление плана из рисунков.


Словарь настроений

 

Беспокойное
Бодрое
Боязливое
Бурное
Весёлое
Возбужденное
Волшебное
Воспевающее
Восторженное
Высмеивающее
Героическое
Грустной радости
прославляющее
Добродушное
Жуткое
загадочное
Задиристое
Заносчивое
Звонкое
Капризное
ликующее
любования
мечтательное
мрачное
насмешливое
нежное
обиженное
ожидания
печальное
поучительное
привередливое
прихотливое
тоскливое
радостной готовности
радостное
робкое
светлое
сердитое
серьёзное
сказочное
сочувствующее
сосредоточенное
сонное
солнечное
смешное
скрытное
скорбное
спокойное
таинственное
тёплое
тихое
торжественное
Грустное
тревожное
хвалебное
хвастливое
хмурое
шаловливое
шумное
шутливое




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*